1. Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения. Источники. Периодизация ифк изучает происхождение, закономерности и специфич принципы развития

^ 13.Развите представлений о роли физического воспитания в формировании личности в первый период Нового Времени (Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци)

Происходит период утверждения капитализма. Идет дальнейшее развитие идей гуманистов эпохи Возрождения. Джон Локк, на первое место ставит физическое воспитание ребенка с рождения. Он толкал идею подготовки джентльмена, он считал, что рабочий класс не должен заниматься ФП. Ж-Ж. Руссо считал, что все беды у человека начинаются с рождения, т.к. с рождения общество выдвигает ему некие требования. Считал, что все зло исходит от слабости человека. Он был против ФВ женщин.

Песталоцци наоборот подготавливал свою систему воспитания масс: Образовательная сторона (арифметика, история и т.д.) и физическое воспитание (элементарные и сложные движения суставной гимнастики).

^ 14.Практические предпосылки к возникновению национальных систем физического воспитания (Фит, Гутс-Мутс)

Возникновение немецкой гимнастики относится к последней четверти 18 века. Под влиянием идеё Песталоцци и Руссо возникло буржуазное движение фелонтропизм (человек, занимающийся благотворительностью), появились колы - фелонтропины. Первая из них - 1774. Большой вклад в развитие немецкий гимнастики в этих школа и в целом внесли Фит и Мутс. Г. Фит (1765-1836) написал сочинение под названием «Опыт энциклопедии физического воспитания», в котором описывал историю и излагал свой метод гимнастики. Его упражнения - на полу без снарядов и на снарядах - горизонтальные брусья, перекладина и так далее. Подробно обосновал методику различных упражнений в верховой езде. Первый пытался проанализировать физ. упражнения с биохимической точки зрения. Гутс-Мутс (1759-1839) преподавал физ-ру в филонтрапинах в течение многих лет и написал 2 книги: «Гимнастика для сынов отечества», «Гимнастика для юношества». Подразделяля упражнения на гимнастику, игры и ручной труд. Значение придавал ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, борьбе, лазанию, плаванию, переноске тяжестей. Делили все упражнения на тяжёлые и лёгкие, активные и пассивные. Добивался индивидуального подхода к занимающимся, поощрял их стремление к соревнованиям. Он сам выступал в роли организатора, занимался просветительной деятельностью, которая способствовала развитию национального духа немцев, воспитанию бодрости и патриотизма, что было особенно важно в период разобщённости немецкого народа.

^ 15.История создания и анализ основных положений Немецкой национальной системы физического воспитания

Фридрих Ян. В основу гимнастики он положил упражнения на гимнастических снарядах (на перекладинах) и военные игры. Занятия: смесь свободных упражнений по выбору самих учеников. 3 части урока: 1) порядковые упражнения. Строевые и простые гимнастические для установления порядка 2) вольные упражнения. Движения отдельных частей тела, заимств. из суставной гимнастики Песталоцци. Эти упражнения готовили к упражнениям на снарядах. 3) упражнения на снарядах и со снарядами. Шпиц ввел групповые снаряды (длинная перекладина, длинные брусья, рябы лестниц и шестов).

^ 16 История создания и анализ основных положений Шведской национальной системы физического воспитания

Пер Линг и Яльмар(его сын). Направленность - общее физическое развитие. Линг считал необходимым начинать ФВ с детского возраста. Он считал, что в ФВ нужно применять такие упражнения, которые развивают и укрепляют тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын разработал систему урока. Урок состоял из 14-16 частей. Упражнения некоторых частей урока должны были резко повысить общее физическое напряжение, а некоторые - успокаивать организм. Существенным признаком упражнений Шведской гимнастики была их симметричность, прямолинейность и угловатость. Я. Линг новые снаряды, такие как шведская стенка, шведская скамейка, двойном бум. Старые снаряды он тоже применял. Гигиеническая направленность системы, зависимость форм и движений от анатомического устройства тела человека, специально разработанная схема урока, большой выбор упражнений выгодно отличало шведскую гимнастику от немецкой.

