Booksmed.Com

Год выпуска: 2002

Автор: Ципин Л.Л.

Жанр: Лечебная физкультура

Формат: DOC

Качество: TXT

Описание: В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в настоящее время действует примерная учебная программа по физической культуре для высших учебных заведений различного профиля, которая содержит теоретический, практический и контрольный разделы. Теоретический раздел программы предусматривает овладение системой научно-практических знаний в области физической культуры и здорового образа жизни, формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Многолетний опыт преподавания теоретического раздела программы показал, что при его освоении возникают определенные трудности как у недавних выпускников физкультурных вузов, работающих преподавателями на кафедрах физической культуры, так и у студентов, проходящих обучение на этих кафедрах. В первом случае они связаны с необходимостью комплексного и сжатого изложения обширного теоретического и методического материала, а также недостаточной разработанностью некоторых вопросов, в частности, использования физических упражнений при подготовке к конкретному виду трудовой деятельности. Во втором случае процессу обучения не способствует сложившееся у многих студентов нефизкультурных вузов представление о том, что если человек когда-либо сталкивался с физическими упражнениями, то он уже достаточно компетентен в данной области, хотя обычно это выражается одной фразой - "Надо больше двигаться!". Даже те, кто регулярно тренируется, зачастую слабо разбираются в основах методики физической подготовки. Кроме того, сейчас имеется масса популярной литературы, в которой представлены рекомендации, иногда противоречивые и неоднозначные, по использованию многочисленных тренировочных программ и способов оздоровления. Без соответствующей подготовки ориентироваться в такой литературе сложно. Отрицательно сказывается на обучении неточное или неправильное употребление терминов теории физической культуры, анатомии, физиологии, психологии, которое встречается во многих источниках.

Решить проблему теоретической подготовки студентов в сфере физической культуры и здорового образа жизни призвана помочь специальная учебная литература, в частности, учебник "Физическая культура студента", изданный в 1999 г. В нем подробно, на богатом фактическом материале освещаются принципиальные положения теории физической культуры, включая основы развития физических качеств и обучения двигательным действиям, методику самостоятельных занятий. Вместе с тем, отдельные темы, вызывающие повышенный интерес, касающиеся, например, истории и современного состояния олимпийского движения, содержания распространенных систем физических упражнений, некоторых аспектов здорового образа жизни, нуждаются в более пристальном рассмотрении. Большой объем предлагаемых сведений вступает в заметное противоречие с ограниченным количеством лекционных часов, отводимых на освоение теоретического раздела.

В настоящем учебном пособии предпринята попытка кратко и в доступной форме изложить обязательный материал теоретического раздела программы с необходимыми дополнениями. С целью облегчить восприятие нового материала и чтобы исключить разночтения, основные понятия и определения, а также наиболее важные данные выделены в тексте отдельно. Тема здорового образа жизни занимает среди других центральное место, поскольку физическая культура является, по существу, одним из главных его факторов. Это нашло свое отражение в названии пособия. Особое внимание уделено самоконтролю при занятиях физическими упражнениями. Известно, что именно незнание или несвоевременное применение методов самоконтроля за состоянием функциональных систем организма становится во многих случаях причиной переутомления и, как следствие, травм и других негативных проявлений.

Пособие состоит из шести глав, в которых раскрываются самостоятельные и, в то же время, органически связанные одна с другой, темы. Каждая глава разбита на две части, представляющие собой законченные и рассчитанные на два часа лекции, а названия параграфов могут служить в качестве экзаменационных вопросов. Рубрикация глав построена таким образом, что позволяет оперативно найти в пособии интересующий учебный материал.

При подготовке пособия были использованы работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни: Б. А. Ашмарина, М. Я. Виленского, В. М. Выдрина, В. И. Дубровского, В. И. Ильинича, Л. П. Матвеева, В. Н. Платонова, К. Купера и многих других, а также результаты собственных исследований.

Содержание учебного пособия

«Физическая культура с основами здорового образа жизни»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

  1. Физическая культура, ее компоненты и история развития
    1. Понятие "физическая культура". Компоненты физичхкой культуры
    2. Понятия "физичгское воспитание", "физическое развитие", "физическое совершенство"
    3. Понятия "спорт" и "вид спорта"
    4. Возникновение физической культуры
    5. Олимпийские игры Древней Греции
    6. Олимпийские игры современности
    7. Крупнейшие современные спортивные соревнования
    8. Направления спортивного движения
    9. Организационные основы физической культуры
    10. Студенческие спортивные организации и соревнования
  2. Виды спорта и системы физических упражнений
    1. Общая классификация видов спорта
    2. Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость
    3. Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовью способности
    4. Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту
    5. Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость
    6. Виды спорта комплексного воздействия
    7. Общая классификация шстем физических упражнений
    8. Современные системы физических упражнений
    9. Восточные системы физических упражнений
    10. Единая спортивная классификация

Источник: www.booksmed.com