Похожие темы

Текст

научной работы на тему "ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

Курамшин Ю. Ф.

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Важнейшим показателем благополучия общества является здоровье человека как один из факторов национальной безопасности государства. За последние годы в Российской Федерации наблюдается негативная тенденция в динамике показателей здоровья большинства современных школьников, снижение у них уровня физического развития физической подготовленности.

По данным Минздравсоцразвития России, из 6 миллионов подростков 1517 лет, прошедших профилактические осмотры, у 95,5 % зарегистрированы различные заболевания. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годится для службы в Вооруженных Силах РФ. Среди факторов, влияющих на уровень физического здоровья учащихся (экологических, биологических, социально-экономических и др.), значительное место занимает существующая система физкультурного образования и воспитания.

Целью данной работы является анализ концепций, определяющих направленность содержания и организации физического воспитания в общеобразовательной школе. Для ее решения использовались следующие методы исследования:

- библиографический розыск, сбор и систематизация литературных источников и документальных материалов;

- критический анализ и синтез накопленных теоретических и фактических данных по проблеме оптимизации двигательного режима школьников.

Усложнение школьных программ обучения привело к существенному ограничению двигательной активности учащихся, которая является одним из ведущих механизмов в оптимизации их функциональных возможностей и адаптационных свойств, укрепления и сохранения здоровья, повышения уровня физической подготовленности.

В период школьного обучения объем двигательной активности учащихся прогрессивно снижается, достигая в старших классах недопустимо низкого уровня. До 80% суточного бюджета времени учащиеся находятся практически без движений. Условия школьного режима ограничивают учащихся в естественной потребности двигаться. В результате организм школьников находится под прессом хронического дефицита двигательной активности, который продолжается и после школьного периода. Кроме того, молодежную среду все больше охватывает табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркомания.

По экспертным оценкам сегодня среди молодежи допризывного возраста

7% имеют приводы в полицию, 1,5% - судимость,10% - дефицит мышечной массы, более 6% употребляют наркотики. Сложилась ситуация угрожающего роста заболеваемости среди детей школьного возраста и снижения уровня физической подготовленности выпускников школ. Данное обстоятельство заставляет специалистов в области физической культуры и спорта искать пути выхода из сложившейся ситуации. В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом, предлагаются различные модели физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, определяющих основу выбора, последовательное, поэтапное распределение и направленность содержания физкультурного образования: с прикладной направленностью, с преимущественным развитием физических (двигательных) качеств, с образовательной направленностью, с оздоровительно-рекреативной и коррекционной направленностью, со спортивной направленностью, с направленным формированием физической культуры личности школьника, с индивидуально-дифференцированной направленностью, с комплексной направленностью и др. (Сулейманов И.И. 1993; Бальсевич В.К. 1998; Богданова В.А. 2001; Лукьяненко В.П. 2002; Матвеев А.П. 2002; Лях В.И. 2004; Ли Ван Тэк, 2005 и др.).

При этом, как правило, острой критике уже в течение многих лет подвергается классно-урочная форма проведения занятий по предмету «Физическая культура», поскольку, как считают некоторые авторы, она не обеспечивает необходимый и достаточный уровень двигательной активности учащихся. Традиционные два, а в настоящее время три урока физической культуры в неделю ни по объему, ни по методическим подходам не обеспечивают оздоровительного эффекта. Эту проблему некоторые специалисты пытаются решать путем увеличения классно-урочных форм занятий в неделю по предмету «физическая культура». При этом существуют весьма противоречивые мнения по организации и проведению урока физической культуры. Диапазон высказываемых точек зрения по этому поводу достаточно широк и разнообразен: от отказа от проведения практических занятий по предмету «физическая культура» в рамках школьного расписания и внедрения спортивно ориентированного физического воспитания до призывов покончить с фантазерством, теоретическим разглагольствованием и остановиться на приоритете образовательной направленности учебных занятий по физической культуре. И, наконец, заменить традиционные уроки физической культуры «уроками навыков здорового образа жизни». Вместо традиционных, устаревших и неинтересных упражнений (гимнастических, легкоатлетических и др.) необходимо включить современные фитнес-программы (Якеменко В. 2010).

К сожалению, даже трехразовые обязательные занятия в неделю, предусмотренные учебной программой по предмету «физическая культура» в условиях массового обучения ни по объему, ни по методическим подходам к преподаванию не обеспечивают необходимого оздоровительно-развивающего эффекта.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что для достижения должного оздоровительного эффекта, уровня физической подготовленности важен не только объем двигательной активности, но и интенсивность выполняемой нагрузки. Кроме того, не следует забывать и о том, что учащиеся отличаются друг от друга отношением к различным видам физических упражнений, физическим здоровьем, моторной одаренностью, состоянием различных систем и органов организма, относительно выраженным проявлением одних качеств и способностей и низким развитием других. Вполне очевидно, для достижения оздоровительно-развивающего эффекта на занятиях у школьников необходимо использовать разные подходы к построению уроков физической культуры, учитывающих их индивидуальные особенности. В рамках школьного урока осуществить это одному педагогу весьма сложно.

Поэтому в решении проблемы модернизации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ необходимо идти по пути дальнейшего повышения качества уроков физической культуры, с одной стороны, а с другой, интеграции их с внеурочными формами построения занятий. Это обеспечит участие школьников в разнообразных формах двигательной активности с учетом их интересов, состояния здоровья, возраста, пола, физической и спортивной подготовленности.

М.А. Курбангельдыев, В.П. Аксёнов

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, Россия

Дополнительное образование является важным звеном во всей системе обучения, воспитания и формирования личности детей и юношества. Оно реализует несколько основных направлений: творческое, военно-патриотическое, краеведческое, спортивное и др. Детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, детско-юношеские клубы физической подготовки, дома творчества детей и юношества, школьные спортивные секции успешно ведут подготовку спортивного резерва различной квалификации.

Спорт является специфической сферой деятельности человека. Он имеет творческий характер, направлен на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей людей. Среди основных его социальных функций особое место занимает и многогранная воспитательная, формирующая в итоге спортивный характер человека.

Известно, что личность в целом не только проявляется, но и формируется в деятельности. Можно сказать, что человек, занимаясь каким-либо обществен-

Источник: cyberleninka.ru