Этнопедагогические условия использования игр и состязаний традиционного физического воспитания

Этнопедагогические условия использования игр и

состязаний традиционного физического воспитания коренных малочисленных народов

севера (на примере хантов)

Декан факультета физической культуры, кандидат

педагогических наук, доцент В.П. Красильников Российский государственный

профессионально-педагогическогий университет, Екатеринбург

Народные

игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом

воспитании коренных малочисленных народов Севера. Об этом писали известные

исследователи духовной и материальной культуры этих этносов: Ю.А. Абсалямов,

А.Г. Базанов, В.Г. Богораз, Г.А. Василевич, В.Ф. Зуев, В.В. Леонтьев, Г.М.

Меновщиков, Л.И. Певгова, А. Рейнсон-Правдин, Г. А. Старцев, Г.Ш. Шренк [1 - 4,

подготовлена на основе материалов, полученных в результате экспедиций

(проводимых с 1990 по 1993 г.) в места компактного проживания одного из древних

народов Сибири - хантов (в Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа),

а также изучения литературных и архивных материалов.

Легенды

и былины, героические песни, сказки донесли до нашего времени сведения о том,

что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний

"Яхта-хар", на которых собирались помериться силой прославленные

хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и

"иноземные" силачи - представители других народов. Богатыри

состязались в беге, стрельбе из лука, переламывании руками костей различных

того, что в играх и состязаниях хантов принимали участие не только мужчины, но

и представительницы прекрасного пола, является эпизод сказки

"Мойтнынг" [25]. Героиня этой сказки, участвуя в состязаниях по

данные о народных играх и состязаниях встречаются в сборнике "Мифы,

предания, сказки хантов и манси"[18]. Например, в мифологической сказке

"Мужчина Мось, рожденный из колена женщины" описываются некоторые

элементы хантыйской борьбы. В предании "Леший" рассказывается о

ритуальном обряде перед состязанием, некоторых основных приемах, с помощью

героическом сказании "Камень семпыр" достаточно хорошо показана

древняя игра в каменный мяч - семпыр. Смысл этой игры в том, чтобы поймать

информация о содержании, правилах игр и состязаний хантов содержится в работах

известных исследователей Севера: Б. Городкова, Г. Дмитриева-Садовникова, В.Ф.

перечисленных работ позволил нам расширить представление об особенностях

традиционных игр и состязаний хантов, проживающих в экстремальных климатических

условиях, и одновременно сделать вывод о том, что исследования в области

классификация состоит из четырех блоков: 1-й блок - игры детей от 1,5 до 6 лет,

2-й - от 6 до 10, 3-й - от 10 до 14; 4-й - игры, состязания, самобытные

физические упражнения молодежи и взрослых.

нашим данным, народные игры хантов были основным средством приобщения детей к трудовой

деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению

домашнего хозяйства) [8, 12]. Игры для детей от 1,5 до 6 лет способствовали

физическому и умственному развитию хантыйских детей, обучению их первоначальным

жизненно важным двигательным навыкам, психически закаливали. Как отмечает А.Г.

Базанов [2], большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер

и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствовали развитию

навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с

традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали

семейный быт. Детей постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики,

ханты готовили к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и

игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с

традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В этот

период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины -

хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк акань - из беличьих

хвостов, ваз акань - из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы

(ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки

игр детей 1,5-5 лет игры 6 - 7-летних отличаются тем, что дети находятся на

более высокой ступени игровой деятельности. Это период, когда дети начинают

играть по правилам. Их игры становятся разнообразными по содержанию и

14 - 15 годам хантыйские подростки становились практически полноценными

промысловиками. В связи с этим существенно менялась роль народных игр,

состязаний: требовалось уже не только развить физические качества и обучить

навыкам промысловика, но и совершенствоваться в них дальше.

игры, состязания в этом возрасте служили своеобразной подготовкой к

промысловому сезону, разрядкой после тяжелой изнурительной работы в лесу, на

реке ("Бег на подволоках", "Прыжки через лодки",

"Прыжки с валиком", "Метание аркана на хорей",

"Метание чурбана" и мн. др.). Игры промысловой направленности в это

время отличаются большой физической нагрузкой, сложными правилами и рассчитаны

на то, что игроки обладают определенными знаниями и навыками ведения охоты,

рыболовства и оленеводства.

