Наша библиотека

Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода "визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума - критерием личной ответственности и самопознания. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни - задача государственной важности, а оздоровительная деятельность образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства семье, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Физическая культура – это единственный в школе учебный предмет, который обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных навыков и умений.

Сегодня физическая культура - это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей над укреплением здоровья детей. Современный урок физической культуры в школе должен быть организован таким образом, чтобы мог максимально отвечать запросом нашего общества в вопросах разносторонней физической подготовки учащихся. Следовательно, подготовка школьника к практической жизни средствами физического воспитания приобретает важное значение. Разнообразить физическую нагрузку, комплексно развивать физические способности школьников, повысить эффективность системы физического воспитания позволяет круговая тренировка.

Круговая тренировка – это одна из организационно-методических форм занятий в физическом воспитании и спортивной тренировки. Она позволяет использовать различные физические упражнения для развития таких необходимых в жизни двигательных качеств как быстрота, сила, выносливость, гибкость.

Суть круговой тренировки сводится к тому, что занимающиеся выполняют различные физические упражнения, переходя с одной станции на другую, таким образом, каждый занимающийся выполняет по одному упражнению на каждой станции. В среднем один круг состоит из 8-14 упражнений - станций. В зависимости от задач и тренированности занимающихся можно проходить как два, так и три круга в одно занятие. В комплекс круговой тренировки должны входить такие упражнения, с помощью которых возможно было бы развивать все мышечные группы.

Особенно необходимо уделять внимание укреплению мышц брюшного пресса. В круговую тренировку включают обще-развивающие, прыжковые упражнения, метания различных снарядов, упражнения с собственным весом и с отягощением, бег на различные дистанции, лазание по канату, другие гимнастические упражнения.

Круговую тренировку целесообразно проводить на протяжении всего года (летом, зимой, осенью, весной). Круговой метод позволяет добиться большой плотности занятий, при этом резко возрастает нагрузка: увеличивается количество повторений, а, следовательно, и общий объем выполняемой работы по сравнению с обычной организацией урока.

Круговую тренировку можно применять ко всем видам учебной программы.

При планировании круговой тренировки педагогу необходимо учитывать:

• регламент работы и отдыха на каждой станции;

• индивидуализацию тренировочной нагрузки;

• систематическое и постоянное повышение;

• последовательное включение в работу различных групп мышц;

• состав физических упражнений.

Методы круговой тренировки

Круговая тренировка может проводиться несколькими методами - непрерывно и с интервалами, в процессе которых каждое упражнение учащийся выполняет многократно.

1. Метод длительной непрерывной работы предусматривает выполнение всех упражнений без перерыва.

2. Интервальный метод чередование упражнений с перерывами для отдыха.

3. Метод повторной работы позволяет выполнять упражнения с отягощениями, позволяя увеличивать нагрузки до 80%. Паузы для отдыха составляют 2-3 минуты.

Правила круговой тренировки

Для того чтобы круговая тренировка приносила наибольшую пользу, необходимо соблюдать следующие правила.

• простоты, доступности, безопасности. Следование правил простоты доступности и безопасности заключается в том, что для круговой тренировки учитель должен подбирать комплексы доступные возрасту, элементарных, технических, не сложных упражнений, не требующих страховки, помощи со стороны учителя. В этом случае учащиеся, не отвлекаясь задачами овладения сложной техникой, получают возможность сосредоточить свое внимание на совершенствование того и иного двигательного качества.

• повторности и цикличности. Правила повторности и цикличности требует, чтобы комплексы упражнений повторялись без изменений в течение 4-6 занятий (после чего они могут частично или полностью изменяться). Выполнение упражнений циклично сериями с небольшим интервалом наиболее полезно для развития двигательных качеств.

• последовательности и всесторонности упражнений. Правило последовательности и всесторонности упражнений заключается в том, что упражнения подбираются с учетом комплексного развития в физических качеств и последовательного воздействия на различные группы мышц (одна из основных мышечных групп работает, другая отдыхает). В результате прохождении круга ученики должны получать разнообразное и всесторонне воздействие, направленное на повышение уровня физических качеств укрепление систем и функций организма.

