Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Кандидаты педагогических наук, доценты С.Б. Шарманова, А.И. Федоров

Аспирант Е.А. Черепов

Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова. дети старшего дошкольного возраста, физическое воспитание, круговая тренировка.

Для повышения эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Один из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физическому воспитанию в ДОУ - применение круговой тренировки.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие дифференцирование нагрузки посредством последовательного использования на "станциях" однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

Создание у детей интереса к круговой тренировке предполагает использование заранее продуманных организационно-методических приемов. Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми как часть игры. Этому способствуют прежде всего сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое упражнение на "станции" имеет образное название либо применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.).

Достаточно эффективно использование соответствующих атрибутов. Например, при сюжетной круговой тренировке "Матросы на парусном корабле в шторм" детям поверх спортивных костюмов можно надеть матросские воротнички, ничуть не стесняющие движений, но помогающие им ощутить себя матросами, а преподаватель, надевший капитанскую фуражку, воспринимается дошкольниками как капитан корабля. Красочное оформление "станций" круговой тренировки также способствует созданию у детей интереса к упражнениям.

С целью реализации дифференцированного подхода к занимающимся в процессе круговой тренировки следует распределить их по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физической кондиции. Детей различных подгрупп целесообразно отметить каким-либо отличительным знаком или эмблемой (например, использовать нарукавные повязки или пояса разных цветов, не стесняющие движений).

При разучивании выбранного комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста рекомендуется такая последовательность действий:

1. Разместить занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все "станции" и выполняемые на них упражнения.

2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, необходимо использовать специальные организационно-методические приемы, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к недополучению части информации и в конечном итоге к ошибкам.

3. Выбрать двух-трех ловких, уверенных в своих возможностях детей из разных подгрупп, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять различные варианты упражнений на "станциях" с последовательным прохождением одного "круга".

4. Преподаватель отчетливо произносит название каждой "станции", объясняет двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Преподавателю нет необходимости показывать каждое задание самому: во-первых, упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, должны быть предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми преподаватель может обратить внимание занимающихся на те или иные детали техники, варианты выполнения двигательных заданий для детей из разных подгрупп, подчеркнуть правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие "станции" и т.д.

5. После объяснения заданий и прохождения выбранными для показа детьми одного "круга" преподаватель уточняет представления занимающихся о порядке выполнения упражнений и размещает их по "станциям" (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества "станций" и детей), акцентируя внимание на правильном исходном положении. Целесообразно на одной "станции" размещать детей из одной или смежных подгрупп.

6. По сигналу занимающиеся начинают одновременно делать упражнения, а преподаватель наблюдает за ними, дает дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех "станциях". Рекомендуется использовать соответствующее темпу выполнения упражнений музыкальное сопровождение.

После разучивания комплекса круговой тренировки на следующих занятиях занимающихся сразу размещают по "станциям", и они начинают выполнять упражнения после кратких указаний преподавателя, подчеркивающих наиболее важные моменты. Поскольку на каждой "станции" имеются плакаты с запрограммированной в них текстовой и образной графической информацией, дополнительные объяснения не требуются.

7. Руководство деятельностью детей в процессе круговой тренировки направлено на качественное выполнение ее содержания. Преподаватель находится в точке наилучшего обзора и следит за выполнением упражнений детьми, поощряет правильные двигательные действия, исправляет ошибки, при необходимости оказывает помощь. Наряду с этим следует осуществлять контроль за нагрузкой - визуальный, методом пульсометрии и при необходимости ее регулирование.

Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировки можно следующими способами:1) изменять продолжительность и количество повторений упражнений на "станциях", количество "станций", количество "кругов"; 2) варьировать темп выполнения упражнений; 3) изменять интервалы отдыха; 4) вводить дополнительные "станции" с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой; 5) предлагать иные способы и условия выполнения упражнений.

Для оценки эффективности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ детский сад № 350 г. Челябинска проведен сравнительный педагогический эксперимент с участием детей подготовительных к школе групп (возраст - 6-7 лет, n=40). До эксперимента дети ЭГ не имели достоверных различий в показателях физической подготовленности. Занятия по физической культуре в КГ проводились по традиционной методике, на основе комплексной "Программы воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой). В ЭГ в содержание занятий по физической культуре в течение шести месяцев (с октября по март) включались разработанные нами комплексы круговой тренировки. Средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время занятий по физической культуре в ЭГ составлял 140-160 уд/мин, в КГ - 110-130 уд/мин. После эксперимента выявлены достоверные различия в результатах всех контрольных упражнений у детей ЭГ, при этом уровень физической подготовленности у них оказался выше, чем у детей КГ. Это свидетельствует о целесообразности применения в процессе физического воспитания в ДОУ комплексов круговой тренировки.

