Формы, методы работы с нетрадиционным использованием здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении

Актуальность. Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей – одна из главных задач нашего педагогического коллектива, выявление форм и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, а также приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Концепция. Деятельность осуществляется по следующим принципам:

• ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

• оздоровление - как форма развития, расширения физиологических возможностей детей;

• аспект работы с детьми - индивидуально-дифференцированный подход.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, достижение гармоничного физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Задачи:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, всестороннее совершенствование функций организма, повышение работоспособности и закаливание организма.

Образовательные: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья.

Воспитательные: формирование интереса и потребности к физическим упражнениям, всестороннее развитие ребенка.

Успешное решение возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания и т. д.) и осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя несколько взаимосвязанных направлений.

Направление I. Условия.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:

1. Спортивный зал для образовательной деятельности по физическому развитию: позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность деятельности, оборудование не загромождает полезную площадь помещения, дети могут свободно пользоваться любым спортивным оборудованием.

2. ДОУ оснащен тренажерами: батут, беговая дорожка, силовичок, велосипеды.

3. Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, мы пересмотрели содержание уголков двигательной активности в каждой группе. Разработали рекомендации по их содержанию в соответствии с возрастными особенностями детей, как основа для самостоятельной двигательной деятельности.

4. На территории оборудована физкультурная площадка, организована экологическая тропа лекарственных растений, имеется аллея хвойных деревьев.

5. В ДОУ функционирует физиотерапевтический кабинет с медицинскими аппаратами: КУФ – для санации верхних дыхательных путей, ЭТВ – с электроволновыми частотами для органов грудной клетки, Соллюкс – для прогревания, Небулайзер - для ингаляций, Облучатель бактерицидный, Аппарат для приготовления кислородного коктейля и Соляной зал – Галокамера.

Итак, условия,

созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.

Направление II. Диагностика.

Вся работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Группы здоровья на 15 апреля 2014 года: 5 группа – нет, 4 группа – 1 ребенок, 3 группа – 5 детей (не основная группа, 2 группа – 53 ребенка, 1 группа – 54 ребенка.

Определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна соответствовать возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и группе здоровья.

2. Сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.

З. Использовать медицинское физиотерапевтическое оборудование и лечебное действие соляного зала – галокамеры для детей с ослабленным здоровьем.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ: 2012 год – численность 100 детей; 2013 год – численность 113 детей; начало 2014 года – численность 115 детей

Модель физкультурно-оздоровительного режима детей

№ Мероприятия Периодичность

1 Утренняя гимнастика Ежедневно, 4 раза в неделю

2 Ритмическая утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение 1 раз в неделю

3 Образовательная деятельность по физическому развитию Согласно плану

4 Индивидуальная работа по физическому развитию (закрепление, улучшение результатов) По мере необходимости

5 Двигательная разминка во время перерыва между образовательными областями Регулярно

6 Физкультминутки, пальчиковая гимнастика Регулярно

7 Подвижные игры, игровые упражнения на прогулке Ежедневно, до обеда

8 Дифференцированные игры - упражнения на прогулке Ежедневно, вечером

9 Прогулки под хвойными деревьями Регулярно

10 Прогулки по экологической тропе с лекарственными травами Регулярно в теплое время года

11 Гимнастика после сна Ежедневно

12 Закаливание Ежедневно

в течение дня

13 Самостоятельная двигательная активность Ежедневно

14 День (неделя) здоровья 2 раза в год

15 Физкультурный досуг 1 раз в квартал

16 Физкультурное развлечение 1 раз в месяц

17 Работа на тренажерах 1 раз в неделю по подгруппам

18 Работа по формированию правильной осанки Регулярно

19 Предупреждение плоскостопия По состоянию здоровья

20 Процедуры в физиотерапевтическом кабинете Регулярно

21 Услуга «Галокамера» 10 сеансов в месяц, перерыв-полгода

22 Витаминизация третьего блюда Ежедневно

23 Фиточай 2 раза в неделю

24 Кислородный коктейль 2 раза в неделю

Направление III. Физкультурная деятельность.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения способствует формированию интереса детей к ней:

• упражнения в зале при отрытом окне, на свежем воздухе;

• упражнения на коррекцию осанки;

• гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

• ритмическая гимнастика по музыку;

• гимнастика в форме игры;

• гимнастика под руководством детей.

Форма организации образовательной деятельности физическая культура гибка и разнообразна (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, в спортзале, в группе, на свежем воздухе). Традиционная структура занятия проводится в игровой форме и включает в себя: упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения на гибкость и пластику, веселый тренинг, музыкальное сопровождение (вводная, игровая или заключительная часть) .

С целью повышения двигательной активности детей используются:

- упражнения преимущественно динамического характера, направленные на развитие различных групп мышц, требующих координации движений, ловкости и выносливости;

- соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;

- применение разных способов организации детей;

- рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий;

- стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;

- создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений ребенка;

- лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

- разнообразие подвижных игр, их усложнения.

Это отражено в перспективном планировании. Однако физкультурная деятельность эффективна только в том случае, если она не ущемляет индивидуальность, склонности и интересы ребенка. В соответствии с этим деятельность строится на: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания и педагогической импровизации, которая варьирует содержание, формы и методы в конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Направление IV. Оздоровительная деятельность.

Включает в себя: организацию санитарно-эпидемиологического режима, создание гигиенических условий жизнедеятельности детей, организацию питания, обеспечение безопасности детей во время пребывания в детском саду, организацию лечебно-профилактической работы.

Направление V. Закаливание.

Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом времени года, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка:

- мытье рук прохладной водой в течение дня (после прогулки теплой) ;

- умывания после физических упражнений прохладной водой;

- гимнастика после сна;

- босохождение по дорожкам «здоровья» в группах;

- солнечные и воздушные ванны, босохождение по траве в летний период;

- обливания ног, обтирания на свежем воздухе;

- прием душа после прогулки в летний период;

- прогулки по тропинке лекарственных трав;

- обеспечение в момент подготовки ко сну спокойной обстановки, использование релаксационной гимнастики;

- проветривание помещений согласно требований СанПин.

- прогулка, независимо от погодных условий (только возможно сокращение времени) и виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности в течение дня.

Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает старшая медицинская сестра.

Направление VI. Здоровый образ жизни.

Воспитание необходимости здорового образа жизни осуществляется согласно программным требованиям - потребности в здоровом образе жизни, формирование культурно-гигиенических навыков, помочь выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.

Направление VII. Взаимодействие с родителями это:

- целенаправленная работа, пропагандирующая: необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д. вне сада, с помощью индивидуальных бесед, родительских собраний, буклетов, наглядной информации;

- формирование валеологической грамотности посредством знакомства с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, вовлечения в спортивные мероприятия;

- разъяснение принципов, эффекта и преимущества лечебного действия галокамеры.

Используемая комплексно физкультурно-оздоровительная деятельность, формирует у ребенка: мотивацию на здоровый образ жизни, совершенствование жизненных систем и функций организма, повышение адаптационных возможностей, устойчивость организма к внешним факторам и воздействиям, физические качества, привычки, волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Источник: www.maam.ru