О ПОНЯТИЯХ - СПОРЯТ!

Abstract

ON RATIO OF SPORTS AND PHYSICAL CULTURE

V.B. Barabanova, Ph. D.

O.S.Vasilyeva, Ph. D.

The Rostov state university, Rostov

Key words: sports, physical training, sports activity, cultural potential, телесность, spirituality, physical рекреация, rehabilitation, education, education, physical perfection, impellent abilities, achievements in sport, a record.

In the area of sports the opening and demonstration of borders of human life is carried out. And this applicability (essence) realizes sports within the framework of physical culture, instead of outside of them.

О СООТНОШЕНИИ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат философских наук В.Б. Барабанова

Кандидат биологических наук О.С. Васильева

Ростовский государственный университет, Ростов

Ключевые слова: спорт, физическая культура, спортивная деятельность, культурный потенциал, телесность, духовность, физическая рекреация, реабилитация, образование, воспитание, физическое совершенствование, двигательные способности, спортивные достижения, рекорд.

По поводу обозначенной в названии данной статьи проблемы в современной науке о спорте нет единой точки зрения. Для многих российских авторов факт включенности спорта в состав физической культуры наряду с физическим воспитанием, физической рекреацией и реабилитацией является несомненным [1, 2, 10]. Другие ученые рассматривают области существования физической культуры и спорта как совпадающие лишь отчасти [5] либо не совпадающие вовсе [7, 9, 11]. Вместе с тем уже само по себе наличие дискуссии и разноголосицы мнений говорит о сложности данной проблемы. А погружение внутрь нее заставляет обратиться к таким важным вопросам спортивной теории, как определение места спорта в пространстве культуры и его культурного потенциала, выявление тех смыслов, которые вносятся индивидом и человечеством в спортивную деятельность, исследование мировоззренческих ориентаций, реализующихся в спорте, противоречий и тенденций его развития.

Осмысление проблемы соотношения спорта и физической культуры требует в первую очередь определения содержания понятия "физическая культура", освобождения его при этом от тех значений, которые вкладываются в используемое в обыденной речи и идеологизированных текстах слово "физкультура".

Последний термин возник из сокращенного обозначения одного из целеориентиров культурной революции в России. Его появление было вызвано специфическими, конкретно-историческими условиями, необходимостью формирования особого рода ценностных ориентаций у широких слоев населения. Данный термин нес значительную идеологическую нагрузку и в нынешнее время разложения большевистско-коммунистической идеологии утратил большую часть содержащихся в нем ранее значений. Это обстоятельство требует более глубокого осмысления понятия физической культуры, во-первых, в контексте новых исторических реалий, во-вторых, на базе уже осуществленных глубоких и содержательных исследований феномена культуры.

Однако, имея в виду, что существует множество определений культуры, а в данной работе не ставится цель выработки собственной оригинальной трактовки сути данного феномена, следует опереться на те обобщения, которые уже содержатся в литературе [3, 4, 6, 8]. В этом случае под культурой следует понимать сложившийся в истории конкретного общества или человечества в целом опыт жизнедеятельности, закрепленный в поведенческих, вербальных, идеальных, вещных, институциональных (а все это вместе означает - в знаковых) формах. Этот опыт организуется в систему способов человеческой деятельности, опираясь на которую человек осваивает, преобразует, развивает общественные отношения, изменяет естественную (внешнюю) и собственную природу. Но в чем специфика физической культуры?

Определяя ее, надо все же отметить, что культура выступает как целостный механизм общественного воспроизводства, все части которого взаимодействуют друг с другом и не обладают абсолютной автономией. Любое явление, с которым сталкивается человек в своей жизнедеятельности, представляет собой область существования самых различных проявлений культуры - политических, нравственных, физических и т.п. Поэтому теоретически физическую культуру можно рассматривать в качестве особого вида культуры, хотя деятельностно-практически выделить ее в отдельную область и обособить от других сфер культуры вряд ли удастся.

