Формы и методы подготовки магистров физического воспитания в университетах Китая

Аннотация:

Цель работы состояла в изучении опыта подготовки магистров физического воспитания в университетах Китая. Исследовалась учебная документация 5 китайских университетов нормативно-правовые документы китайского правительства. Выявлены формы, методы, нормативные требования к подготовке магистров по физическому воспитанию. Рассмотрено состояние проблемы, связанной с оптимизацией процесса подготовки магистров в Украине. Предложены возможные пути решения сложившейся проблемы на основе рационального использования теоретико-методических подходов, применяемых в китайских университетах. Рекомендуется сроки обучения в магистратуре по физическому воспитанию в университетах Украины увеличить на 1 - 2 года. Отмечается необходимость увеличения количества профессионально-ориентированных дисциплин в учебных заведениях Украины. Рекомендуется использовать опыт Китая по приобщению будущих магистров физического воспитания к научно-исследовательской работе.

Ключевые слова:

воспитание, Китай, магистр, методы, образование, подготовка, процесс, университет.

Введение.

Как известно, Украина стремится к интеграции в мировое образовательное пространство. При этом в качестве эталонов подготовки специалистов в самых различных отраслях образования, экономики, промышленности, сельского хозяйства рассматривается опыт работы университетов США, Канады и Европы. Так, в последние годы практически все высшие учебные заведения Украины занялись активным внедрением в учебный процесс Болонской системы образования. При этом анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о том, что в Украине достаточно острой и актуальной является проблема качественной адаптации теоретико-методических подходов, лежащих в основе Болонской системы, к реалиям украинской высшей школы. Не отрицая возможности использования опыта функционирования Болонской системы, следует отметить, что механический перенос всех ее составляющих без учета ментальности, материальных возможностей, многолетних традиций советских университетов не принесет ожидаемых результатов. Ориентируясь на запад, порой не замечается то что происходит на востоке - в Китае, стране, демонстрирующей самые высокие темпы роста экономики в мире. Известно, что помимо экономики Китай занял ведущие мировые позиции во многих отраслях, и в спорте в том числе, о чем свидетельствуют итоги Олимпийских Игр в Пекине (2008) и Лондоне (2012).

В этой связи, несомненно, актуальным представляется изучение опыта подготовки специалистов Китая в области физического воспитания и спорта (1. Закон о спорте КНР / 29.08. 1995 VIII съезд партии. 2. Извещение Госсовета относительно программы всенародного укрепления здоровья (2011-2015). 3. Приказ Госсовета КНР №560 «Устав по всенародному укреплению здоровья» 19.10.2009.) [1-7].

Работа выполнена по теме «Теоретико-методические основы обучения физической культуре и культуре здоровья учащейся молодежи (субъекты образования в норме и с ограниченными возможностями)» - номер государственной регистрации 0110U000394.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - проанализировать теоретико-методические основы подготовки магистров физического воспитания в университетах Китая.

Объект исследования - процесс подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию в Китае.

Предмет исследования - формы и методы формирования профессиональных знаний и навыков у будущих магистров физического воспитания в университетах Китая.

В исследованиях были использованы следующие методы: сравнительный и научно-теоретический анализ законов и постановлений правительства Китая, учебных планов и программ китайских университетов, анкетирование и беседы со студентами и преподавателями китайских ВУЗов.

Результаты исследования.

Установлено, что главными целями обучения в магистратуре китайских университетов считаются следующие.

1) Овладение теорией марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, изучение разработанных Коммунистической партией Китая положений документа «Тройное представительство». Главными лозунгами в учебе магистранта должны быть: преданность работе, обширные знания, деловитость, новаторство.

2) Формирование потребности и умений к самостоятельному повышению уровня профессиональных знаний и способности к проведению самостоятельной научной работы в области физического воспитания.

3) Овладение одним иностранным языком до уровня, позволяющего тщательно изучать зарубежную литературу по специальности и обеспечивающего достаточную разговорную подготовку.

4) Освоение компьютера, умение составлять и использовать различные функциональные программы.

5) Формирование высоких моральных качеств, духа новаторства и навыков сотрудничества.

