Психолого-педагогические проблемы физического воспитания студентов

Автор: Chromosomos | Дата: May 8th, 2013 | Рубрика: Физическая культура

Особенности современных условий жизни, стремительное развитие технического прогресса, модернизация учебных и трудовых процессов, резкий рост объемов информации, проблемы с экологией окружающей среды, преимущество вредных привычек над здоровым образом жизни – все это негативно влияет на организм студенческой молодежи. Пластичность функциональных систем здорового молодого человека способствует ее быстрой адаптации к различным воздействиям внешней среды. В то же время незначительные отклонения в состоянии здоровья подростков в период полового созревания и гормональной перестройки приводят к тому, что в них организм не всегда адекватно реагирует на учебные нагрузки. Обучение в вузе еще более усугубляет эту тенденцию вследствие увеличения умственной нагрузки. Недостаточная двигательная активность приводит функциональным расстройствам, которые в дальнейшем переходят в хронические заболевания.

Решение задач физического воспитания – проблема многоаспектная и требует комплексного подхода. Нужна коренная перестройка организации физического воспитания школьников и студентов, а именно, следует кардинально изменить свои взгляды на физкультуру, на физическое состояние, не воспринимать их как нечто второстепенное. Нужен полный пересмотр концепций и методики работы по физическому воспитанию в высших учебных заведениях.

Психолого-педагогические проблемы теории и методики физического воспитания студенческой молодежи имеет большое государственное, научное и практическое значение. Физическая культура в этом случае является не только средством воспитания и улучшения физической подготовки юношей и девушек, а нередко основным фактором восстановления и укрепления здоровья в период становления и окончательного формирования организма, средством ликвидации недостатков в физическом развитии, мощным источником повышения общей и умственной работоспособности .

Научно-методическая литература об особенностях двигательного режима больных студентов позволяет утверждать, что до настоящего времени очень мало научно обоснованных рекомендаций физического воспитания студентов с заболеваниями различных органов и систем организма.

С каждым годом количество студентов, которые по состоянию здоровья отнесены к специальному учебному отделению, увеличивается.

Теория и методика физического воспитания учитывает, что нарушение функций тех или иных систем и органов влияет на функциональную деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, процессы обмена веществ, способствует ухудшению общего состояния здоровья, снижению умственной и физической работоспособности и творческих возможностей студентов.

Известно, что занятий в пределах учебной программы по физическому воспитанию недостаточно для решения задачи восстановления здоровья студентов. Только комплексное сочетание учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, например выполнение упражнений на нескользком коврике для йоги. может успешно формировать и совершенствовать специального учебного отделения физические качества и навыки, необходимые им в будущей профессиональной деятельности.

Повышение оздоровительного эффекта физических упражнений студентов специального учебного заведения зависит от:

а) дифференцированного применения средств физической культуры в зависимости от заболевания и индивидуальных особенностей организма;

б) использование специальных физических упражнений в комплексе с упражнениями, которые усиливают оздоровительное воздействие физической тренировки и активного отдыха;

в) систематического использования самостоятельных оздоровительно-тренировочных занятий для повышения функциональной деятельности систем и органов, которые в этом нуждаются, в зависимости от состояния здоровья.

Научные исследования и обобщен опыт свидетельствуют, что физическая нагрузка оказывает мощное противодействие многим функциональным нарушением различных органов и систем.

Поэтому психолого-педагогические основы теории и методики физического воспитания доказывают необходимость применения оздоровительно-тренировочных занятий с целью:

а) совершенствование физического развития и физической подготовки студентов, получение медицинских навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

б) воспитание у студентов мотивации к систематическим занятиям физической культурой и физического самосовершенствования;

в) приобретение навыков профессионально-прикладной физической подготовки;

г) морально-волевой и эстетической подготовки студентов.

На сегодня наиболее глобальными в развитии оценивания физкультурно-оздоровительных достижений студентов есть три ключевых тенденции, отражающие концепцию современного образования – личностноориентированная, качественная и физкультурно-оздоровительная.

Первая – значимым компонентом в этом процессе есть тенденция оценки объективных возможностей организма каждого студента, обеспечивает необходимость введения таких оценочных технологий и процедур, которые давали бы возможность получать высокие и достоверные результаты. Вторая – тенденция становления уровня теоретических знаний по своевременной коррекции и самокоррекции средствами физической культуры. Третья тенденция – интенсификация студенческой ориентированности в процессе оценки возможностей организма способствует нахождению новых подходов, которые бы максимально учли индивидуальные особенности студентов, раскрывали их персональные достижения и недостатки.

Чтобы привлечь внимание к проблемам физического воспитания, в Украине разработана комплексная программа “Физическое воспитание – здоровье нации”, в которой указано приоритетные направления государственной политики на ближайшие годы. Согласно ей, физическое воспитание в учебно-воспитательной сфере, как составной части общей системы образования, должно заложить основы обеспечения и развития физического и нравственного здоровья, формирование умственной и психологической подготовки к активной жизни и профессиональной деятельности на принципах индивидуального подхода, приоритета оздоровительной направленности, широкого использования разнообразных средств и форм физического совершенствования непрерывности этого процесса.

Следовательно, указанные тенденции, в которых раскрываются проблемы теории и методики физического воспитания студенческой молодежи, модернизируются, дополняя друг друга для достижения цели создания функционального физкультурно-оздоровительного воспитания, удовлетворяет запросы современного общества.

Источник: chromosome2009.org