Задача основных направлений всестороннего развития личности

Всестороннее развитие человека, что является главной целью воспитания, охватывает умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание в их неразрывной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности Каждый из ц этих направлений имеет свой смысл и конкретные задачия.

Задача умственного воспитания:

1 Вооружение учащихся знаниями основ наук В процессе обучения и воспитания учащиеся усваивают определенный фонд знаний: факты, терминологию, символы, имена, названия, даты, понятия, связи и отражены в правилах, зако онах, закономерностях и формулах зависимости между нимми.

2 Формирование научного мировоззрения и национального самосознания на базе усвоения системы знаний и социального опыта О методике этого направления воспитательной работы будет дальше

3 Овладение основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация) в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках и самостоятельной работы

4 Выработка умений и навыков культуры умственного труда, прежде интеллектуальных умений (общих и специальных), умение рационально организовать время умственной работы, способность делать все точно и ак куратно, держать в надлежащем порядке рабочее место, учебные пособия, принадлежности тощо.

Задачи нравственного воспитания:

1 Формирование у учащихся нравственных понятий, взглядов и убеждений

2 Воспитание нравственных чувств, которые выражают запросы, оценки, отношение, направленность духовного развития личности

3 Выработка навыков и привычек нравственного поведения, которые стали потребностью и реализовывались бы в любой ситуации и условиях

Решение этих задач направлено на формирование нравственного сознания как одного из аспектов общественного сознания, регулирующего моральный аспект деятельности человека

Задача трудового воспитания:

1 Психологическая подготовка личности к труду - формирование стремления добросовестно и ответственно работать, осознание социальной значимости труда как необходимого долга и духовной потребности человека, б бережное отношение к результатам труда и к людям труда, творческий подход к рабоі.

2 практически подготовка к труду - вооружение учащихся системой общеобразовательных и политехнических знаний об общих основы производственной деятельности человека, формирование умений и навыков трудовой деятельности, вос ованный основ трудовой культури.

3 Подготовка школьников к сознательному выбору профессии - воспитательная работа школы, направлена. на то, чтобы помочь молодому человеку выбрать жизненный путь

Задачи эстетического воспитания:

1 Формирование эстетических понятий, взглядов и убеждений - воспитание у молодого поколения понимания прекрасного, любви к нему, умение давать правильную эстетическую оценку фактам, явлениям, процессам

2 Воспитание эстетических чувств - особых чувств наслаждения, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в окружающей действительности и в искусстве Наличие таких чувств является признаком развитого эстетически ого восприятия, существенным критерием эстетической культуры человекни.

3 Воспитание потребности и способности создавать прекрасное в жизни и искусстве - развитие творческих способностей детей, овладение ими определенного объема знаний и практических навыков в области музыки и пения, образо отворчого искусства, привлечения их к различным видам художественной самодеятельности, а главное - приучение школьников любую работу выполнять красиво.

Задачи физического воспитания:

1 Воспитание здорового изменения, желание заботиться о своем здоровье, постоянно заниматься физической культурой и спортом

2 Подготовка к защите Родины, овладения для этого прикладными видами спорта

3 Подготовка к физическому труду, воспитание работоспособности

Человек, подчеркивал А Макаренко, не воспитывается по частям Поэтому каждая составляющая воспитания, выполняя свою особую роль, служит одновременно достижению единой цели, реализуется в сочетании с другими ст ладовыми Например, умственное воспитание тесно связано с нравственным, поскольку нравственность формируется на основе мировоззрения и самосознания Успех эстетического воспитания также обусловлен уровнем умственного воспитания, т.к. оно способствует выработке оценочных суждений, воспитанию вкусов, пониманию искусства Без умственного воспитания невозможна надлежащая трудовая подготовка, требует определенного уровня мышления Отметить ачаеться оно и на физическом развитии личности: знание ею основ физиологии и гигиены, понимание сущности жизнедеятельности организма помогает ей сознательно и разумно относиться к своему здоровью 'оров'я.

Ощутимым связь эстетического и нравственного воспитания Прекрасное как предмет эстетического воздействия на школьника вызывает также нравственные чувства, например роль красоты родной природы в воспитании любви к Бат тькивщины Эстетическое воспитание способствует повышению эффективности трудового воспитания школьников Воспитанию любви к труду помогает четкость ее организации, слаженность и ритмичность действий, рациональная орга низации рабочего места, эстетический вид изделия как результата такой работы Взаимосвязанные эстетическое и физическое воспитание, ведь здоровье, надлежащее физическое развитие, красивая осанка влияют на эстет ичний развитие человека Физическое воспитание связано и с трудовым воспитанием, поскольку облегчает выполнение трудовых операций и процессов Способствует оно и осуществлению нравственных поступков, приложения волевых зусы ль, проявления моральной стойкости и выносливостиалості.

