Система физического воспитания Древней Греции

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Предпосылки для формированиясистемы физического воспитания Древней Греции…………………………………………………………………. 4

Глава 2. Особенностисистемы физического воспитания Древней Греции……………………………………………………………………………..6

Глава 3.Виды спорта, применявшиеся в системе физического воспитания ДревнейГреции………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….23

Список источниковлитературы………………………………………………. 24

Введение

В деятельностисовременного человека всегда возникает немало проблем, для преодоления которыхнужны немалые физические усилия. Значит, формирование действенной национальнойсистемы физического воспитания требует изучения и творческого осмыслениябогатого наследства мировой, в том числе культуры Древней Греции.

Большое значениенадлежащего физического развития детей предопределялось целиком реальнымижизненными нуждами. Сила и выносливость, стойкость и ловкость в народе высокоценят. Поэтому эти черты родители и наставники стремились воспитать у детей.Кроме того, люди давно заметили, что физическое воспитание неразрывно связано сдругими сторонами формирование личности.

Эмпирическим путемдревнегреческая педагогика пришла к выводу, что удачное продвижение физическогоразвития ребенка оказывает содействие формированию таких важных черт, какнастойчивость, отвага, решительность, честность, дисциплинированность,уверенность в своих возможностях, оптимизм, коллективизм, способность кпреодолению трудности. Физически закаленный человек редко болеет, может стойкопереносить холод и жару, погодное и жизненное ненастья, выдерживатьпродолжительную физическую нагрузку.

Поэтому в нашей работе мырассмотрим систему физического воспитания Древней Греции, как педагогическуюмодель, в которой можно позаимствовать определенные организационные итеоретические элементы.  Так как древнегреческая культура была одной изнаиболее прогрессивных цивилизаций античности и заложила основы развития всехсовременных наук, искусства, политики и религии. Современная педагогика, равнокак и спорт, во многом обязаны своим прототипам Древней Греции.

Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитанияДревней Греции

Греческая философиярассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтомуфизическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью,развитию интеллектуальной и духовной сферы.[1]

МужчиныДревней Греции собирались в гимназиях, центрах физической культуры тоговремени, не только для занятий спортом, но также для обсуждения искусства,литературы и философии. Они стремились найти равновесие между умом и физическойсилой, соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями.Многочисленные греческие философы — Платон, Аристотель и поэт Гомер отстаивализначимость физического воспитания как способа укрепления организма и ума.

Исходяиз этих воззрений, древние греки не отделяли систему физического воспитанияот системы общей педагогики, умственного и духовного образования.

Физическаякультура в древней Греции не был отделена от гражданского, религиозного,образовательного, социального, и морального начала.

Системафизического воспитания была тесно связана с религиозными воззрениямидревних греков. Проводившиеся спортивные состязания посвящались божествамдревнегреческого пантеона, которые как полагалось, должны были дароватьздоровье и силу их участникам.

Связьфизической культуры с искусством заключалась в прославлении поэтами гимназий, спорта ипобедителей физических состязаний.

Отом, что древние греки оставили значительный вклад в развитие спорта ифизической культуры может сказать большое количество современной спортивнойтерминологии, берущей свое начало в античном государстве. Во многомнеобходимость отличной физической подготовки диктовалась постоянными войнами,проводимыми Древней Грецией и необходимостью крепкой армии и мужественногонарода, способного дать отпор врагам. В последствии многие милитаристическиегосударства попытаются наследовать модель спортивного воспитания древнейЭллады.

Об эффективностисистемы физического воспитания можно судить по дошедшим до нас античнымпроизведениям искусства. Изображенные на них тела атлетов и сейчас удивляютсвоей красотой и пропорциональностью.

Грекивозводили сложные комплексы физического воспитания, известные как гимназии. Гимназия,первоначально была не только школой физического обучения, но иобщеобразовательным учебным заведением. В системе образования выделялось тритипа учителей: грамматист (grammatistes), тот кто преподавал чтение, письмо идругие академическое дисциплины; кифарист (кitharistes), являлся учителеммузыки; и педотриб (paidotribes), бывший непосредственным преподавателемфизической культуры. Таким образом, гимназия также была центром искусств,философии и литературы.

