Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления преподавателей физического воспитания вузов

Ключевые слова: профессиональное образование, технология, педагогическое мастерство, формирование профессиональной готовности.

В современных условиях профессиональное образование по физической культуре и спорту подвержено существенному реформированию, вызванному новой политической ситуацией в российском обществе. Одна из важнейших задач реформирования - формирование новой системы профессионального становления преподавательского состава высших учебных заведений, основанной на развитии их педагогического мастерства.

Практика свидетельствует, что невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста в вузе без творческого, инициативного отношения к делу каждого преподавателя. Все вышесказанное в полной мере относится и к преподавателям физического воспитания.

В настоящее время на кафедрах физического воспитания вузов уменьшается количество опытных высококлассных преподавателей, а приток молодых преподавателей, окончивших педагогические вузы, постоянно увеличивается. При этом уровень их профессиональной подготовленности не всегда соответствует требованиям высшей школы.

Отмечается высокая текучесть преподавательского состава из-за низкой оплаты труда. Все перечисленное выше свидетельствует о негативных тенденциях, наблюдаемых в физкультурном профессиональном образовании.

В данный момент общее количество преподавателей по физическому воспитанию, деятельность которых отличается низким и неудовлетворительным профессиональным уровнем, значительно превышает число педагогов с высоким уровнем мастерства.

Такое положение дел настоятельно требует научного осмысления и поиска путей выхода из сложившейся ситуации.

Анализ литературы свидетельствует, что современной наукой накоплены богатый опыт и фонд идей, опираясь на которые можно успешно решить проблему профессионального становления молодых преподавателей физического воспитания в вузах.

Однако проведенный анализ литературных источников показал, что проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионального становления преподавателей физического воспитания вузов уделено мало внимания.

Полного отражения не нашли процесс, технология психолого-педагогического сопровождения профессионального становления преподавателей физического воспитания вузов.

Все вышеизложенное определило необходимость в разработке технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального становления педагогов по физическому воспитанию.

Для решения задач исследования были изучены литературные источники, руководящие документы и нормативные акты, регламентирующие профессиональную деятельность преподавателей физического воспитания вузов, так как в условиях этой деятельности и происходит развитие их педагогического мастерства.

В процессе исследования изучались сущность, особенности, факторы, влияющие на эффективность психолого-педагогического сопровождения.

Как показал анализ литературы, под психолого-педагогическим сопровождением следует понимать такую деятельность, которая порождает нечто качественно новое, отличающееся своей общественной значимостью, а под развитием педагогического мастерства - особый тип изменения, связанный со структурным и функциональным обновлением профессиональной деятельности преподавателя по физическому воспитанию, превращением ее в нечто иное, более совершенное, выражающееся в качественно новых целевых установках, способах и результатах труда. Иными словами, педагогическое мастерство - это деятельность педагога, которая направлена на достижение более высоких результатов в обучении и физическом воспитании студентов посредством уточнения учебных целей, а так же поиска оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее не известных методов и приемов решения педагогических задач.

Проведенное исследование свидетельствует, что процесс развития педагогического мастерства у преподавателей по физическому воспитанию имеет свои особенности. Первая особенность состоит в том, что в развитии педагогического мастерства следует выделить два основных этапа, каждый из которых включает в себя несколько периодов.

Первый этап – формирования профессиональной готовности к эффективной профессиональной деятельности, который делится на два периода: предварительной и непосредственной подготовки к ней.

Второй этап – собственно высокоэффективной профессиональной деятельности, который включает в себя два периода: становления и проявления педагогического мастерства. Каждый из названных этапов и периодов имеет своеобразное содержание и продолжительность.

Вторая особенность в развитии профессионального мастерства заключается в том, что расцвет педагога достигается в результате прохождения всех указанных этапов. Однако абсолютное большинство преподавателей по физическому воспитанию в своем развитии останавливаются на невысоком уровне (80 85 %).

