Физическое воспитание детей с нарушением речи.

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени. Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи.

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

В работе с этими детьми надо исключить следующие виды движения: прыжки с возвышенности, прыжки в длину и в высоту, резкие движения позвоночника, кувырки и т. д.

Необходимо использовать игры и упражнения направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета и укрепление сводов стопы. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения, которые для эффективности занятий рекомендуется выполнять на балансировочной доске :

• сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

• разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

• отстукивать в ладоши ритм в заданном темпе;

• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

• отстреливать каждым пальцем поочередно воздушный шарик;

• тренировать захват мячей различного диаметра;

• вырабатывать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);

• воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть).

На первом этапе на определенное ваше движение ребенок (как «эхо») должен ответить тем же движением. Например, вы подняли палец - он поднял палец; подняли красный мячик - он делает то же самое. Вы постучали три раза - он три раза; два сильных удара, один слабый - два сильных удара, один слабый.

В результате тренировок на балансировочном оборудовании при работе с детьми с нарушениями речи :

- развивается навык балансирования, чувство равновесия, приходит осознание схемы собственного тела, повышается концентрация внимания, развивается общая моторика;

- стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется осанка, заметно улучшается координация движений;

- занятия стимулируют мозжечок и как следствие помогают развитию речевых навыков.

Было доказано, что любые физические упражнения на равновесие, могут значительным образом повлиять на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании речи.

Указанные упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно его ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

Для коррекционной работы рекомендуется использовать балансировочное оборудование под руководством специалиста (логопеда, дефектолога, психолога).

Выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание. Правильное дыхание успокаивает и спо­собствует концентрации внимания, создавая основу для формирова­ния базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спон­ танной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Нако­нец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе! Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движе­нием.

Разнообразные растяжки - эти воздействия оказывают иррадиирующее влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь.

Что бы мы ни делали, нам с необходимостью требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу. Что и достигается поэтапным внедрением упражне­ний на оптимизацию (а подчас, как всем известно, и создание) обще- и глазодвигательного репертуара. Г армонизация дви­жений ребенка: двигательная мелодия, ловкость, точность и меткость - залог многих дальнейших достижений ребенка.

Больше упражнений описано в инструкции-приложении к балансировочной доске)

В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов. Но определяющим является именно направленное нейропсихологическое сопровождение этих детей.

Источник: kaza.com.ua