^ 17. История создания и анализ основных положений Французской национальной системы физического воспитания

Франциск Аморос составил систему гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Для подготовки солдат и офицеров имело большое значение. Военно-прикладные упражнения, ходьба, бег с препятствиями и без них, прыжки, плавание, ныряние, борьба, метания, стрельба. Кроме того, он включал в гимнастику подготовительные упражнения, сопровождающиеся пением или музыкой. Главными снарядами были лестница, канаты, шесты, заборы. Схемы проведения урока у него определенной не было, он лишь обозначил некоторые принципы. При занятиях он учитывал индивидуальные особенности учеников. Он считал, что упражнения должны идти от легких к трудным, от простых к сложным. Он впервые ввел письменный учет занятий (контрольные карточки на каждого ученика).

^ 18 Общая характеристика и особенности развития физической культуры во второй период Нового Времени

Второй период нового времени характерен обострением противоречий капитализма и постепенным перерастанием его в стадию империализма. Главным противоречием были: 1)между трудящимися и капиталистами 2)между господствующими и угнетенными народностями 3) между капиталистическими странами. Было широкое использование ФК в политических целях (отвлекало от революционной борьбы). Обострение национализма в физкультурных организациях и появление новых систем ФВ. Военизация системы ФВ. Наиболее известными были Сокольская, Лесгафта, гимнастика Ж. Домени, т.н. естественный метод Ж. Эбера и основная гимнастика н. Бука.

^ 19 Сокольское движение в Чехии и других славянских странах,cодержание сокольской гимнастики

В Чехии, в сер.19 века возникло т.н. Сокольское движение. Это было культурническая организация, создававшая библиотеки, кружки различной самодеятельности, добровольные пожарные команды, но главной основой были гимнастические организации. Стремясь сделать свою организацию привлекательной, «соколы» во главе с Мирославом Тыршем разработали систему гимнастических упражнений на снарядах, с предметами, без предметов. Они ввели комбинацию различных упражнений, обращая внимание на четкость и чистоту движений. Они ввели однообразный гимнастический костюм и музыкальное сопровождение для т.н. вольных движений. Все упражнения разделяли на 4 группы. 1) упражнения на снарядах 2) упражнения со снарядами 3) упражнения групповые 4) боевые упражнения. Схема занятия: строевые, вольные, со снарядами, боевые, на снарядах, в подгруппах, общие, строевые, конец.

^ 20.Система гимнастики Ж.Демени, её значение для дальнейшего развития теории и практики физической культуры

Он считал ОРУ самым важным. Он разработал систему средств и методов ФВ детей школьного возраста. Изучая физеологию мышечной деятельности, он понял, что одного лишь деления физ.упражнений по анатомическому признаку недостаточно, нужно создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиции физиологии. Считал, что нужно уметь не только сокращать мускулатуру, но и расслаблять ее. Говорил, что надо не только развивать силу, но и укреплять здоровье. Нужно также думать о красоте форм тела и осанке. Он ввел в практику ФВ упражнения для физиологии мышечной деятельности. Он подверг критике старую шведскую систему за ее статичность и угловатость. Свои движения он предлагал выполнять по кратчайшим путям, избегая статики и рывков. Схема урока напоминала шведскую, но состояла всего из 7 частей, причем нагрузка обозначалась не подъемом кривой, а площадью квадрата. Гимнастика Демени была крупным шагом в развитии Общеразвивающего направления ФВ.

^ 21 Система физической подготовки молодежи накануне первой мировой войны (Ж.Эбер), (Н.Бук)

Эбер продолжил линию развития прикладного направления в ФВ, типичного для Франции со времен Амороса. Предлагал проводить все занятия на местности без какого-либо специального оборудования. Деревья использовал для лазанья, канавы для прыжков, заборы для перелазания. Система упражнений была представлена для молодежи в целях ее призывной подготовки. Не предлагал ничего для женщин, считая, что все его упражнения сгодятся и для них. Был противником спортивной специализации, написал книгу «Спорт против ФК», ввел комплексный зачет из 19 видов упражнений. Достижения в каждом виде оценивались по 15 балльной системе. Бук. Направленность: гимнастика создана для того, чтобы здоровых, сильных, но неловких парней так обработать гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными и пригодными к несению военной службы. Он продолжал шведское упражнение. Широко пользовался снарядами (стенка, скамейка, бум). Занятия проводил в необычно быстром темпе. Широко использовались упражнения с партнером.