Ведущие задачи воспитания школьников определены приоритетными направлениями реформирования воспитания, определенным Государственной национальной программой \"Образование\" (\"Украина XXI века\") К ним относятся: формирование ния национального сознания, любви к родной земле, народу, желание работать ради государства, готовности защищать ее, обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине-матери культуры и истории своего народа, формирование высокой языковой культуры, овладения украинским языком; привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям украинской и представителей других на этой, проживающих на территории Украины, воспитание духовной культуры личности, создание условий для выбора ею своей мировоззренческой позиции; утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливой ности, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья, воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, правами люд ини и его гражданской ответственностью формирование экологической культуры человека, гармонии его отношений с природой, развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий для ее саморегулирующаяся ализации формирование у детей и молодежи навыков межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных относивах ринкових відносин.

Целеустремленность воспитательного процесса обеспечивает программа воспитания - краткое изложение основных положений и целей деятельности учебно-воспитательного учреждения по воспитанию учащихся на протяжении всего периода их нав обучения Она основывается на общей цели воспитания и прежде всего должна отражать качества, которые необходимо сформировать у школьников, намеченные задачи и содержание, которые должны быть реализованы для достижения е ти.

Общей цели воспитания достигают поэтапно В работе с каждой возрастной группой ставят конкретные воспитательные цели в зависимости от ее особенностей, уровня воспитанности детей, качеств, которые необходимо сформировать ответствен идно к общей цели воспитанияя.

Содержание программы вытекает из основных направлений воспитания всесторонне развитой личности (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание) Важным аспектом в формировании и реализации программы является определение последовательных целей, вытекающих из конкретных задач и содержания воспитания на всех этапах школьного обученияя.

Цели воспитания классифицируют:

а) по времени их достижения: общие (формирование определенного качества на протяжении всего обучения), этапные (достижение определенного результата в коротком периоде - начальные классы или учебный год), оперативные (по остановка цели конкретного воспитательного мероприятия или совокупности воспитательных мероприятий, направленных на достижение определенного результата)

б) по содержанию: связанные с формированием отдельных качеств личности (патриотизма, гуманизма, общественной активности и др.) Цели по содержанию также реализуются поэтапно Например, добросовестное отношение к п труда формируется через осознание ее ценности в процессе выполнения определенной робототи.

Работая над программой воспитания, можно брать за основу рекомендован Министерством образования и науки Украины \"Ориентировочный содержание воспитания в национальной школе\" Методические рекомендации состоят из вось ьмы разделов: I-воспитание как фактор целостного формирования личности; П - основные направления воспитания в национальной школе (задачи, которые необходимо решить в процессе воспитания учащихся в национальной шко ли и семьи) III-VI - характеристики главных особенностей учащихся разного возраста, задачи их воспитания и ориентировочные виды деятельности и формы занятий с учащимися 1-3 (4), 5-6, 7-9,10-11 ндации, направленные на формирование коллектива учащихся школы, на развитие и совершенствование ученического самоуправления, организацию соревнования, широкое развертывание общественно полезной деятельности; VIH - основные ум ови повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы Эти рекомендации не являются обязательными, они имеют ориентировочный характер Успешная работа с ним и зависеть от того, насколько педагог подготовлен к творческому использованию практических порактичних порад.

Программа воспитания позволяет избежать случайных воспитательных мероприятий в планировании воспитательной работы школы Составляя и реализуя ее, следует учитывать такие компоненты духовного мира личности украинской:

1) национальная психология - психология трудолюбивого хозяина, умелого земледельца, поборника прав человека и государственной независимости, духовного наследия народа;

2) национальный характер и темперамент - извечное правдошукання, гостеприимство и щедрость, кротость, талантливость, нежность и глубокий лиризм, свободолюбие и душевное богатство;

3) национальный способ - самобытность, благодаря чему из века в век воспроизводятся и развиваются самобытная украинская культура и духовность;

4) народная мораль - человечность, доброта, милосердие, сопереживание как наивысшие духовные достояния;

5) народная эстетика - красота поведения, привлекательный стиль жизни, доброжелательное отношение к людям, умение вышивать одежду, готовить вкусную еду;

