Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУ ГА

Физическое воспитание в УВАУ ГА является органической частью профессиональной подготовки будущих специалистов гражданской авиации. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она осуществляется кафедрой физической подготовки с использованием разнообразных форм урочных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения в училище [10].

От каждого будущего пилота, диспетчера или спасателя требуется не только хорошее здоровье и разностороннее физическое развитие, но и владение знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими сознательное и правильное применение разнообразных средств физической культуры и спорта в режиме профессионального труда и отдыха с целью повышения и сохранения на высоком уровне их работоспособности. Кроме того, каждая специальность требует воспитания специфических физических и психофизических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Особенно важными профессиональными качествами выпускников нашею училища являются сила, выносливость, внимание, быстрота ceнсомоторныx реакции, быстрота оперативного мышления, точность и координация движений, устойчивость к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Для воспитания этих качеств можно использовать все виды физических упражнений. Наиболее эффективными их них являются спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм.

Цели и задачи физического образования курсантов

Целью физического образования курсантов училища является обеспечение готовности к быстрому и качественному овладению выбранной профессией, перенесению нервно-психических нагрузок, повышение устойчивости организма к воздействию негативных факторов, встречающихся в процессе обучения, а также формирование физической культуры личности.

Процесс занятий физической культурой предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре и установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность курсанта к будущей профессии;

- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [10].

Физическая культура как учебный предмет

Физическое воспитание в УВАУ ГА представляет собой систему взаимосвязанных и дополняющих друг друга мероприятий. Основу составляет учебный предмет «Физическая культура» со своими задачами, теоретическим и практическим курсом. В систему физического воспитания курсантов также входят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и спортивно-массовая работа во внеурочное время.

Основными законодательными, инструктивными и программными документами, определяющими содержание, обязательность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» в УВАУ ГА, являются: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 180-ФЗ, приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025, Примерная программа дисциплины «Физическая культура» (2000), Руководство по физической подготовке летного состава авиапредприятий и курсантов летных училищ гражданской авиации (1985), Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777 [34].

Источник: www.medsuccess.ru