Педотрибы — учителя физической культуры нетолько разрабатывали программу обучения гимназистов, но и давали рекомендациивзрослому населению, пользуясь большим авторитетом. К методике преподаванияфизического воспитания относились очень серьезно. Личные тренеры использовалииндивидуальные упражнениями и режимы занятий для своих учеников и тех, кто этомог себе позволить.

Досеми лет дети обеих статей воспитывались дома, в семьях. Потом мальчикивступали к школе, а девочки проводили все время в женской половине дома — гинекее.Здесь их учили читать, писать, играть на музыкальных инструментах, а главное — заниматься рукоделием. После брака в положении девушек практически ничего неизменялось: они переходили из одного гинекея в другой.

Глава 2. Особенности системы физического воспитанияДревней Греции

Темвременем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всяческисовершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились вчастных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя,которых называли дидаскалами (от греческого слова «дидаско» — учу). В школахграмматистов учили писать, читать и считать. В школах кифаристив (музыки)ученикам кроме элементарной грамоты предоставляли литературное образование иэстетичное воспитание.

Обучениеюношей в таком случае осуществлялось одновременно или последовательно — сначалав школе грамматистов, а потом — кифаристов. Эти школы были частными и платными.[2]

Вшколе — палестре подростки 14-16 лет занимались популярными на то времявидами спорта, совершенствуя физическое состояние. С ними проводили беседыпо политическим и моральным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестрезанимались наиболее известные граждане государства.

Юноши17-18 лет из семейзажиточных аристократов воспитывались в самих гимназиях, изучалифилософию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию вуправлении государством и заниматься гимнастикой.

Юноши18-20 лет готовилиськ военной службе в группах эфебий, где продлевалось их военно-физическоевоспитание. Они изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы,законы государства, принимали участие в общественных праздниках и театральныхспектаклях.

В общем,таким образом,  в Афинах реализовывалась идея «калакагатии» — гармоническогоразвития личности, в котором все содержание воспитания направлялось надостижение физического и духовного совершенства. Кроме того, наиболее способныеюноши продолжали свое обучение еще почти 10 лет в академии, основаннойСократом для подготовки философов и крупных политиков.[3]

Сегодняизвестно имя одного из немногих известных древних педотрибов — Фарнака, сынФарнака. С.О. Семенов-Зусер анализируя надпись в его честь пришел к заключению,что этот специалист был приглашенный из Синопы в Пантикапей по найму. Это можетсвидетельствовать о своеобразном обмене кадрами в области физическойкультуры уже во времена античности и важность телесного воспитания нетолько в самой Греции, но и за ее пределами, в тех государствах, которыепереняли греческую методику преподавания физической культуры.[4]

Некоторыеученые допускают также, что руководители гимназий и палестр могли одновременновыступать предводителями эфебий, государственных организаций подготавливающихсвободнорожденных юношей 18—20 лет к военной и гражданской службе.

Очевидно,должность работника гимназии была очень почетной. Об этом могутсвидетельствовать археологические данные из греческой колонии Херсонеса. Отметим,что в городах Боспорского царства упоминания о гимнасиархах встречаются лишьсреди должностных лиц культовых объединений — фиасов ІІ- ІІІ ст. н.е. Ни наодной из древних мраморных плит, найденных в Херсонесе, имена гимнасиархов неповторяются дважды, даже в надписях, которые датируются одним годом. Можносделать вывод о выборности, а не наследственности данной должности и небольшуюпродолжительность пребывания гимнасиархов на данном посту. Тот факт, что вперечне должностных лиц членов религиозных союзов в римский период были найденыимена руководителей гимназий и палестр свидетельствует о роли системыфизического воспитания в Древней Греции, традициях физической культуры ипостоянной заботе о здоровье и надлежащем физическом состоянии молодогопоколения.

Вкаждой гимназии находилась палестры — залы для занятия борьбой, боксом,бегом и другими видами спорта. Палестры могли существовать и отдельно, какзаведения физической культуры, но не одна гимназия не строилась без палестры. Палестрабыла замкнутой колоннадой без крыши, внутри которой находился зал дляупражнений. Поль в палестре был земляным. Вокруг этого зала помещалисьнебольшие крытые комнаты для обмывания, отдыха, натирание маслом и песком,жертвоприношений и т.п.[5]

Поприбытии в гимнасию или палестру спортсмены полностью раздевались. Лишившисьзащитного слоя одежды, они должны были по-особому ухаживать за кожей.