И все же на уровне социально-философского, культурологического анализа использование понятия "физическая культура" должно - и позволяет - стереоскопически отразить в сознании своеобразие различных процессов совершенствования телесной и духовной (в специфическом ракурсе рассмотрения) организации человека. В ходе этих процессов безличные, естественные, природно-телесные характеристики человеческого существа приобретают личностные характеристики.

В начале данных процессов человек выступает просто как живой организм, биологическое тело, далее - превращается в субъекта деятельности. Двигательная активность этого субъекта организуется. Телесность начинает выступать как определенный тип единства природного и социального, как чувственное, но обладающее сверхчувственными характеристиками (вследствие социокультурных трансформаций) образование.

Следует подчеркнуть, что "телесность" есть категория, обозначающая то, чем становится естественно данное человеческое тело в ходе его социальных модификаций, поэтому эту категорию, безусловно, нельзя рассматривать вне сопряжения с другой очень важной категорией - "духовностью". Эти понятия, как и обозначаемые ими феномены, взаимосвязаны. В телесности присутствуют элементы духовности, вместе с тем телесность является формой бытия духовности в физическом мире.

Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как область культурных явлений, связанных с развитием человеческой плоти в человеческую телесность (имеющую надбиологический субстрат) и включением природного индивида в мир культуры. Ведь область культурных явлений сопряжена с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Поэтому к последнему следует относиться как к специфической культурной ценности, его улучшения и совершенствования необходимо добиваться.

Физическая культура не является однородным и аморфным образованием, напротив, она гетерогенна, сложно структурирована, находится в процессе постоянных изменений и преобразований. Она включает в себя разнообразные способы деятельности, связанные с формированием, развитием и совершенствованием человеческой телесности. Они образуют сферы физической рекреации, реабилитации, образования (освоения оптимальных и эффективных способов управления своими движениями), воспитания. Представляется, что спорт, имеющий свои ярко выраженные особенности по отношению к каждой из этих сфер, но качественно однородный по отношению к физической культуре как целостности, входит в состав ее компонентов и не может рассматриваться в качестве образования, внешнего для физической культуры.

Физическая культура в целом и в каждой своей сфере включает в себя способы деятельности, осуществляющей социальное преобразование тела человека, развитие двигательных способностей, физическое совершенствование и становление определенных личностных качеств. Спорт же

выступает как особое средство этой деятельности.

Благодаря спорту индивид (человечество) узнает о пределах допустимого в физическом развитии, в совершенствовании человеком своей двигательной активности, физической силы, выносливости. Вместе с тем именно в этой области индивид раскрывает свои природные возможности и необходимые для их проявления духовные силы в максимальном выражении.

Таким образом, в сфере спорта в определенной мере осуществляется открытие и манифестация границ человеческого бытия. И это свое предназначение (сущность) спорт реализует в рамках физической культуры, а не вне них.

Ведь физическая культура есть сфера, определенная, с одной стороны, природой (эту сферу индивид начинает осваивать сразу же после рождения, будучи еще естественным, не социализированным существом), а с другой стороны смыслом всех ее интенций является совершенствование человеческой телесности.

И хотя это совершенствование является бесконечным процессом (как в онто-, так и в филогенезе), тем не менее в каждый данный момент социального времени этот процесс конечен. Эта конечность определяется с помощью спортивного достижения, рекорда, факта преодоления спортсменом соперников и самого себя. Именно поэтому спорт не просто часть физической культуры, он - важнейший инструмент ее саморазвития.

Таким образом, место спорта в онтологическом пространстве культуры вообще и физической культуры в частности определяется прежде всего его способностью выявлять границы предельной реализации возможностей, которыми обладает человеческая телесность.

Культура трансформирует природные силы человека, переводя их в иное - социальное - измерение, сообщая им иной способ существования, осуществляя человекотворчество и обеспечивая тем самым воспроизводство всего общества в целом. Физическая культура сохраняет и развивает человеческую телесность. Спорт участвует во всех этих процессах, демонстрируя высшие достижения человека в развитии его телесных, ментальных, личностных качеств.