Третья особенность в развитии педагогического мастерства состоит в том, что в его «всплеске» имеется определенная закономерность. Опрос более 40 преподавателей вузов со стажем работы более 10 лет показывает, что первый пик роста мастерства приходится, как правило, на четвертый год работы, а затем повторяется снова через 3 4 года. Причем у педагогов (примерно 20 %), которые болеют за свое дело, развитие педагогического мастерства идет по восходящей линии; для других характерно снижение активности и результативности профессиональной деятельности.

Четвертая особенность выражается в том, что основная часть творческих находок касается методической работы, меньшая часть приходится на сферу воспитательной деятельности. По мере продвижения педагогов к периоду проявления мастерства рост творческих находок в сфере воспитания студентов в процессе занятий физической культурой увеличивается.

Пятая особенность состоит в том, что в практической деятельности педагоги реализуют от 40 до 60 % своего профессионального потенциала.

Изучив сущность психолого педагогического сопровождения, особенности проявления и развития педагогического мастерства у преподавателей по физическому воспитанию, мы приступили к выявлению факторов, определяющих высокую эффективность психолого педагогического сопровождения их профессионального становления.

Проведенное исследование показало, что основными факторами, определяющими высокую эффективность психолого педагогического сопровождения профессионального становления преподавателей, являются: устойчивая мотивация к творческой деятельности; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач; уровень развития знаний, навыков и умений проведения всех форм физического воспитания студентов; уверенность в своих силах и способностях; инновационное мышление; сообразительность при решении задач физического воспитания обучаемых.

Динамика корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности с перечисленными выше факторами имеет специфические особенности. Так, устойчивая мотивация преподавателей к творческой деятельности к этапу становления профессионального мастерства снижается, а сообразительность при решении профессиональных задач увеличивается. Изучение представленной динамики легло в основу построения технологии психолого педагогического сопровождения профессионального становления преподавателей по физическому воспитанию.

При этом обобщение практического опыта позволяет выделить основные компоненты технологии и направления деятельности по психолого педагогическому сопровождению профессионального становления преподавателей физического воспитания. К ним относятся: изучение личности преподавателя; определение общих задач в формировании перспектив изучения и направленности педагогического воздействия в работе с каждым педагогом; конкретизация целей и задач психолого педагогического сопровождения конкретного педагога на месяц, семестр, учебный год исходя из индивидуальных особенностей характера, нравственной и психологической обстановки в коллективе и возникающих проблем; реализация процесса психолого педагогического сопровождения развития педагогического мастерства каж дого преподавателя и при необходимости внесение коррективов в его ход; регулярный анализ психолого педагогического сопровождения преподавателей, его результативности и определение путей дальнейшего развития у них педагогического мастерства.

Обоснованная технология психолого педагогического сопровождения профессионального становления преподавателей физического воспитания была реализована в педагогическом эксперименте.

Полученные результаты показывают, что у основной части преподавательского состава экспериментальной группы (ЭГ) произошли более ярко выраженные позитивные изменения по сравнению с контрольной группой (КГ). Положительные изменения в росте профессионального мастерства произошли у 66 % педагогов ЭГ и только у 32 % – КГ.

Значимость творческих находок для повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию прежде всего зависит от уровня развития профессионального мастерства педагогов. В конце эксперимента в ЭГ она составила 2,92 балла, а в КГ – 2,74 балла при р<0,05.

Устойчивость высокоэффективной деятельности педагогов в первую очередь определяется их мотивацией и нацеленностью на решение профессиональных задач. В конце эксперимента этот показатель в ЭГ составил 3,35 балла, а в КГ – 2,72 балла при р<0,05.

Таким образом, перечисленные факты свидетельствуют о положительном влиянии разработанной технологии психолого педагогического сопровождения профессионального становления преподавателей по физическому воспитанию в вузах.

Исследования проводились на базе УВАУГА, УлГУ, технических университетов Ульяновска и Санкт Петербурга, ВИФК Санкт-Петербурга.

Источник: bmsi.ru