Воспитательное, образовательное и оздоровительное значение туризма

Воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие на людей в процессе организации их разнообразной деятельности с целью развития умственных и физических способностей, вооружение знаниями, умениями и навыками, формирование коммунистического мировоззрения и черт личности.

Туризм, являясь прежде всего средством физического воспитания и оздоровления, потенциально содержит возможности решения целого комплекса воспитательных задач. Это одно из средств гармонического развития личности.

Туризм непосредственно содействует умственному развитию, так как обогащает новыми знаниями в области географии, биологии, истории, геологии, экономики и т. д. Постоянное и многообразное соприкосновение туристов с героическим прошлым, знакомство с богатствами Нашей страны, с грандиозным созидательным трудом, общественной жизнью советских людей не только расширяет кругозор, но и служит воспитанию чувства советского патриотизма, уважения и любви к советским людям, братской дружбы между народами нашей страны. В решении задач нравственного воспитания, воспитания моральных и волевых качеств туризму принадлежит особая роль.

В походах по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа ярко проявляется единство идейно-политического и нравственного воспитания. Здесь полностью раскрывается основной нравственный принцип советского человека — интересы коллектива на первом месте. Именно здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, организованность, смелость, решительность, ответственность, взаимопомощь и товарищество. Если общественная деятельность в школе, учебном заведении в основном формирует нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность создает условия для их конкретного проявления.

В процессе туристской деятельности формируются трудовые навыки. Туристам приходится в течение всего похода нести груз, в пути преодолевать препятствия, наводить переправы, расчищать завалы, оборудовать места ночевок и стоянок, заготавливать топливо для костра, готовить пищу, убирать лагерь, приводить в порядок одежду и обувь. В планах походов может быть участие в сельскохозяйственном труде, беседы и лекции, концерты художественной самодеятельности для населения. Все это способствует трудовому воспитанию.

Большинство туристских маршрутов проходит в горах, в лесистой местности с прекрасным ландшафтом, богатой разнообразной растительностью. Меняющиеся пейзажи создают повышенное эмоциональное состояние. Знакомство с народным творчеством, произведениями искусства развивает воображение и способность воспринимать и ценить прекрасное.

Велико значение туризма как формы активного отдыха для укрепления здоровья, закаливания организма. Современные достижения науки и техники все больше избавляют человека от физических напряжений на производстве и в быту, в результате резко сокращается двигательная активность людей.

С сокращением объема двигательной деятельности (гиподинамия) появляются отрицательные изменения в работе сердца и аппарата кровообращения. Результаты исследований распространенности сердечно-сосудистых заболеваний — артериосклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда — показывают, что у служащих эти болезни встречаются в два-три раза чаще, чем у людей физического труда. На основании исследований ученые приходят к выводу: физическая активность имеет защитное значение, предотвращая основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Для профилактики и борьбы с ними следует прежде всего правильно организовать свой двигательный режим.

Двигательную недостаточность приходится компенсировать искусственно, за счет физических упражнений. Наиболее доступные для всех возрастов физические упражнения — гигиеническая гимнастика, прогулки, экскурсии, походы. Вот почему все большее число трудящихся предпочитают провести свой отпуск в активных путешествиях по различным маршрутам. Жизнь в городах среди бетонных сооружений требует хотя бы периодического общения с природой.

Учитывая большое значение туризма в воспитании и оздоровлении населения, ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС 30 мая 1969 г. приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», которое предусматривает массовое развитие туризма и экскурсий среди трудящихся и учащейся молодежи, расширение сети и улучшение деятельности туристских и экскурсионных учреждений. В решениях XXV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства запланировано осуществить меры по дальнейшему улучшению здравоохранения, развитию физической культуры и спорта, осуществить мероприятия по широкому развитию туризма, укрепив его материальную базу. Предусмотрено развитие речных, морских, железнодорожных, автомобильных и воздушных туристских маршрутов, расширение строительства гостиниц, кемпингов и других объектов для обслуживания туристов.

Указания партии и правительства с успехом претворяются в жизнь. Так, если в 1970 г. было 9,3 млн. туристов и 35 млн. экскурсантов, то к концу 1975 г. число туристов возросло до 36 млн. а экскурсантов — до 120 млн. Уже в 1974 г. туристская сеть насчитывала 780 собственных и арендованных гостиниц, кемпингов, баз, горных приютов и могла одновременно разместить 220 тыс. туристов.

Среди различных форм туристской и экскурсионной деятельности значительное место занимают путешествия с использованием транспорта. Транспортные министерства предоставляют железнодорожные вагоны, морские и речные суда, автобусы и самолеты туристско-экскурсионным организациям, которые разрабатывают маршруты путешествий, реализуют путевки и обеспечивают полный комплекс обслуживания туристов в пути. Уже к концу девятой пятилетки предусматривалось организовать около 5000 таких маршрутов и обслужить 27 млн. человек.

Но не все туристы осознают необходимость бережного отношения к природе, в результате чего на туристских тропах, в зонах отдыха часто можно видеть обломанные и засохшие деревья и кустарники, захламленные и вытоптанные поляны, исписанные стволы деревьев, скалы, сотни и тысячи кострищ. Вот почему перед туристскими организаторами, инструкторами, учителями школ стоит задача улучшения просветительной работы по охране природы.

Источник: www.medical-enc.ru