Учительские университеты

КГУСО школа-лицей №7, г.Семей,

учитель физического воспитания Дягилева Алла Васильевна

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.

Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А.Ашмарин: “Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность”. Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят силу, выносливость, быстроту и ловкость на приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных двигательных качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

В настоящее время основным направлением оптимизации про¬цесса физической подготовки учащихся в школе остается совершенст¬вование методов развития двигательных качеств, привитие учащимися навыков и любви к физическим упражнениям, нагрузкам и ЗОЖ.

Однако эффективность усилий учителя в повышении физической подготовленности каждого ученика во многом зависит от умения управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.

Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных способностей у школьников является сочетание всесторонности и дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно-половым возможностям младших, средних и старших школьников.

Двигательные качества школьников совершенствуется в процессе освоения различных движений, а также путем направленного воздействия специальных физических упражнений и методических приемов их выполнения. При этом развитие физических качеств осуществлялось средст¬вами и методами физического воспитания, специфическими по сво¬ему воздействию на ту или иную сторону проявления двигательной функции учащихся.

Любое физическое упражнение требует проявления комплекса двигательных качеств, причем в зависимости от педагогической задачи (обучение, совершенствование, тренировка) двигательные качества проявляются в разной степени и в различных сочетаниях.

Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого процесса физического образования, цель которого научить управлять собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы двигательные качества развивались свое¬временно и, главное, гармонично.

На уроках физической культуры основное внимание уделяется по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, скоростной выносливости, гибкости) и координационных (быстроты построения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей. А в их сочетании мы и попытались составить свои комплексы на развитие физических качеств.

При развитии скоростных качеств целесообразно использовать технически несложные упражнения, позволяющие концентрировать внимание учащихся на скорости их выполнения.

При развитии силовых качеств предлагается использовать уп¬ражнения локального, регионального и общего воздействия на основные мышечные группы, преимущественно динамического характера

Упражнения скоростно-силовой направленности, связанные с проявлением скоростных и силовых качеств, выполняются в макси¬мальном темпе.

Для развития выносливости учащимся следует выполнять бег на различные дистанции, как в равномерном, так и переменном темпе

Взаимосвязь физических качеств обуславливается и такими функциями, свойственными центральной нервной системе, как сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов.

Не только не оправдано, но и вредно наращивать силу в ущерб, например, быстроте, ловкости, выносливости, но и одна выносли¬вость не сделает человека гармонически развитым. Физические качества не могут быть направлены вне каких либо конкретных дей-ствий. Это не абстрактные и не отвлеченные понятия. При выполнении двигательных действий всегда проявляется не одно, а комплекс ка¬честв, поэтому разделение на отдельные двигательные качества условно. И мы знаем, что есть такие понятия как комплексное воспитание физических качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносли¬вость, скоростная выносливость, скоростнo-силовая выносливость, взрывная сила и т.д. И это основные качества, которые мы развиваем на уроках.

Методика развития двигательных качеств и использование средств и методов по этапам, годам или четвертям обучения предусматривает определенную последовательность, связанную с условиями занятий и особенностями возрастного развития организма школьников.

Выполнение одного и того же физического упражнения разви¬вает, в зависимости от подготовленности учащихся, не совсем оди¬наковые качества, например, у слабого ученика отжимание от пола развивает силу, он отжимается 5-8 раз, а у сильного скоростно-силовое качество, так как он отжимается 30-40 раз. А бег на 100 мет¬ров у хорошо подготовленного учащегося разви¬вает скорость, а у плохо подготовленного учащегося – скоростную вы¬носливость. И всё это приходится учитывать при планировании учеб¬ного процесса. Для этого я провожу в классах в начале учебного года тестирова¬ние (30метров, прыжки длину с места, подтягивание на высокой и низкой перекладине (юноши, девушки), 6 минутный бег). Этот тест позволяет провести диагностику подготовленности, как отдельного учащегося, так и всего класса, на основе этих тестов и составляется программа на учебный год, где учитывается подготовленность учащихся в скорости, выносливости, силе.

И в каждой четверти планируем развитие определенных физиче¬ских качеств.