Ниже приводим комплексы круговой тренировки, апробированные на базе МДОУ детский сад № 350 г. Челябинска (заведующая - О.Г. Бродягина ).

НЕПРЕРЫВНО-ПОТОЧНЫЙ ВАРИАНТ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ "ОЗОРНЫЕ КОТЯТА"

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель включает фонограмму с записью мяуканья котят (музыкальный альбом "Голоса животных") и предлагает детям отгадать, кто издает эти звуки.

В случае затруднений загадывает загадку:

Мохнатенький, усатенький,

Молоко пьет, песенки поет.

Затем показывает детям картинку с изображением котят и говорит, что сегодня на занятии дети будут озорными котятами. Маленькие котята очень непоседливы, они много двигаются и играют, любят лазать по деревьям, влезать на забор и даже на крышу, спускаются в погреб, где ловят мышей, и т.д.

1-я станция - "Котенок лазает по деревьям"

Оборудование и инвентарь. гимнастическая стенка, маты.

Программная задача: совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет.

Описание упражнения. лазать по гимнастической стенке чередующимся шагом, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет, c последнего пролета спускаться вниз чередующимся шагом.

Организационно-методические указания. при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями - четыре пальца сверху, большой - снизу; переход с пролета на пролет осуществляется одновременно с влезанием по диагонали; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

Способы дифференцирования нагрузки. можно ограничить нагрузку, уменьшив высоту лазанья и число преодолеваемых пролетов гимнастической стенки.

2-я станция - "Котенок лезет под забор"

Оборудование и инвентарь. дорожка для ползания, веревка, натянутая над полом на высоте 30 см.

Программная задача: совершенствовать навык проползания на животе под низко натянутой веревкой.

Описание упражнения. проползание на животе под веревкой.

Организационно-методические указания. выполнять упражнение в спокойном темпе; стараться не касаться веревки при проползании под ней.

Способы дифференцирования нагрузки. можно усилить нагрузку, увеличив число препятствий (2-3 веревки).

3-я станция - "Котенок на заборе"

Оборудование и инвентарь. бревно гимнастическое напольное, маты.

Примечание. вместо бревна можно использовать гимнастическую скамейку.

Программная задача: совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения. ходьба по бревну.

Организационно-методические указания. выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении - в стороны, вверх, на пояс, за спину и т.д. 2) варьировать разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.; 3) варьировать высоту бревна.

4-я станция - "Котенок залез в погреб"

Оборудование и инвентарь. дорожка для ползания длиной 6 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.

Программная задача: совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с проползанием под дугами.

Описание упражнения. ползание на коленях и ладонях в сочетании с проползанием под дугами.

Организационно-методические указания. ползти по дорожке заданным способом; проползая под дугами, не задевать их.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать способы ползания - с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья; 2) варьировать число преодолеваемых препятствий (дуг).

5-я станция - "Котенок на крыше"

Оборудование и инвентарь. гимнастическая скамейка.

Программная задача: совершенствовать навык ползания по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Описание упражнения. ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Организационно-методические указания. держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями - четыре пальца снизу, большой - сверху; ползти, подтягиваясь на руках.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать количество подтягиваний; 2) облегченный вариант - ползание в упоре на коленях.

6-я станция - "Котенок перебирается через лужу"

Оборудование и инвентарь. 6-8 "кирпичиков", расположенных по прямой на расстоянии 15 см один от другого.

Программная задача: совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения. ходьба по "кирпичикам".

Организационно-методические указания. выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед; не ступать на пол.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении - в стороны, на пояс, за спину, за голову и т.д.; 2) усложненный вариант - расположить "кирпичики" не по прямой, а по извилистой линии.

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ "ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ"

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель показывает детям "волшебную палочку", которую "подарила Фея Игрушек". С помощью этой палочки он может "превращать" детей в различные игрушки. Когда дети разойдутся по "станциям", преподаватель взмахивает "волшебной палочкой" и произносит "волшебные слова": "Эне-бене-раба! Кварта-квинта-жаба!". и круговая тренировка начинается.