Готовяськ тренировке, спортсмен покрывал тело оливковым маслом, а затем посыпал егомелким песком. Смесь масла и песка помогала регулировать температуру тела, атакже защищать от солнечных лучей и палки тренера, которой тренер бил атлета,если тот неправильно выполнял упражнение.

Поокончании соревнования спортсмен брал свою лопаточку (strigil), имевшуюформу  изогнутой пластины, и соскребал с кожи пот, масло и песок.Заканчивалась процедура обмыванием тела водой с губкой. Необходимое для этихцелей снаряжение было исключительно простым:

— сосуд, разновидность небольшой бутылки, часто глиняной, наполненный маслом;

— лопатка;

— губка.

Всеэти предметы были соединены кольцом, которое атлет прикреплял к стене гимнасииили палестры.

Мальчиковтакже учили красивой походке, давали внешнюю выправку и манеры. Школыдолжны были открываться с восходом Солнца и закрываться при его заходе. Взрослымбыло запрещено посещать палестры, хотя впоследствии это запрещение на практикеобходилось.

Еще в раннем возрастедетям мужского пола прививался дух борьбы и состязательности и делалсяакцент на подвижных физических играх (таблица 1).

Таблица 1

Система физического воспитания Древней ГрецииВозраст До 7 лет 7-12 лет 12-14 лет 17-18 лет 18-20 лет Виды занятий Приучение детей к подвижным состязатель-ным играм Обучение в школах кифаристов и грамматистов, свободные физические игры Переход в палестры – гимнастичес-кие занятия, переход к пятиборью, кулачным боям и панкратиону Учеба в гимназиях – углубленные занятия всеми популярными видами спорта, орхестрика и палестрика Военная подготов-ка в эфебиях

Семилетнегомальчика отдавали в школу, где его учили читать, писать и гимнастике. В 12-14годовом возрасте мальчики переходили в гимнастическую школу — палестру, где напротяжении 2-х лет проходили специальный курс физического воспитания: училисьбегать, прыгать, бороться, плавать, метать копье и диск. Бег, прыжки, подъем пообрывам верх, борьба и плавание — сначала без одежды, а потом с полнымвооружением — широко практиковались.

Глава 3. Виды спорта, применявшиеся в системе физическоговоспитания Древней Греции

Физическиезанятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характерспортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрикувходили военно-прикладные виды спорта, большая часть которых представляласобой различные виды единоборств. Они включали пятиборье, (с бегом, прыжками,борьбой, метанием диска и копья), гимнастику, панкратион и кулачные бои.Тренировки проводились не хаотично, а в установленное время. Формировалась нормафизических нагрузок, поочередно тренировались разливные группы мышц. Иногдаимитировались некоторые экстремальные условия, например в ходе борьбы. По меревозмужания парней физические нагрузки увеличивались.[6]

Проводилсяряд спортивных состязаний учащихся гимназий, палестр и эфебий, чаще всегоприкрученных к религиозным праздникам. Гимнические (гимнастические)соревнования включали также пятиборье, бег, борьбу, кулачный бой ипанкратион. Гиппические состязания состояли из конных забегов иконкурсов колесниц.

Призанятиях бегом была популярной дистанция на стадию (192,27 метра). Дорожка была посыпана пластом песка, участники бежали группой и босиком. С 724года к н.э. был включенный диаулос (дистанция — 384,54 м) — бег «на две длины стадиона», потом долихос (ок. 4,6 км.). Со временем и эту дистанцию увеличивали, доведя до 4,6км. Со временем появился домиходромос — бег на выносливость (дистанцию изменяли от 8 до 24 стадий), а еще черезопределенное время — ламнадермос — эстафетный бег, участники которогопередавали друг другу горящий факел. Бег был основной дисциплиной подготовкивоинов. В результатах к вниманию принималась, прежде всего, скорость. Но грекиценили и ловкость, и силу мышц.

