Горизонтальный пластический балет. Что-то новенькое?

Октябрь 15th, 2013 | Автор: Jelisst

Что такое горизонтальный пластический балет?

Горизонтальный пластический балет… Звучит как-то непривычно и… странно. Действительно это направление еще не так сильно развито, чтобы быть у всех на слуху. Вот пилатесом или йогой или даже йоголатесом уже никого не удивишь, а горизонтальный пластический балет…

Если разложить само название на составные части, то мы коротко ответим на возникшие вопросы. Горизонтальный означает, что все или практически все движения выполняются лежа на полу. Слово балет предполагает связь с искусством и хореографией. приобщение к миру прекрасного. То, что балет пластический должно нам подсказать сам характер движений, они не должны быть резкими и отрывистыми. Это плавные взмахи руками, изящные повороты  и мягкие изгибы. Все здесь напоминает грацию кошки.

Горизонтальный пластический балет – это своеобразный танец на полу, соединяющий в себе определенную физическую нагрузку и философию самих движений. Во время танца человек переживает некую историю,  превращается в какую-либо вещь или животное, раскрывает перед зрителями созданный образ.

Горизонтальный пластический балет чем-то напоминает мне йогу, в которой также соединено физическое и духовное, но здесь больше истории, больше театра и самовыражения. Можно вообразить себя листьями на ветру, или прекрасной русалкой или снежинкой в зимнюю бурю, многое зависит от воображения тренера.

Подытожив, можно сказать, что горизонтальный пластический балет это маленькое театральное представление, выраженное через физические упражнения, выполняемые в горизонтальном положении. Надеюсь, я вас не сильно запутала.

Синтетичность пластик-шоу — это сочетание искусства, спорта и педагогики, но во главе угла здоровье! Как физическое, так и психическое.

Сам автор подчеркивает синтетичность пластик-шоу (другое название горизонтального пластического балета). Т.е. объединение таких важных сфер нашей жизни как спорт, искусство и педагогику в единое целое. При этом весь комплекс направлен на оздоровление организма, что является немаловажным фактором!

Кстати, об авторе. Им является Ефименко Николай Николаевич, кандидат педагогических наук, который много времени в своей жизни посвятил физическому воспитанию детей, как здоровых, так и страдающих различными заболеваниями, например, ДЦП. В далеком 1995 году он выпустил авторскую программу «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» и небольшую брошюру-приложение к ней «Горизонтальный пластический балет». В этой брошюре раскрывались особенности занятий и были даны несколько готовых программ. Наверное, с этого и началось развитие пластик-шоу как самостоятельного направления.

Представляя себе занятия горизонтального пластического балета можно задаться вопросом, а как много вариантов движений можно совершить лежа на полу? Смело отвечу, что разнообразия здесь хватает. Это и упражнения на боку, на спине и на животе, стоя на четвереньках и стоя на коленях, ползанье по-пластунски, а также множество вариаций в положении сидя. Кроме того, в конце программы вполне допустимо подниматься  на высокие колени или вставать на ноги. Это так называемая финишная поза, к которой нас подводит вся история повествования. А если говорить о коллективном представлении, то здесь еще больше разнообразия, ведь можно объединяться в двойки, тройки или изображать замысловатые картины с помощью тел. Кроме того, использование разнообразного реквизита, такого как мячи, ленты, обручи также помогает сделать занятие более разнообразным.

Чтобы мы смогли еще глубже проникнуть в суть пластик-шоу, я расскажу, как проходят классические занятия с детьми, и чем конкретно педагог и воспитанники на нем занимаются.

Для начала педагогу нужна программа, в соответствии с которой он и будет строить занятия. Возьмем за основу историю «Утро в лесу» — это один из первых комплексов, которые предлагает сам Ефименко. Он довольно прост, никакого инвентаря здесь не используется. Такая программа подойдет для тех детей, которые никогда раньше спортом не занимались или для тех, кому противопоказаны сильные физические нагрузки, а может быть и в качестве реабилитации.

