Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 - Наглядные методы

Page 8 of 45

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Приемы наглядного метода разнообразны. Это – наглядно-зрительные приемы, приемы предполагающие тактильно-мышечную наглядность, предметная наглядность, наглядно-слуховые приемы.

НАГЛЯДНО-ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

Наглядно-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д.

ПОКАЗ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ применяется, когда детей зна­комят с новыми движениями. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.

Упражнение демонстрируется не­сколько раз. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу. т. е. к показу того элемента тех­ники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное пред­ставление о движении, целесообразно вызывать словом его об­раз, активизируя при этом мышление ребенка.

Педагогу следует тщательно подготовиться к показу упражне­ния. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое уп­ражнение было видно всем детям. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в разных плоско­стях. чтобы создать правильное представление о положении туло­вища, ног, рук.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ в виде плоскостных изобра­жений (картины, рисунки, фотографии, диафильмы), а также кино- и видеофильмов используется для уточнения техники фи­зических упражнений.

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполня­ют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

ИМИТАЦИЯ. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения.

Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения. помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка.

Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, т. е. при закреплении двигательных навыков.

Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений. как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела, гусеница), растениям (цветок, трава и др.), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья, резание ножницами и др.).

Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения. Зрительные ориентиры используют обычно после того. как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

Источник: spargalki.ru