Борьбудревние греки началииспользовать для воспитания сильного, ловкого, выносливого и волевого человека.Борьба была частью системы физического воспитания детей, подростков ивзрослых. Многие великие философы, поэты, государственные деятели иполководцы древней Греции были в свое время выдающимися борцами, принималиучастие в Олимпийских соревнованиях. Впервые в программу Олимпийских Игр борьбабыла включена в 704 году к нашей эре. Соревнования борцов проводились обычно наоткрытой песчаной площадке и иногда с участием судьи, задачей которого былоследить за поведением борцов на площадке и разнимать чересчур горячихучастников состязаний. Греческий атлет Тесеус создал первые правила по борьбе,согласно которым выигрывал тот атлет, кто три раза смог бросить соперника наземлю. На сегодня правила изменились, но классическая и грекоримская борьбапродолжают оставаться эталоном использования человеческой силы тела и духа. [7]

Соревновались древние и вметании диска и копий. Диски изготавливались из дерева, камня, железа,бронзы, нередко их украшали резьбой, изображениями птиц, животных или сценамиспортивных соревнований. Вес диска составлял от 1,25 до 6,63 кг (ныне снаряд весит — 2 кг для мужнин и 1 кг — для женщин). Болельщики очень уважали метателейкопья. Их охотно изображали и скульпторы.

Панкратион (от греческого слова — pankration — всеборье) — вид единоборства, представлявший собой соединение кулачного боя иборьбы в стойке и на земле.

Впанкратионе разрешались удары кулаком, ногой, коленом, локтями, захваты,сжатия, выворачивание суставов. Запрещено было кусаться, царапаться и наноситьудары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделениена возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Исход борьбы решался неспособностью одного из участников продолжать схватку или добровольное признаниесобственного поражения. В программу Олимпийских игр Древней Греции панкратионвключен в 648 до н. э. вероятно, до этого времени этот вид единоборства не былшироко известен. Наибольшей славой пользовались в Олимпии атлеты, одержавшиеодновременно победу в панкратионе и кулачном бое. Такие победители заносились вособые списки. Во 2 в. до н. э. т. е. почти за тысячу лет существованияОлимпийских игр, такой список состоял лишь из 9 имен. Жесткие условияпроведения поединков приводили к большому количеству травм, угрожающихздоровью атлетов. По этой причине древнегреческая борьба панкратион несохранилась до наших дней в первозданном виде.

Кулачныйбой как спортивноеединоборство возник еще на ранних степенях развития общества и в разных формахбыл распространен во все времена среди многих народов. Особенно популярным былкулачный бой в Древней Греции. Это подтверждается тем, что с 23-ей Олимпиады (688 г. до н.э.) он вошел в программу Олимпийских игр.

Литературныепамятники, рисунки дают нам довольно полные сведения о правилах ведения кулачногобоя в Греции, о методах тренировки бойцов. Для ведения боя кулаки бойцовобматывались мягкими ремнями из сыромятной кожи, которые защищали руки отповреждений подобно современным бинтам. Кулачные бои бойцы велели виспрямленной стойке. От них в основном требовалась ловкость.

Греки составлялипары по жребию, а не по весовым категориям. Время встречи неограничивалось, и она продолжительная к тому момента, пока один из неприятелейне терял возможность вести бой дальше. Судьи (гелланодики) выбирались из лиц немладше 40 лет и должны были хорошо знать технику боя и условия соревнований. Навсех рисунках кулачного боя гелланодик изображал с лозой, разветвленной наконце, прикосновеньем которой он вмешивался в действии бойцов.[8]

Еслипоединок кулачных боев затягивал, то с ведомости обоих соперников судьяназначал  — усиление. По жребию один из бойцов должен был, неприкрываясь, принять удар. Если выдерживал, то сам бил, и так далее к полнойпобеде одного из соперников.

Натренировках бойцы защищали главу маской с наушниками, которая, вероятно,делалась из мягкой кожи.

Аналогомсовременного тренировочного мешка был корикос, сделанный из овечьейшкуры, которая выворачивалась руном вглубь, и наполненный финиковымикосточками. Подвешивался он на высоте головы и  он служил бойцам для упражненийв ударах. Довольно распространенным упражнению было рытье земли и работа смотыгой.

Не последнее место в системе физического воспитания АнтичнойГреции занимала гимнастика. Она включала прыжки в длину, борьбу, тяжелуюатлетику, плавание и метание диска и копья. Данная система применялась еще наДревнем Крите во времена правления короля Миноса. Позже гимнастика сталанеотъемлемым видом спорта на первых Олимпийских Играх.