Поэтому без достижений, без ярко выраженной и декларируемой цели, заключающейся в рекорде, в победе, представить себе спорт нельзя.

В спорте не может не быть выраженным стремление к четко определяемому, признанному участниками соревнований, зафиксированному судьями результату. Ведь именно последний знаменует достижение спортсмена, показывает границу его личных возможностей, а в крупных соревнованиях - еще и тот предел, который достигло человечество благодаря данному спортсмену. Поэтому спорт - это борьба с ветрами, секундами, соперниками, прежде всего с самим собой.

Вместе с тем данная составная часть физической культуры представляет собой нечто большее, чем просто сфера, в рамках которой происходит выяснение, кто сильнее, ловчее, быстрее. Спортсмен - не важно, принадлежит ли он к массовому или большому спорту, - это личность, действующая на пределе своих физических и ментальных способностей, поэтому спортсмен -всегда выразитель общечеловеческого стремления испробовать свои силы.

Следует обратить внимание еще на один аспект проявления качественной однородности физической культуры как целостности и спорта как части этой целостности.

Благодаря спорту становятся очевидными, зримыми те телесные и ментальные возможности, которыми обладает человек. Однако надо учитывать, что человек является одновременно природой данным и не данным (социальным) существом. В культурно-историческом процессе природные, естественные органы усиливаются через переведение их в другое измерение, в другой, лежащий вне человека, способ бытия. Человек возник благодаря обретению природными способностями нового культурного значения. Но вместе с тем возникла и проблема сохранения и развития человека как природной данности. По-видимому, решение этой проблемы и становится внутренней задачей всей физической культуры, и спорта в частности.

Сложность и двойственность природы человека, то, что его способности имеют различные измерения, способы бытия, в том числе принадлежащие миру "вне" человека, лежат в основании очень многих проблем современности. И важнейшей является опасность "утраты" человеком самого себя как существа естественного. Поэтому многие интеллектуалы, ранее западные, а теперь и отечественные, испытывают тревогу по поводу того, что мощь искусственной природы усиливается быстрее, чем силы человека, обладающего все же естественно данной размерностью.

Видимо, физическая культура вообще и спорт в частности необходимы человеку не только как существу культурному, но и как части природы. Человечество нуждается в восстановлении утрачиваемых природных сил и возможностей, в обретении большей полноты своего естественного бытия. Поэтому оно использует и совершенствует те средства, которые помогают избежать опасности "утраты" человеком себя как существа естественного.

При этом собственная специфика спорта состоит в том, что он демонстрирует, какими могут и должны быть природные (хотя и социально модифицированные) силы человека. В свою очередь, человек, вовлеченный во все другие сферы физической культуры (и культуры вообще), может ориентироваться на эти показатели.

Итак, завершая размышления о соотношении спорта и физической культуры, следует сделать вывод о необходимости ориентироваться при рассмотрении данной проблемы на принцип отношения части и целого. Представляется, что данные явления (физическую культуру и спорт) нельзя рассматривать как разнокачественные. Во-первых, это неверно по существу, а во-вторых, может привести к их противопоставлению, редукции их значения в общественном сознании и как практическое следствие - к периодическому вытеснению из области функционирования культуры либо одного явления (тех областей физической культуры, которые не относятся к сфере спорта), либо другого (самого спорта). Это может привести к извращению понимания данных феноменов, к сведению физической культуры к "урокам физкультуры", исключительной идеологизации или коммерциализации спорта.

Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как область культурных явлений, связанных с развитием человеческой плоти в человеческую телесность (имеющую надбиологический субстрат) и включением природного индивида в мир культуры. Ведь область культурных явлений сопряжена с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Поэтому к последнему следует относиться как к специфической культурной ценности, необходимо добиваться его улучшения и совершенствования.

В сфере спорта в определенной мере осуществляется открытие и манифестация границ человеческого бытия. И это свое предназначение (сущность) спорт реализует в рамках физической культуры, а не вне них.

Литература

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. М. 1991.

6. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992.

Источник: lib.sportedu.ru