Внеурочная форма (самостоятельные занятия)

Характерным для этой формы занятий является иной способ руководства, осуществляемого преподавателем, т.е. последний, в момент выполнения физических упражнений не руководит занимающимися. Преподаватель обеспечивает постановку задач, предлагает перечень упражнений, излагает методику выполнения задания, осуществляет его проверку.

Формы организации самостоятельных занятий

А) Индивидуальная форма тренировки

Варианты проведения:

ü Получение домашнего задания у преподавателя на неделю, месяц и выполнение его студентом самостоятельно.

ü Домашнее задание получают несколько студентов и выполняют его в процессе совместной тренировки.

ü Тренировочную нагрузку определяет сам студент на основании методических пособий, согласовывая её размеры с ведущим преподавателем.

Б) Групповые занятия

Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься менее 2-х раз в неделю не целесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

Физическое воспитание студентов включает в себя:

ü Обучение

– направлено на формирование и совершенствование в процессе занятий, жизненно важных двигательных умений и навыков.

ü Воспитание

– предполагает развитие двигательных качеств (силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты), повышение функциональных особенностей организма и укрепление здоровья.

Обучение и воспитание связаны между собой.

Самостоятельные занятия можно проводить с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств: выносливости, силы и т.п.

Они могут проводиться как зимой, так и летом, на открытом воздухе или в помещении.

Самостоятельные занятия имеют большое воспитательное значение, они вызывают интерес к спортивной деятельности, воспитывают инициативу, самообладание, критическое отношение к своим успехам и недостаткам. В процессе этих занятий повышается активность и дисциплинированность занимающихся, следующих указаниям преподавателя или тренера.

Самостоятельные занятия проводятся с целями улучшения здоровья и общего физического развития; укрепления отдельных мышечных групп; улучшения гибкости, подвижности в отдельных суставах; воспитания силы, быстроты, выносливости; закрепления техники отдельных упражнений, изученных в процессе урочных занятий.

Занятия могут проводиться в виде выполнения отдельных упражнений, комплексов утренней гимнастики, прогулок, самостоятельных спортивно-тренировочных уроков по заданию преподавателей. Часть из них должна проводиться ежедневно, часть 1-2 раза в неделю в промежутках между урочными занятиями.

Частные задачи самостоятельных занятий могут быть различными. В гигиенических целях могут применяться отдельные упражнения 1-2 раза в течение дня. В этих же целях целесообразно использовать целые комплексы – упражнения зарядки. Комплексы составляются с учётом спортивной подготовленности занимающихся и дополняются прогулками, бегом на местности. Целесообразно проводить прогулки на лыжах, занятия по гребле и другим видам при условии что занимающиеся владеют основами техники этих упражнений. Применение самостоятельных занятий способствует закреплению изучаемых двигательных навыков, сохранению достигнутого уровня технической подготовленности. Такие занятия особенно необходимы студентам, имеющим в расписании два часа урочных занятий в неделю по дисциплине «физическое воспитание».

Самостоятельные занятия проводятся в виде тренировок между урочными занятиями с преподавателем. Особое значение эти тренировки приобретают в случае, когда занимающийся по некоторым возникшим условиям (каникулы) не может регулярно заниматься с преподавателем.

В практике проведения самостоятельных тренировок наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными прогулками. В последнее время у студенток растущей популярностью стали пользоваться ритмическая гимнастика (аэробика) и шейпинг.

Источник: www.medteory.ru