В первой четверти лег¬кая атлетика, проводим уроки на улице, планируем развивать такие качества, как быстрота, скоростно-силовая подготовка и скоростная выносливость, и на третьем уроке обязательное развитие выносливости и скоростно-силовой подготовки. Быстрота - это обязательные специальные упражнения на скорость, где сочетаются частота и быстрота выполнения. развитие скоростно-силовых качеств, это выполнение повторных и переменных ускорений 3-4 раза, напри¬мер, 1ое- 15м, 2ое-20м, 3е- 30м, и 4ое- 60м. (это в среднем звене). На следующем уро¬ке, наоборот, 60, 30, 20 и т. д. Подготовка скоростной выносливости, бег 60-100-150-200м. Многоскоки 3-4 подхода по 15-30м, в зависимости от подготовки уча¬щихся, – развитие скоросто-силовых качеств. Для развития быстроты объём скоростной работы на 100% скорости не более 300м, а работа свыше 300м - скоростная выносли¬вость

Во второй четверти развивается скоростно-силовая, силовая вынос¬ливость. Вся силовая работа выполняется на гимнастических снаря¬дах, сочетается со скоростно-силовой работой - челнок, прыжки в длину с места, гибкость, а силовая выносливость работа на тренажерах с небольшим весом и с большим количеством повторений.

В третьей четверти - скоростная и скоростно-силовая выносливость. Для воспитания выносливости мы проводим бег в равномерном темпе, начиная с 5-7 минут до 15-20минут, в конце пробежки делаем несколько ускорений. Во время игр в баскетбол, преследуя скоростные качества, тайм до 5 минут, а скоростная вы¬носливость по 15 минут.

В четвертой четверти быстрота, скоростно-силовая подготовка и ско¬ростная выносливость, как и в первой четверти, но только с добавляем метания утяжеленных мячей для развития скоростно-силовых ка¬честв и взрывной силы для метания мяча и гранаты.

В комплексную программу по физической культуре мы внесли изменения по техническому оснащению и оборудованию нашей школы. Но однообразные занятия по этой программе, на наш взгляд, не приемлемы если бег, то только бег, или только прыжки, эта работа только для ног. Учитывая, что урок 45 мин, и нам нужно выполнить и учебную программу, и получить физическую нагрузку, мы стали применять на уроках разнообразные упражнения совсем на другие мышцы, если учащиеся прыгали, то обязательно давали большую нагрузку на руки, на пресс или скоростной бег.

Затем мы стали создавать комплексы для развития двигательных качеств, состоящие из разнообразных упражнений, обязательно с большой нагрузкой и частотой повторений выполняя их в конце урока 3-5 минут. Но теперь у нас три урока физической культуры, и третий урок полностью посвящен развитию двигательных качеств с применением на уроках комплексов развития двигательных качеств. Делаем по 3- 4 подхода, используем методы круговой тренировки, тренажеры. Но не забываем и про 3 мин ОФП, которые так и проходят в конце урока. Упражнения комплексов развития двигательных качеств проводим без отдыха, т.к. смена упражнений на разные группы мышц не приводит к утомлению.

Примеры комплексов развития двигательных качеств и круговых тренировок на уроках физической культуры.

Комплекс № 1

1. Движение руками как в беге – 10 – 15 сек.

2. Приседание с выпрыгиванием 5 -15 раз

3. Бег на месте (только ноги ) 10 -15 сек

4. Отжимание от пола 5 -15 раз

5. Бег на месте 10 -15 сек

Комплекс № 2 ( в движении)

1. Челнок 2х9м

4. Упражнение на пресс (ногами коснуться пола за головой)

5. Отжимание от пола (ноги на скамейке). отжимание от скамейки 8-10 р

И т.д

Круговая тренировка

В результате эксперимента мы пришли к следующим выводам:

1 при проведении уроков физической культуры в школе комплексное развитие физических качеств более эффективнее, чем развитие отдельных физических качеств, о чем говорят результаты тестирования;

2 применение наших комплексов по развитию двигательных качеств в два раза уменьшают время на развитие качеств и в два раза повышают КПД, результаты тестирования и учебных нормативов у учащихся на уроках физической культуры и в спортивных секциях.

3 комплексное развитие двигательных качеств требует от учителя физической культуры, тщательной подготовки к уроку в подборе комплексов для развития двигательных качеств сочетающихся с учебным материалом и дифференцированным подходом.

Список использованной литературы:

Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М. Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М. Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.

Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. Под ред. Б.А. Ашмарина. - М. Просвещение, 1990. - 287 с.

Воспитание физических качеств у юных спортсменов. Филин В.П. Физкультура и спорт 1974г

Источник: collegy.ucoz.ru