Ленинград

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М. Просвещени, 1987. 287 с.

В библиографии по психологии физического воспитания и спорта (см. Лалаян А.А. Библиография психологии спорта. Ереван, 1980. 235 с.), охватывающей период с 1924 по 1977 г. количество работ по психологии физического воспитания и по психологии спорта соотносится приблизительно как 1:30. С тех пор существенных изменений этого соотношения не произошло, хотя развернувшаяся в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы требует коренной перестройки работы всех учителей-предметников, в том числе и учителей физической культуры. В школьной практике эта перестройка идет крайне медленно и тяжело, что во многом связано со слабой психологической образованностью преподавателей физкультуры.

Как осуществлять перестройку деятельности учителя физкультуры? На этот вопрос в значительной мере отвечает рецензируемая книга. По существу это первый фундаментальный учебник по психологии физического воспитания, основное содержание

15 1

которого составляют психологические аспекты педагогической деятельности учителя физкультуры.

Несколько лет назад вышел двухтомник Е.П. Ильина «Психофизиология физического воспитания» (М. Просвещение. Т. 1. 1980. 199 с.; Т. 2. 1983. 223 с.). Уже тогда автор выступил как новатор, объединив в едином курсе психологию и физиологию физического воспитания и спорта. Новый учебник также охватывает вопросы общей, возрастной, педагогической психологии в тесной взаимосвязи со специфическими проблемами физического воспитания. Отчетливо прослеживается преемственная связь с двухтомником и по содержанию.

Среди достоинств книги, во-первых, научность материала (автор опирался на экспериментальные данные, полученные им самим и его учениками, а также другими исследователями); во-вторых, высокий уровень дидактической подачи материала; в-третьих, раскрытие перед читателем сложности, многогранности, а главное творческого характера педагогической деятельности учителя физкультуры вопреки бытующему еще представлению о физкультуре как второстепенном учебном предмете, а об учителе физкультуры как «физкультурнике», а потом уже педагоге; в-четвертых, неразрывная связь всех теоретических положений учебника с практикой работы учителя физкультуры. По существу это учебник по психопедагогике физического воспитания, так как читателю предлагается не только психологическая теория, но и пути ее реализации в процессе физического воспитания учащихся.

В учебнике пять разделов. Первый посвящен психологическому анализу деятельности учителя физкультуры, рассмотрению слагаемых его педагогического мастерства и авторитета у учащихся, вопросам повышения профессиональной квалификации учителя, описанию стилей его деятельности. Здесь же дается характеристика объекта деятельности учителя — учащихся младшего, среднего и старшего возраста. В этом разделе выделены психологические критерии эффективности деятельности учителя физкультуры: позитивные изменения личности учащихся, благоприятный социально-психологический климат в классах и спортивных секциях, характер взаимоотношений учителя с учащимися, удовлетворенность школьников предметом и уроками физкультуры и др.

Второй раздел отведен педагогическому общению как средству воспитания и обучения учащихся. Изложение теоретических вопросов сочетается с рассмотрением элементов тренинга общения. Обсуждаются такие важные проблемы, как культура речи и педагогический такт учителя физкультуры, установление взаимопонимания учителя и учеников как необходимой основы для их сотрудничества, психологический анализ форм воздействия педагога на учащихся.

Третий центральный раздел учебника посвящен психологическим особенностям воспитания школьников в процессе занятий физической культурой. Здесь наиболее полно раскрывается то, что Б.Г. Ананьев называл «перекрестными связями разных сторон воспитания и развития человека», а именно: влияние физического воспитания на нравственное развитие, шире — на формирование всесторонне развитой личности, подготовку подрастающего поколения к труду и защите Родины. Автор рассматривает воспитательные задачи и те нравственные, волевые качества, которые целесообразно формировать в процессе физического воспитания, описывает особенности их развития в разном возрасте, предлагает адекватные для этого средства и методические приемы. Уделено внимание работе с трудными подростками и старшими школьниками. Раскрывается роль учителя физкультуры в профориентационной работе школы. Логично включены в данный раздел и главы, рассматривающие реализацию двух основных принципов советской школы: воспитания в коллективе и единства воспитания и самовоспитания учащихся.

В четвертом разделе рассматриваются особенности внимания, восприятия, мышления, памяти и роль этих психических процессов в деятельности учащихся на уроках физкультуры. Даются рекомендации учителю, во-первых, по учету этих особенностей для более рационального обучения и воспитания школьников, а во-вторых, по развитию этих психических процессов средствами физического воспитания. Иначе говоря, в этом разделе автор касается связей физического воспитания с умственным. Особо следует отметить выделение психологических критериев усвоения учащимися материала на уровне физкультуры.

Пятый раздел связан с рассмотрением практически важных вопросов активизации деятельности учащихся на уроках физкультуры. В единстве анализируются биологические и социальные факторы, обусловливающие активность школьников; обосновывается необходимость различать удовлетворенность учащихся предметом «физическая культура» и их удовлетворенность

15 2

уроками физкультуры; предлагаются конкретные пути повышения активности школьников на уроках физкультуры.

Книга, вызывающая безусловно положительное отношение в целом, не свободна от недостатков. На наш взгляд, не совсем удачно принятое в учебнике рассмотрение возрастных психологических особенностей школьников только по линии психического развития, что затрудняет создание целостного представления об учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Было бы целесообразно в I разделе дать обобщенные психологические характеристики каждого возраста, а затем в соответствующих главах разворачивать и конкретизировать их. Автору не везде удалось избежать чрезмерной академичности и сухости подачи материала. Учебник значительно выиграл бы при включении в него большего числа ярких жизненных примеров, психологического анализа конкретных ситуаций урока физкультуры. Слабо раскрыта в учебнике связь физического воспитания с эстетическим. Вызывает сомнение правомерность использования «внеочередных работ » как формы наказания учащихся, поскольку это противоречит задаче воспитания любви к труду. Мало внимания уделено вопросу формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе школьников, хотя это выделено в качестве одного из критериев эффективности деятельности учителя физкультуры. Все эти недостатки могут быть легко устранены при подготовке второго издания учебника. Необходимым дополнением к учебнику должен стать учебный практикум по психологии физического воспитания.

Источник: www.voppsy.ru