Т.к. пластик-шоу это маленькое представление, то нам необходимо донести до зрителей какой-то смысл, в программе «Утро в лесу» это пробуждение природы. Детям предстоит представить себя различными животными, которые просыпаются, потягиваются, выбираются из своих норок и радуются новому дню. На каждое движение у педагога есть свой комментарий, например: «А сейчас дети, давайте представим, что мы находимся в прекрасном лесу. Солнечные лучи пробиваются сквозь крону деревьев и травка тянется к свету, покачивается на ветру з стороны в сторону. Давайте покажем, как это происходит». Педагог, лежа на спине, плавно поднимает руки вверх и опускает вниз. Повторяет несколько раз, потом история продолжается, и мы переходим к следующему упражнению. «А теперь ребята, посмотрите на кузнечика, как здорово он умеет сгибать и разгибать свои лапки». Дальше снова идет показ, дети, разумеется, все делают вместе с педагогом.

Таким образом, создается сказка, в которой и малышам приятно поучаствовать и родителям понаблюдать за происходящим на открытом занятии. Все действо происходит под спокойную расслабляющую музыку, помогающую настроиться на нужный лад. А когда программа будет отработана, мамы и папы смогут увидеть представление полностью уже в качестве самостоятельного номера.

Кстати, существует насколько ступеней сложности программ. Самой легкой является первая, на которой педагог показывает на собственном примере, как должны выглядеть все движения. Т.е. если малыши что-то забыли, то можно всегда повернуть голову и посмотреть, как делает Мария Петровна, да и синхронность так отрабатывать легче.

На второй ступени педагог управляет детьми только с помощью голоса. Это значит, что Мария Петровна стоит поодаль и рассказывает про кузнечика, но сама его уже не показывает, дети сами помнят все движения. Здесь и память развивается и слуховое внимание, что для малышей очень полезно.

Третья же ступень — это полная свобода мысли, когда ребенок в состоянии сам, без помощи взрослого создать свою программу. придумав какой-то сюжет и изобразив его через движение. Прекрасный способ развить воображение.

Конечно, когда родители смотрят окончательный, отрепетированный вариант программы пластического балета, наиболее интересной и сложной является вторая ступень. Т.е. педагог начитывает текст, погружая нас в смысл происходящего, а дети воплощают все это в движении.

Я коротко рассказала о том, как проходят классические занятия горизонтальным пластическим балетом у детей, но этим все не ограничивается. Существуют программы для беременных женщин, для занятий всей семьей, отдельно для мужчин (атлетико) и женщин (фемини), а также для упражнения в паре (тантрис), кроме того созданы комплексы специально для мам с детьми (бэби-пластик шоу), а также для всей семьи. Пластик шоу предметный (мячи, кубики, скакалки и т.д.) и снарядный (с инвентарем покрупнее, типа гимнастических скамеек), пластик-шоу-фитбол (знакомые всем большие мячи), пластик-шоу-эластик (с акцентом на растяжку). Также аэро-пластик-шоу, где разрешается во второй части программы выполнять движения стоя, и аква-пластик-шоу, предусматривающее занятия в воде. Кроме того, существует целый набор направлений, помогающих психологической коррекции и релаксации. Это и своеобразная сказкотерапия в движении, и помощь в преодолении страхов, снятие блоков и зажимов, и возможность самовыражения, снятие излишне накопившегося напряжения. И еще много много других вариантов занятий!

Подводя итоги можно сказать, что горизонтальный пластический балет это интересное и перспективное направление, сочетающее в себе и физическое и духовное развитие. Это возможность тренировать свое тело, не травмируя его и не перенапрягая, способ самовыразиться и развивать воображение. И взрослые и дети могут заниматься горизонтальным пластическим балетом, кроме того каждый сможет выбрать направление по душе! Найдите своего тренера и занимайтесь с удовольствием!

Еще больше интересного в статьях:

Источник: psychologblog.ru