^ 22 Общая характеристика развития международного спортивного движения после второй мировой войны

После окончания второй мировой войны, краха немецкого фашизма и японского милитаризма, в разгроме которых решающую роль сыграл Советский Союз, начался первый этап в развитии международного спортивного движения. Спортивные организации СССР и других стран социалистического содружества, используя лучшие традиции международного рабочего спортивного движения довоенных лет, повели последовательную и настойчивую борьбу за переустройство международного спортивного движения на демократических началах. После второй мировой войны международное спортивное движение стало представлять собой сложное социальное явление. Его развитие происходило и происходит в условиях двух противоположных общественных систем - социализма и капитализма, взаимоотношения и сотрудничество которых принимали различные формы, но сущность их сводилась к борьбе двух идеологий - коммунистической и буржуазной. Эта борьба захватила и международное спортивное движение. В материалах Совещания коммунистических и рабочих партий (1969) говорится, что человечество вступило в последнюю треть нашего столетия в обстановке обострения исторического противоборства сил прогресса и реакции, социализма и империализма. Ареной этого противоборства весь мир, все основные области общественной жизни - экономика, политика, идеология, культура. Спортивные организации СССР и других стран социалистического содружества, опираясь на идеологию и политику пролетарского интернационализма и уважения ко всем народам, используют международные связи как важный фактор в борьбе за мир и дружбу, за социальный прогресс общества.

^ 23. Влияние реформ Петра 1 (1672-1725) на развитие физической культуры дворянства в период образования Российской Империи

Большое значение для укрепления могущества государства имели политические, экономические, культурные и военные преобразования. Реформы были направлены на преодоление отсталости России. Создавались школы и училища - специалисты для армии и флота, там преподавалась ФК. 1701 - Москва, открытие Навигационной школы - математики, парусное и гребное дело, плавание и фехтование. 1731 - Сухопутный Шляхетский корпус, 1752 - Морской. Дворяне занимались верховой ездой и фехтованием, игры в мяч, гребля, борьба, парусный спорт. По указанию Петра была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Дворянин для достижения успеха в обществе должен не только владеть иностранным языком и быть начитанным, но и уметь танцевать, преуспевать в верховой езде и фехтовании. Пётр уделял большое внимание подготовки специалистов в области мореплавания и судостроения, что способствовало основанию общества Невская Флотилия. Военные реформы Петра положили начало созданию регулярной русской армии. Средства - развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, решительности, умение быстро выполнять приёмы стрельбы и штыкового боя, преодоление водных и др. препятствий. Успешно выполнялась военная и физическая подготовка в полувоенных отрядах «потешных». Здесь практиковалась военная муштра, дети механически заучивали строевые упражнения и ружейные приёмы. Единых форм и методов ФВ не существовало. Применялись гимнастические упражнения из сокольской гимнастики, дополнявшиеся играми.

^ 24 Взгляды прогрессивных деятелей России второй половины XVIII века на физическое воспитание (Ломоносов, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев)

М.В. Ломоносов (1711-1765). Поднял ряд вопросов личной и социальной гигиены, имевших общенародное значение. И.И. Бецкой (1704-1795)основатель воспитательных домов в России. Рекомендовал проводить занятия направленные на развитие тела и укрепления здоровья. Лучшим средством физ. воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем воздухе, различные телодвижения, закаливание. Придавал значение учёту возрастных особенностей детей в процессе воспитания. Составил «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями…». Н.И. Новиков (1744-1818) - журналист, издатель Московских ведомостей. Опубликовал ст. « О воспитании и наставлении детей для распространения общекомандных знаний и всеобщего благополучия», там он изложил свои взгляды на систему воспитания, состоявшую из 3-ех частей: физического, нравственного и умственного. Начинать физ. воспитание рекомендовал с грудного возраста, путем закаливания. Новиков оказал большое влияние на формирование теоритич. основ физ. воспитания в России. А.Н. Радищев (1749-1802)- первый русский революционер-просветитель. Считал, что физ. воспитание главным образом, рассчитано не на подготовку «высокомерных щеголей», а главным образом должно быть по его мнению воспитание «истинных сыновей Отечества», активных бойцов за счастье народа. Этой цели должен подчиняться физ. воспитание. Лучшим средством считал закаливание, физ. труд, естеств. упражнения. Взгляды Радищева вытекали из его философск. понимания чел. как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить обществен характер.