6) народная правосознание - жизнь по законам добра и красоты, правды и справедливости, достоинства и милосердия;

7) национальная философия - самобытная система идей, взглядов на природу, общество, вселенная, на духовный мир человека, проблему судьбы человека и т.д.;

8) национальное мировоззрение - система взглядов, убеждений, идеалов, которые являются основой национальной духовности;

9) национальная идеология - идейное богатство нации, система философских, политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей, взглядов и убеждений;

10) национальное сознание и самосознание - чувство гордости за принадлежность к украинской нации

\"Потребность направления содержания национального воспитания (едукации) - очеловечивание знаний, недопущения национального невежества в русло украиноведения, - считает М Стельмахович, - обусловлена. насущной необходимостью ю возрождения и развития украинской педагогической культуры в Украине, поскольку украиноведение стало государственной политикой и философией, научной системой, определяющей основы образования, культуры, искусства, обучения и воспитаниявання".

Становление развитой личности, как показывает опыт, связано с ее ведущими целями и личностными идеалами, пониманием смысла жизни и своих перспектив, видами деятельности, заинтересованностью этой ю деятельностью, общением, проявлениями активности и самоконтроля.

Зарубежная педагогика о цели воспитания

Большинство направлений современной зарубежной педагогики цель воспитания видит в адаптации человека к условиям постиндустриального общества с учетом жесткой конкуренции на макро-и микроуровнях время учитываются глобальные проблемы, угрожающие человечеству сейчас и не исчезнут в будущейу.

Педагогика неопозитивизма целью воспитания считает подготовку индивида к включению в систему индустриального производства, которое функционирует как хорошо слаженный механизм Сторонники этого направления критикую ют предыдущие идеалы и эталоны поведения, связанные с привычками и традиционными религиозно-нравственными мировоззренческими ориентирами, как, не соответствуют потребностям современного динамичного общества.

Педагогика прагматизма цель воспитания личности видит в приспособлении ее к жизни, пропагандирует подготовку практиков, которые умеют делать карьеру, бизнес

Педагогика экзистенциализма предусматривает создание условий для \"самореализации\" личности, ориентирует на индивидуализацию обучения как фактор реализации природных задатков человека

Гуманистическая педагогика, в противовес педагогике неопозитивизма, ставит целью воспитание гуманиста, формирование у личности высоких человеческих качеств, умение устанавливать контакты, понимать себя и других людей ее представители акцентируют на морально-психологических аспектах межличностных отношений, социальном партнерстве, которое предусматривает сотрудничество людей разного социального положения, если они учеб ться понимать друг друга, идти на взаимные уступкии.

целом цель воспитания в зарубежной педагогике сводится к воспитанию законопослушного человека, который уважает законы и нормы морали демократического общества, знает свои права и обязанности и ответственно в относится к их исполнении.

Вопросы Задача

1 Докажите, что цель воспитания носит объективный характер и обобщенно выражает идеал человека

2 В связи с чем идеалы разных людей могут отличаться по содержанию, структуре и действенностью?

3 По каким направлениям необходимо осуществлять воспитательную работу и какие задачи следует решать, чтобы сформировать всесторонне развитого человека?

4 На конкретных примерах докажите взаимосвязи умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания

5 Или возможно всестороннее развитие человека в условиях интенсивного роста потока информации?

6 Как, по вашему мнению, может сочетаться всестороннее развитие личности и развитие способностей к определенному виду деятельности?

7 Почему для эффективной целенаправленной воспитательной деятельности школа должна создать программу воспитания на разных этапах обучения учеников?

Ващенко Г Воспитательный идеал - Полтава, 1992

Вишневский О Современное украинское воспитание: Педагогические очерки - Львов, 1996

Государственная национальная программа \"Образование\" (\"Украина XXI века\") - К, 1994

Концепция непрерывной системы национального воспитания - К, 1994 Кравец В П Зарубежная школа и педагогика XX века - М. 1996

Ориентировочный содержание воспитания в национальной школе: Методические рекомендации - К, 1996

Стельмахович М Г Теория и практика украинского национального воспитания - Ивано-Франковск, 1996

Ушинский К Д Человек как предмет воспитания Выбрать пед произведения: В 2-х т. - К \"1983 - Т 1

Шварцман К А Философия и воспитание - М, 1989

Янов В украинских характер И наш воспитательный идеал - Мюнхен-Тернополь, 1992

Источник: uchebnikionline.com