Как видно из вышеизложенного, большинство постулатов было бы весьма полезным и украинским магистрам. Планирование исследовательской работы в магистратуре осуществляется ученым советом университета и может предусматривать проблематику по следующим направлениям. В Ляоченском университете [5. Учебная документация Ляоченского университета. - Ляочен, 2011.] - теория и методика преподавания видов спорта, преподавание школьной физической культуры; в Чендунском институте [8. Учебная документация Чендунского института физического воспитания. - Ченду, 2011.] физического воспитания - обучение основным движениям и теория соревнований, теория и практика преподавания физической культуры, теория и методика спортивной тренировки, теория и методы всенародного укрепления здоровья, теория и методы школьного физического воспитания; в Северовосточном педагогическом университете [6. Учебная документация Северовосточного педагогического университета. - Чанчунь, 2011.] - методика преподавания физической культуры, теория и методика спортивной подготовки, теория управления физической культурой, основы обучения в физическом воспитании, теория и методы закаливания организма и укрепления здоровья; в Наньтунском университете [7. Учебная документация Наньтунского университета. - Наньтун, 2011.] - теория обучения школьной физической культуре, обучение физической культуре и теория закаливания организма, теория и практика видов спорта (легкая атлетика, аэробика, баскетбол, ушу, бадминтон, теннис).

Анализ приведенных направлений научно-исследовательской работы магистрантов в университетах Китая свидетельствует о направленности учебного процесса на профессионализацию знаний студентов и о возможности ВУЗов избирать проблематику научного поиска.

Срок обучения в магистратуре по физическому воспитанию составляет три года, полтора из которых отводится на изучение дисциплин учебного плана, полгода - на педагогическую практику и год - на подготовку магистерской работы. В отдельных случаях, если магистрант успешно выполняет всю учебную программу и проводит в полном объеме запланированные научные исследования, он может ходатайствовать об окончании магистратуры за 2 года. Если по уважительной причине магистрант не смог закончить обучение за 3 года, он может подать заявление на продление учебы сроком до 1 года.

Во всех университетах Китая, где готовятся бакалавры физического воспитания, используются учебные планы, имеющие незначительные различия. Поэтому при поступлении в магистратуру студентам, как правило, приходится досдавать экзамены по 2 -3 учебным дисциплинам. После поступления магистрант вместе с научным руководителем, опираясь на учебный план магистратуры, составляют индивидуальный план обучения. Во всех университетах используется кредитная система обучения, предусматривающая освоение учебного материала в течении 3-х лет в объеме от 34 до 40 кредитов. При этом кредит включает 18 - 20 академических часов. В учебном плане все дисциплины подразделяются на: общие основные предметы, профильные основные предметы, специализированные предметы и факультативные предметы. В качестве примера приведем учебный план магистратуры [4. Учебная документация Шанхайского института физического воспитания. - Шанхай, 2011.] Шанхайского института физического воспитания (табл. 1). Как видно из табл. 1, учебным планом магистратуры Шанхайского института физического воспитания предусматривается формирование у магистрантов широкого круга фундаментальных и прикладных знаний, умений организовывать и проводить учебную и научно-исследовательскую работу. При этом будущему магистру предоставляется право выбора для углубленного изучения тех дисциплин, которые отвечают его запросам и интересам, а также требованиям его будущей профессиональной деятельности. Отметим, что учебные планы магистратур различных университетов заметно отличаются, что объясняется правом ВУЗа составлять перечень учебных дисциплин, исходя из состава профессорско-преподавательских кадров, наличия научных лабораторий и т.д.

Оценка знаний магистрантов проводится в конце семестра на основе экзаменов и зачетов по 100-бальной системе; удовлетворительная оценка составляет не менее 60 баллов по факультативным предметам и 70 баллов по обязательным учебным дисциплинам. Общественная и педагогическая практики проходят под руководством инструктора-методиста и завершаются подготовкой письменных отчетов.

Таблица 1

Учебный план магистратуры специальности «Физическое воспитание» Шанхайского института физического воспитания

Источник: bmsi.ru