Особенности методики физического воспитания школьников младших классов

Страница 1

Физическое воспитание в общеобразовательной школе, его эффективность во многом зависит не только от количества учебных часов, но и, самое главное, от методики учебно-тренировочного процесса. По этому вопросу издано огромное количество научных и методических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Основные, принципиальные аспекты, на которых строится та или иная методика физического воспитания школьников, могут быть весьма отличными, но все же обязательно включают следующие требования: учет возраста и пола, особенностей физической подготовленности, эмоционального состояния, материальной базы, инвентаря, оборудования и др.

При разработке той или иной методики выполнения физических упражнений для школьников 1-4-х классов ряд авторов рекомендуют распределить средства физической подготовки с учетом укрепления мышц плечевого пояса, затем спины, брюшного пресса, ног. И.И.Мансуров считает целесообразным применять для младших школьников следующий комплекс упражнений в основной части урока:

1) упражнения на равновесие, с мячом, прыжки, игры;

2) общеразвивающие упражнения на месте, в движении, метание в цель, лазание, игры с прыжками;

3) упражнения на осанку, перелазание, прыжки в длину, игры с метанием.

Ряд авторов предлагают широко использовать круговой метод занятий физическими упражнениями в младших классах. Так, А.И. Голубев, Т.Н. Голубева, В.Б Абрамович, Б.М. Иванов (24) при проведении круговой тренировки младших школьников рекомендуют распределить их на небольшие подгруппы, которые проходят все станции от одного до трех раз с интенсивностью выполнения упражнений в 1/4, 1/3 и 1/2 от максимального.

В.В. Шевцов и другие предлагают шире использовать в физическом воспитании младших школьников дифференцированный подход. По мнению А.И. Кравчука, предложенная им комплексная программа физического воспитания школьников 4-7-х классов позволяет последовательно осуществлять двигательную, функциональную и физическую подготовку. Л.В. Щукевич разработал методику развития скоростно-силовых качеств в группе младших школьников. Исследования автора показали, что развитие скоростных качеств у детей можно планировать в виде комплексных упражнении (для рук, туловища: 2-3 линейных или встречных движений с которыми включают 2-3 задания на быстроту реагирования внимания и т.п.) Наряду с разнообразными методиками развития скоростных качеств имеются работы, в которых раскрывается методика воспитания координационных возможностей школьников.

Так, для этой цели В.И. Ляхом предложены для школьников 1-4-х классов различные виды прыжков. По его мнению, все разновидности прыжков содействуют формированию координационных способностей, относящихся к группе ациклических локомоций. Их можно также сгруппировать по принципу преимущественного воздействия на одну или несколько специфических координационных способностей:

- способность к дифференцированию параметров движения;

- способность к поддержанию ритма;

- способность к ориентированию в пространстве;

- способность к быстроте перестроения двигательных действий и способность к реагированию;

- способность к связи или соединению отдельных движений в целостные двигательные акты;

- способность к сохранению равновесия.

Кроме того, по мнению В.И. Ляха, почти все прыжковые упражнения воздействуют одновременно и на координацию, и на скоростно-силовые способности, поэтому в младшем школьном возрасте эти упражнения оказывают, главным образом, комплексное воздействие. В один урок с младшими школьниками автор предлагает включать от 2-3 до 5-6 прыжковых упражнений с числом повторений не менее 8-12 раз.

Развитие тех или иных физических качеств, как отмечает Ю.А. Курпан, осуществляется одновременно с решением оздоровительной задачи: укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, развитию двигательных (координационных) возможностей. Ключом для успешного решения задач физического воспитания детей младшего школьного возраста, по мнению С.П. Жукова, является игровой момент или сама игра. Она является тем положительным раздражителем, который запускает в работу эмоциональную сферу ребенка и вовлекает его во многовариативную двигательную деятельность. С.П. Жуков предлагает следующий вариант урока: вводная часть - 8-12 минут, проводится методами фронтальной или круговой тренировки;

основная часть - 20-25 минут, где решаются поставленные на уроке образовательные задачи; далее 12-15 минут - игра: для младших детей - игра с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры.

Это интересно:

Развитие средств информационной культуры все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования. В настоящее время известно несколько программных сис.

Источник: www.dealeducation.ru