• чередование нагрузки и отдыха. Правило чередования нагрузки и отдыха лежит в самой основе последовательного выполнения ряда упражнений по кругу с небольшими промежутками между ними, необходимыми для перехода от одной станции к другой и для отдыха. Длительность и характер отдыха зависит от того, какое физическое качество учитель намерен преимущественно развивать у своих учеников. Упражнения для развития силы необходимо выполнять в пределах возможностей учащихся, а затем предоставлять отдых. Во время отдыха рекомендуются упражнения на расслабление. Перед упражнениями для развития быстроты желательно предоставлять отдых в активной форме.

• дозировка нагрузки. Правило дозирования нагрузки в круговой тренировке заключается в возможности увеличивать или уменьшать нагрузку в зависимости от поставленной задачи, учитывая возраст, пол и степень подготовленности.

Следует считать нормальным явлением, если после прохождения круговой тренировки, пульс у учеников повышается до 140-160 ударов в минуту. К концу паузы для отдыха частота пульса должна снизиться до уровня, несколько превышающего обычную его норму в состоянии покоя.

Как правило, комплекс круговой тренировки составляют из 8-14 упражнений, т.е. в круг входят от 8 до 14 станций. Длительность упражнений на каждой станции должна быть в пределах 20-30 секунд, а длительность перерывов и отдыхов при переходе от одного упражнения к другому в начале тренировки достигает 30 секунд, а потом сокращается до 20,15, 10 секунд. Это значительно повышает общую нагрузку на занятиях. Длительность круговой тренировки в целом может быть доведена до 15-30 минут. Проведение первых комплексов требует от учителя большой работы, как по подбору упражнений, так и предварительному ознакомлению учащихся с порядком проведения занятий. Приступая к применению круговой тренировки на уроках физической культуры, следует сначала ознакомить учащихся с более простым вариантом, устанавливая для прохождения круга не более 6-10 станций.

Учитель должен выбрать для себя в зале такое место, чтобы иметь в поле своего зрения все станции и всех занимающихся.

Организация круговой тренировки

При проведении занятий с круговой тренировкой учащиеся рассчитываются по порядку номеров. Станции, приготовленные заранее учителем, пронумерованы и расположены по часовой стрелке. Каждое упражнение выполняется на отведенном ему месте - станции.

Учитель показывает каждому ученику маршрут следования по станциям, с какой станции начинать, в каком порядке ему переходить на следующую станцию. По окончанию выполнения заданного упражнения по сигналу учителя ученики выполняют переход на следующую станцию, передвигаясь как бы по кругу. Круг повторяется несколько раз в зависимости от задач круговой тренировки.

Площадь каждой станции и ее расположение определяется задачами урока, количеством занимающихся и количеством инвентаря. Станции размещаются по кругу, квадрату или прямоугольнику.

Помимо объяснений и показа работы на станциях учитель должен обеспечить группы технологическими картами. Карта представляет собой копию комплекса упражнений для одной из станций с указанием инвентаря и места.

Индивидуальная дозировка нагрузки

Круговая тренировка с присущими ей особенностями позволяет дифференцированно подходить к каждому ученику, а индивидуальный подход к занимающимся - одно из ведущих дидактических правил, обеспечивающих успех обучения. Для регулировки нагрузки на первом занятии проводится испытание на максимальный тест (т.е. на максимальное количество повторений, максимальный вес отягощения, максимальное или минимальное время выполнения упражнения) по каждому упражнению. При условии правильного выполнения всех упражнений устанавливается система нагрузки.

Проведение максимального теста

В начале теста идет измерение пульса в покое. Все ученики одновременно на всех станциях выполняют упражнения в течение заданного учителем времени (например за 30 секунд) и ведут подсчет повторений. Затем подается команда для отдыха в течение 30 секунд, во время которого ученики записывают выполнение ими количество повторений в свои карточки достижений, переходят на следующую станцию. Сразу же после окончания упражнений на конечной станции учащиеся измеряют пульс, чтобы оценить реакцию организма на проделанную работу. Если пульс превышает 180 уд/мин, рекомендуется снижение нагрузки. Показатели максимального теста служат исходными данными для подбора индивидуальной нагрузки учащегося. Индивидуальная нагрузка на каждого учащегося будет различна.