1-я станция - "Плюшевые медвежата"

Оборудование и инвентарь. гимнастическая стенка, маты.

Примечание. число секций гимнастической стенки должно соответствовать количеству занимающихся на "станции", так, чтобы на одном пролете упражнялся один ребенок.

Частная задача. совершенствовать навык лазания по гимнастической стенке чередующимся шагом.

Описание упражнения. влезать вверх и спускаться вниз чередующимся шагом.

Организационно-методические указания. не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) ограничивать нагрузку, уменьшив высоту лазанья; 2) варьировать продолжительность и темп выполнения упражнения.

2-я станция - "Ванька-встанька"

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частная задача. укрепление мышц живота.

Описание упражнения.

И.п. - сед согнув ноги, руки за головой.

1-2 - лечь на спину.

3-4 - и.п.

Организационно-методические указания. стопы от пола не отрывать; в положении лежа на спине разводить локти и касаться плечами пола.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать количество повторений; 2) в облегченных вариантах упражнения изменять положение рук - на пояс, скрестно к плечам, в упоре сзади.

3-я станция - "Оловянные солдатики"

Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка.

Частные задачи. развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности, укрепление мышц ног.

Описание упражнения.

И.п. - стоя ноги вместе лицом к скамейке, руки внизу.

1 - согнутую правую вперед на скамейку.

2 - разгибая правую, толчком левой встать на скамейку.

3 - шагом правой назад согнутую левую вперед на скамейку.

4 - приставить левую в и.п.

Организационно-методические указания. спина прямая, смотреть вперед, постепенно увеличивать темп движений.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать количество повторений; 2) выполнять упражнение на скамейке меньшей высоты; 3) облегченный вариант упражнения: 1 - согнуть правую вперед на скамейку, 2 - и.п. 3-4 - то же с левой.

4-я станция - "Качели"

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частная задача - укрепление мышц спины.

Описание упражнения.

И.п. - лежа на животе, руки вверху.

1-2 - прогнуться, поднять руки, голову, верхнюю часть туловища.

3-4 - и.п.

5-6 - поднять ноги.

7-8 - и.п.

Организационно-методические указания. руки и ноги прямые; пятки вместе; постепенно увеличивать амплитуду движений.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать количество повторений; 2) облегченное исходное положение - руки перед грудью, подбородок на кисти.

5-я станция - "Мячики"

Оборудование и инвентарь: не требуется.

Частные задачи. развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности.

Описание упражнения.

И.п. - о.с. руки на пояс.

Прыжки на месте выпрямившись.

Организационно-методические указания. спина прямая, затылком тянуться вверх; в фазе полета выпрямлять ноги, вытягивая носки; мягко приземляться с носков на всю стопу.

Способы дифференцирования нагрузки. 1) варьировать количество повторений и темп выполнения; 2) усложненные варианты упражнения - выполнять прыжки в приседе, руки на коленях; выполнять выпрыгивания вверх из приседа.

6-я станция - "Велосипед"

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частная задача. укрепление мышц живота и ног.

Описание упражнения.

И.п. - лежа на спине, ноги, согнутые в тазобедренных суставах, - вперед, руки за головой.

Движениями ног имитировать педалирование.

Организационно-методические указания. плечи и локти прижаты к опоре; полностью разгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах.

Способы дифференцирования нагрузки. варьировать продолжительность и темп выполнения упражнения.

Дополнительные станции, позволяющие снизить нагрузку

7-я станция - "Кукла"

Оборудование и инвентарь: гладкая стена без плинтуса.

Частная задача. формирование навыка правильной осанки.

Описание упражнения.

И.п. - стоя спиной к стене, руки внизу ладонями вперед.

Сохранять положение правильной осанки.

Организационно-методические указания. пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и спиной должно быть равно ширине ладони); смотреть вперед; ребенок представляет себя куклой, стоящей в коробке в витрине магазина игрушек.

Способы дифференцирования нагрузки. варьировать продолжительность выполнения упражнения, чередуя напряжение мышц, участвующих в фиксации правильной осанки, с их расслаблением.

8-я станция - "Барабан"

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи. укрепление мышц стопы и голени, развитие чувства ритма.

Описание упражнения.

И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.

1-4 - постукивать об пол носком правой (пятки плотно прижаты к полу).

5-8 - то же левой.

1-8 - то же носками обеих ног одновременно.

Источник: lib.sportedu.ru