хантов существовало много состязаний, в которых ребенок или взрослый должен

показать находчивость, силу, ловкость, мужество и проявить стойкость в борьбе с

соперником. После подвижных игр состязания фактически являлись как бы вторым

современной педагогике педагогические условия представляют собой специально

теоретического анализа и полевых этнопедагогических исследований позволили

выделить и обосновать совокупность этнопедагогических условий, необходимых и

достаточных для того, чтобы эффективно использовать народные игры в

традиционном физическом воспитании хантов.

условие эффективного использования народных игр - это реализация в

педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о

содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому. По

сведениям информаторов *, в каждом хантыйском селении находились добровольные

наставники и судьи разнообразных игр и состязаний. Обычно это были представители

старшего поколения (старики, родители), но часто любители игр встречались и

среди молодежи, и, как показали наши исследования, эту любовь к игре они

сохранили до самой глубокой старости.

Второе

условие - системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности

хантов (промыслы, школа, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.). Так,

например, охотники после удачной охоты на лебедя, медведя, перед открытием

охотничьего сезона состязались в перетягивании палки, веревки, в прыжках в

высоту и длину. Рыбаки состязались и играли в различные игры после ледохода

(май), во время плетения морд для ловли рыбы, после строительства водозабора.

Оленеводы соперничали в метании арканов (тынзянов), в прыжках через нарты, в

перетягивании веревки, перед тем как уйти на весенние маршруты с оленями

(март), и осенью, когда пригоняли стада оленей с гор. У хантов был и еще ряд

причин, в связи с которыми устраивались игры и состязания. Это работа в лесу,

заготовка дров, сбор кедровых шишек, вечерний досуг, священные праздники.

Организаторами и инициаторами этих мероприятий обычно были любители сразиться в

силе, быстроте, ловкости и выносливости.

Третье

условие - использование традиционной технологии организации игровой

деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение

правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков;

проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности).

У хантов существовала система самобытных приемов обучения и воспитания детей

посредством игр и упражнений. Так, например, детей шурышкарских хантов вначале

условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря

для игр и состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр

и соблюдение традиционных ритуалов.

Инвентарь

для игр, состязаний изготавливался хантами из природных материалов (дерева,

камня, кожи, шерсти, кости и т.д.), что было удобно и достаточно экономно, а

также всегда находилось под рукой. Инвентарь ханты бережно хранили в

специальных мешочках (камешки, косточки) или в ящичках (игральные палочки).

Очень часто инвентарь мастерили во время работы. Например, кольца для игры "Кусы"

казымские ханты делали во время плетения морд для рыбной ловли, диски для игры

"Корки мэнру санрам" сургутские ханты мастерили во время работ по

заготовке дров в лесу. Иногда в качестве инвентаря использовались те или иные

части орудий для рыбной ловли или хозяйственной деятельности. Так, шурышкарские

ханты использовали для игры "Кусы" металлические грузила от

рыболовецких сетей и шесты для их просушки, а ваховские ханты прыгали в высоту

с помощью шестов (хореев) для управления оленями во время езды на нартах.

Ханты

обычно играли на ровных, расчищенных площадках возле домов. Здесь

практиковалось проведение таких игр, как "Сёл (Городки)",

"Догонялки (Пэнкинат)" и др. На песчаных берегах рек, больших лесных

полянах ханты состязались в метании мяча, в стрельбе из лука на дальность

полета стрелы, в метании сосновых шишек, стрелы-лопатки и пр. В зимнее время

для гонок на охотничьих лыжах ханты использовали окраины деревень, бегали по

глубокому снегу. Очень часто играли на речном льду, предварительно очистив его

от снега, иногда - на дороге, в загоне для оленей, а в некоторые игры могли

играть и в помещении ("Нёрэм ими (Болотная женщина)".

сведениям, полученным от информаторов, иногда игры, состязания хантов

начинались или заканчивались традиционными ритуалами. Так, сургутские ханты

перед борьбой на Медвежьем празднике избирали самого сильного борца - Лэкэл

анки, которого обязательно должны были победить все участники состязаний. Кроме

того, все мужчины - участники борьбы надевали на голову женские платки, прикрывая

ими глаза. Еще один священный ритуал традиционно исполнялся после состязаний на

материалы позволяют прийти к выводу, что основными средствами физического

воспитания хантов являлись исторически сложившиеся игры, состязания. Широкой

популярностью среди хантов пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и

толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах,

Источник: 2dip.ru