Название«гимнастика» происходит от греческого слова «gymnos», что буквально переводитсякак «нагой». В древней Греции атлеты мужского пола обучались и состязалисьобнаженными. Именно поэтому женщины были исключены из участия в ОлимпийскихИграх, не только, как непосредственные участницы, но также и как зрители. Такжеженщины не допускали по той причине, что Олимпийские игры посвящалисьдревнегреческому богу Зевсу, поклонятся которому, могли только мужчины.  Толькоодной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем — жрице богини Деметры. С VІст. до н.э. допускаются женщины к участию в состязаниях на колесницах, нотолько в качестве собственниц коней и колесниц. Приз за победу получалавладелица, а ездовой — ленту для обвязывания главы. В Спарте же все былонаоборот. Гимнастика очень высоко ценилась в этом воинственном государстве и ейобучались как мальчики, так и девочки. Именно жена спартанского царя АгесилаяКиниска в 288 году до нашей еры стала первой победительницей на Олимпийскихиграх в состязаниях на колеснице.

Многиевиды спорта сформировались именно из древнегреческой и спартанской гимнастики:бокс, тяжелая атлетика, борьба. А древнегреческий врач Гален написалнаучный труд, именуемый «Caracalla» и представляющий собой теорию терапевтическойгимнастики. [9]

Большоезначение в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал именно гимнастике. Онписал: «гимнастика, физические упражнения, утренняя и вечерняя зарядка, должнывойти в повседневную жизнь каждого кто хочет и стремится к трудоспособности,здоровому состоянию здоровья, полноценной и радостной жизни». Причем он считал,что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. Всвоих книгах Гиппократ детально описал применение лечебной гимнастики приболезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.

Археологическиераскопки, проведенные Греции, а также архивные источники, свидетельствуют, чтов Древней Греции был довольно популярны и командные виды спорта, например,футбол. Так, он упоминается во всемирно известной «Одиссее» Гомера. Этаигра была составной частью спартанского воспитания юношей, поскольку требовалаот ее участников проявления силы и элементов борьбы. В Греции игры с мячомимела три названий: «Файнинда», «Гарпацион», «Епискурос». Однако, только впервых двух видах игр задачами игроков (что составляли две команды по 15человек в каждой) было овладеть мячом, сохранить его под контролем своейкоманды и провести в определенное место или ворота ногами. Из литературныхисточников известно, что Софокл, Александр Македонский – ученик Аристотеля,Дионисий также были знакомы с игрой в футбол, существует немало упоминаний,согласно которым в древней Греции в гимназиях, помимо палестр, существовалиспециальные площадки для игр с мячом, которые организовывал и проводилотдельный учитель. Это был действенное средство физической закалки не тольковоинов, но и оздоровления всей наций.[10]

Гиппическиесостязания включали гонки колесниц и скачки. Точно не установлено, когда и где начали устраиватьгонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько желет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, чтотакое развлечение существовало уже в Микенах, но первое литературное упоминаниео колесничных гонках принадлежит Гомеру - они описаны в двадцать третьейкниге «Илиады».

Вдревних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два видаколесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях(«тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей,эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязаниябыли введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно,Олимпийские игры начались не с них).[11]

Гонканачиналась с торжественного въезда на Гипподром, в то время как глашатайобъявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотяобычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котороммогли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов поипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.

Применялисьразличные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»),опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II векан. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота былирасположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от серединыипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, акогда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старточередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, всеколесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.

Вотличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновалисьобнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности - авариислучались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночныеколесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени ужене использовались в битвах) - деревянная повозка с двумя колёсами,открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никакихрессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.

Гонкиколесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались болееважными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки, которые быливскоре исключены из Олимпийских игр.

Гонкиколесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а наВсеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победительгонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайнодорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю егокарьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.

Глава 4. Спортивнее состязания, как часть системыфизического воспитания

Вовремя обучения и после его окончания большинство свободных граждан ДревнейГреции принимали участие в различных спортивных состязаниях. Они являлисьпродолжением всеобъемлющей системы физического воспитания. Главными являлись Олимпийскиеигры. Древние греки сложили множество легенд об их происхождении.

Определеннойисторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правительИфит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскомуоракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытыеОлимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредитьсостязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагалсякрупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались праваучаствовать в Олимпийских играх.

Реальностьэтого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, чтоеще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия,заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.