^ 25 Жизнь и деятельность П.Ф.Лесгафта (1837-1909)

Создатель отечественной системы ФВ. Родился в 1937 году в семье петербургского юверлира. Окончив гимназию с серебряной медалью, он поступил в медико-хирургическую академию. Увлекший анатомией, он защитил диссертацию на степень доктора медицины. Работал затем в Казанском Университете, читал лекции. Вернувшись в Петербург он руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии. Затем было организованно Общество содействия физическому развитию, где, будучи секретарем, Лесгафт предложил открыть курсы для подготовки специалистов. И в 1896 году такие курсы создаются, Лесгафт - заведующий. На курсах изучались ФУ, Теория Движений, Педагогика, Психология, Анатомия и др.

Система ФО изложена Лесгафтом в его труде «Руководство по ФО детей школьного возраста». В книге изложен подход исследования- психических, педагогических, медико-биологических методов. Процесс ФО детей школьного возраста Лесгафта представлял так: 1й этап. 7-12 лет, простые упражнения. 2й этап. 12-15 лет, сложные упражнения. 3й этап упражнения для развития мышечного чувства. Лесгафт считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, метаний, борьбы и тд.

Система физического образования П.Ф.Лесгафта.  (1837-1909) - считал, что образование включает систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие и в итоге способствует подготовке человека к труду на благо общества. Такое гармоническое развитие можно осуществить только при наличии строгого учёта возрастных и половых особенностей человека, а также с помощью научно обоснованной системы ФО, где основное средство - естественные упражнения (бег, прыжки, метания, борьба, игры экскурсии и простые гимнастические упражнения). Процесс ФО по Лесгафту сводился к тому, что на разных этапах обучения ФУ использовались в соответствии с задачами обучения и с учётом возраста детей. Лесгафт отрицательно относился к спортивным соревнованиям и упражнениям на гимнастических снарядах. Он считается одним из основоположников отечественной науки о ФВ

^ 26. Советские фк в годы Гражданской войны.Всевобуч

В конце 1921 года в связи с решениями 4 съезда РКСМ (Револ. Коммунист. Союз Молодёжи) особое внимание Всевобуч стал уделять укреплению здоровья молодёжи. Всевобуч предложил создать Российский союз красных организаций ФК (РСКОФК), однако комсомол отверг данный проект, посчитав его ещё одной молодёжной организацией. В Москве и Калуге в середине 1922 года комсомольское спортивное общество Муравей; в Петрограде и на Украине - Спартак; в Средней Азии - Красный Джигит. Высший совет ФК был утверждён на правах постоянной комиссии при ЦИК РСФСР (декрет от 27 июня 1923 года). Образование ВСФК отвечало общенациональным интересам в развитии ФК. Председатель - нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Апрель, 1923 - 12 съезд РКПб указал на необходимость сделать физкультурное движение массовым, больше создавать кружков ФК на производстве. 1923 - основание пролетарского спортивно-стрелкового общества «Динамо». Инициатор - председатель ВЧК Дзержинский. 1923 - объединение «Опытно-показательная площадка Всевобуча» (ОППВ), через пять лет передана Центральному Дому Красной Армии. 1925 - в Москве состоялся первый профсоюзный праздник ФК - 600 представителей от 6 крупных профсоюзов страны. Проведение физкультурных праздников, создание спортивных обществ сыграли важную роль в утверждении спорта и спортивных соревнований как неотъемлемых элементов советской системы ФВ.

Источник: zadocs.ru