Чтобы вести систематический учет индивидуальной нагрузки, необходимо изготовить личные карточки ученика для учета физической нагрузки и показателей реакции на нее.

В графе «Название упражнения» ученик указывает номер станции, с которой начал выполнять упражнение. В графе 1МТ ученик записывает свой первый максимальный тест на каждой станции. В следующих графах ученик указывает дозировки упражнений на последующих уроках. На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение круговой тренировки установленное количество раз. Запись «МТ1/2+1» означает, что если на первой станции за максимальный тест выполнено 50 повторений, то это количество повторений делится на два и прибавляется на каждом уроке по три, четыре или пять повторений. Таким образом, если от урока к уроку увеличивать нагрузку (так как на каждом уроке мы не можем работать по максимуму), через 5-6 уроков постепенно приходим к максимальному тесту путем постепенного приспособления организма к дозируемой нагрузке. Проводя 2 МТ, сравниваем показатели 1 МТ на первом уроке. В графе 2 МТ ученик записывает свой второй максимальный тест на каждой станции и сравнивает, как он за 6 уроков увеличил или уменьшил свою нагрузку.

Ф.И.О. ученика Ахметова Айнагуль Темиркановна Класс

Дата проведения

№ станции Дозировка упражнений

Название упражнения 1 МТ МТ/2+1 МТ/2+3 МТ/2+5 МТ/2+8 МТ/2+9 2 МТ

И т.д.

Сумма 10-14 станций

Пульс до

Пульс после

Много лет используя в своей профессиональной деятельности метод круговой тренировки, я убедилась в том, что организуя уроки физкультуры по общему физическому развитию школьников, можно добиться хороших результатов в формировании личных качеств индивидуально для каждого ученика, а именно:

• Развитие выносливости.

• Сжигание подкожного жира. Это происходит за счет интенсивности тренировки. В момент пиковых нагрузок, особенно по завершении второго или третьего круга

• Ускорение обмена веществ. После тренировки в состоянии покоя в течение 48 часов организм будет восстанавливаться, причем он будет стараться это сделать как можно быстрее. В результате регулярности такого тренинга обмен веществ будет постепенно ускоряться.

• Улучшается эластичность мышц. Плотные и упругие мышцы развиваются за счет множественности повторений.

• Улучшается сердечно-сосудистая система. Круговые тренировки тренируют не только мускулатуру и сжигают жир, но и тренируют сердце, за счет чего ученик становится более здоровым и бодрым человеком.

• Прекрасная физическая форма. В зависимости от подобранных упражнений и их количества можно проработать рельеф мышечной системы, подкачать проблемные участки.

• Красивая и здоровая кожа. За счет большого притока кислорода в кровь и за счет тренировки мышечных волокон организм начинает пребывать в постоянном процессе регенерации.

Эффективность кругового метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как тренируются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

Другое преимущество: ученикам достаточно один раз пройти по всем станциям, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.

При проведении урока методом круговой тренировки, необходимо учитывать двигательную активность детей, их состояние здоровья, возраст.

Проводя уроки в начальной школе можно добиться большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям, благодаря проведению упражнений по методу круговой тренировки.

Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

При проведении уроков методом круговой тренировки в среднем школьном возрасте, необходимо учитывать возрастные особенности школьников. К 14-15 годам несколько снижается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений, т.к. в этом возрасте снижается прирост быстроты. На уроках легкой атлетики, для развития скоростных качеств следует использовать технически несложные упражнения, позволяющие обратить внимание учащихся на быстроту выполнения.

Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.

Домашние задания, организованные по методу круговой тренировки, помогают решить проблему коррекции двигательных способностей учащихся, которые разрабатываются с учетом видов уроков в каждой четверти, комплексов упражнений, направленных на развитие тех или иных физических качеств.

Список литературы

1. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки Минск: Вышэйшая школа, 1980.

2. Журнал «Физкультура в школе», год издания - 2010, №12.

Источник: collegy.ucoz.ru