Интересныдетали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно вIX в. до н.э. т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но иони лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились ираньше. Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальныесостязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местныйхарактер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается вдостоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный вОлимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э. когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официальносчитается годом начала проведения Олимпийских игр.[12]

Соревнованияпродолжались приблизительно пять дней. Первоначально программаОлимпийских игр ограничивалась стадиодромом — бегом на один стадий.Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на двастадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье –пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачныйбой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включатьсясоревнования для детей.

Какбы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег наодин стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь наалтаре Зевса, он становился главным героем Игр.

Существовалитри критерия участия в Играх: участник должен был быть мужского пола,греком и свободным человеком. Женщины, рабы и иностранные гражданеисключались.

Спортсменыне были профессионалами. Несмотря на то, что большинство из них принадлежали к богатым семьям,некоторые спортсмены происходили из менее обеспеченных слоев населения. Стечением времени ситуация изменилась и большинство спортсменов сталипрофессионалами. После завоевания Греции Римом  в 146 г. до н.э. римлянам было позволено присоединиться к греческим спортсменам. Позднее кругучастников был расширен за счет спортсменов иностранного происхождения послепредоставления римского гражданства всем жителям провинций во время 248Олимпиады (213 г. н.э).

Местопроведения соревнования состояло из священной зоны, Алтис, обнесеннойстеной, и светской, нерелигиозной зоны. В священной зоне находились храмы,включая храм, посвященный Зевсу, алтари, на которых происходилижертвоприношения, и сокровищницы, воздвигнутые городами-государствами, гдехранились дорогие подношения (например, вазы и статуи).

Светская зона находилась за пределами ограничительной стены. Там располагалисьтакие спортивные строения как гимнасия и палестра, стадион и ипподром, плюс всездания, где осуществлялись руководство Играми и прием важных гостей.[13]

Толькосвященники и сотрудники, присматривавшие за храмом, жили в Олимпии. Во времяпроведения соревнований атмосфера была очень разной. Кроме спортсменов изрителей к месту соревнований стекались многочисленные купцы: количество людей,присутствовавших на Олимпийских играх, оценивается числом превышающим40 000.

Главнойнаградой победителю Олимпийский игр — олимпионику служила оливковаяветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, каксчиталось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимсявоздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жителигорода, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками,освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращениепобедителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие; всежители радостно его приветствовали.

Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний,увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. Напримере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почиталисьнаравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился1300 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать разстановился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге свооружением в течение четырех Олимпиад.

Но самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский.В 540 г. до н.э. в возрасте 14 лет он становится олимпийским победителем вборьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. Кроме того Милонмного раз побеждал на Пифийских, Истмийских и Немийских играх. О его невиданнойфизической силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно историки долго спорилиявлялся ли Милон Кротонский реальной личностью или представляет собоймифический персонаж.

Однако многочисленные источники подтверждают, что он реально существовал.Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую,но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль вполитической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибарисом Милон былизбран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждаютсовременники, заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонскийявлялся древнегреческим идеалом гармонически развитой личности. И, как всякийидеал, он постепенно обрастал мифами и легендами. Так историк и географ Страбонописывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома.Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и до тех порподдерживал свод здания, пока все не покинули его.[14]

Достоверностьэтого факта вызывает сомнения, но эта и другие легенды подтверждают, какойлюбовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции и, на какомуровне находилась пропаганда физического воспитания.

Смеятьсянад проигравшими запрещалось. Некоторые спортсмены не всегда соблюдали клятву иделали попытку выиграть соревнование, используя запрещенные приемы. Заэту форму обмана следовало наказание и нечестные спортсмены должны были платитьштраф. Эти деньги шли на возведение статуй Зевса, известных подназванием «Заны».

ПроведениеОлимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э. т. е.

сохранениетрадиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотряна войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о тойогромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.

Атлетыэтого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой — общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности.И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытанияв состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви.Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили кпобедителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлисьрезультатом общественного признания.

Игры,проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр,которые также включали:

— Игры в Дельфах (Пифийские игры)

— Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)

— Игры в Немее (Немейские игры).

Всечетыре из Панэллинских игр наследовали организацию и принципы Олимпийских игр иникогда не проводились в течение одного года.

КромеПанэллинских игр в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Ониизвестны под названием Панафинейских игр.

Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах,который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.

Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которыхизвестны больше, другие — меньше. Каждый город придавал большое значение ихорганизации. [15]

УставПанэллинских игр и большого числа местных соревнований являетсяиллюстрацией важности физических упражнений и духа соревнования

вобществе Античной Греции.

Несмотряна то, что женщины не допускались к участию в Олимпийских играх, все же онизанимались спортом. В Олимпии для девушек проводились Игры, носившие названиеГерайя, в честь богини Геры, жены Зевса. Эти соревнования проводилиськаждые четыре года и состояли из состязания в беге.

Призы,присуждавшиеся на местных соревнованиях, были более материальными. Победителючасто вручали амфору, наполненную оливковым маслом. В те времена оливковоемасло ценилось очень высоко и стоило больших денег. Другие сокровища, такие какбронзовые треноги (большие вазы на трех ножках), бронзовые щиты или серебряныекубки, также вручались в качестве призов.

Несмотряна это престиж Панэллинских игр оставался незыблемым. Скромная корона излистьев была наивысшей наградой в греческом мире, так как она гарантировала еговладельцу почет и уважение всех жителей.

Современем Олимпийские Игры пришли в упадок из-за ряда причин, но были возрожденыспустя века, как универсальное средство поощрения людей всего Мира кгармоничному физическому развитию.

Заключение

Проделавданную работу, мною были сделаны выводы, что система физического воспитанияДревней Греции была гармоничной и многоплановой. Она тесно переплеталась с интеллектуальными духовным развитием и должна была способствовать всестороннему развитиюличности, укреплять в народе дух единства.

Основойдля ее формирования стала сложна мировоззренческая система античности, что неразделяли мифологию, религию и социальные институты, а также дух борьбы,обусловленный постоянной военной угрозой в Древней Греции, природными условиямии слабостью ее сырьевой базы.

Физическоевоспитание включало в себя дошкольные физические упражнения в виде игр и многоступенчатыефизические программы в ходе обучения в палестрах и гимназиях — полидисциплинарных учебных заведениях Древней Греции. Завещающим этапомявлялась воинская подготовка юношей в эфебиях. Кроме того, культ физическоговоспитания поддерживался всевозможными спортивными состязаниями, среди которыхглавное место занимали Олимпийские игры.

Сточки зрения современной педагогики многие элементы системы физическоговоспитания Древней Греции можно спешно использовать сегодня. Во-первых, это возможностьвнедрения спортивных игровых занятий в дошкольных учреждениях. Во-вторых,сбалансирование преподавание научных и физических дисциплин в общеобразовательныхшколах. Устаревшую систему физических нормативов можно пересмотреть и заменитьоценки свободными тренировками и соревнованиями на уроках физкультуры.Состязательность лучшая мотивация для подростков. Она может способствоватьзарождения нового культа физической выносливости и силы в сочетании синтеллектуальностью и духовным развитием молодежи.

Список источников литературы

1. Суриков И. Древняя Греция: историяи культура. — М. Астрель, 2005. — 192 с.

2. А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). — М. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. — 425 с.

3. Пискунов А.И. Кларин В.М. Плохова М.Г. Историяпедагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе доконца XX в. Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. доп. — М. Творческий центрСфера, 2007. — 490 с.

4. Семенов-Зусер С.А. Физическаякультура и зрелища в древне-греческих колониях северного Причерноморья. — Харьков, 1940. – 44 с.

5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта.Учебное пособие. — М. Академия, 2004. — 312 с.

6. Гик. Е. Гупало Е. Популярная история спорта. — Академия,2007. — 448 с.

7. Шулика Ю.А. Косухин В.М. Греко-римская борьба дляначинающих. — М. Феникс, 2006. — 236 с.

8. Атилов А.А. Бокс для начинающих. История бокса. — М.:Феникс, 2007. — 224 с.

9. Журавина М. Л. Меньшикова Н.К.Гимнастика. — М. академия, 2001. — 448 с.

10. Барсук О.Л. Кудрейко А.И.Страницы футбольной летописи. — Минск: Полымя, 1987. — 155с.

11. Марков. М. История конницы. — М. Кучково поле, 2007.-472 с.

12. Финк Г. Древняя Греция. — М. Миркниги, 2007. — 48 с.

13. Дубенюк Н. Бакал Н.С. Безверхий С.П. БольшаяОлимпийская энциклопедия. — М. Эксмо, 2009. — 592 с.

Источник: 2dip.ru