К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России.Идея народности воспитания.

Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д.Ушинского

идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.

В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности. Это стержень его педагогической системы.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принцип, идею народности он изложил в статье «О народном и общественном воспитании». К.Д.Ушинским были определены положения, на которых он строил принцип народности:

• русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы;

• русская педагогика должна быть самобытной, т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран;

• принцип народности должен быть реализован прежде всего через приоритет родного языка, как предмет школьного образования.

Важное место в трактовке народности К.Д.Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности (видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь); знакомству детей с историей, географией страны, ее природой, обрядами, которые считал источником народного воспитания.

Идея народности предусматривала бессословное образование, обучение детей обоего пола.

2. Воспитание Ушинский рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных идеалов.

Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл "антропологическими": философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др.

Антропологическая позиция Ушинского в осмыслении физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики.

3. Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу - образовательную и воспитывающую.

Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками.

Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов.

Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии. Первая стадия - доведение знания до определенной системы. Она включает последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий; приведение этих понятий в систему.

Сущность второй стадии заключается в обобщении и закреплении приобретенных знаний и умений.

Процесс обучения должен строиться на основополагающих условиях преподавания - дидактических принципах:

• сознательности и активности;

• наглядности;

• последовательности;

• доступности;

• прочности.

4. Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы:

стабильный состав учащихся в классе;

твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач.

Подготовка и проведение урока, считал Ушинский, требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки. Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование,

органический переход к новому знанию, гигиена занятий.

Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы.

5. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике.

общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения,

частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин.

В общей дидактике Ушинского просматриваются два типа принципов и идей:

универсальные - к ним принадлежат идеи синтетического и аналитического преподавания,

более частные - теория таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и пр.

6. Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспитания.

При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, "чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями".

7. В понимании Ушинским нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности.

Считая положительной роль религии в формировании общественной морали, он в то же время выступал за автономность науки и школы. Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинского как общественно-исторические.

В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму.

Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на "разумной деятельности ребенка", требовала развития активной любви к человеку.

Источник: 5fan.ru