Общие принципы социального воспитания

Рассмотренные закономерности воспитания находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. Принципы социального воспитания отражают основные требования к организации воспитательной деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению воспитательного процесса.

Одним из значимых компонентов социального воспитания выступают принципы реализации данного процесса.

Принципы отражают закономерности развития общества и вместе с тем его потребности, требования к формированию личности. Реализуются они через определенные правила. Взаимосвязь и взаимозависимость принципов до конца не изучены, поэтому следует характеризовать только группы наиболее универсальных принципов, на которые опирается современное социальное воспитание.

К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей человека как главного участника социально-педагогического процесса, его объекта и субъекта. Это принципы природосообразности, культуросообразности, социумности, гуманизма и демократизма в социальном воспитании.

Принцип природосообразности – одно из старейших основных правил педагогики. Этот принцип в социальном воспитании ориентирует на реализацию внутренних, природных ресурсов и возможностей человека. Отсюда возникает идея о возможностях воспитанника, о развитии тех процессов, которые еще только начинают складываться.

В советский период данный принцип наполнился новым содержанием. Официальная педагогика заменила принцип природосообразности на более "узкий" – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но в 70-е гг. XX в. обнаружив его ограниченность, принцип был заменен на другой, шире трактующий подход к воспитаннику, – принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х гг. XX в. происходит возрождение более богатого и глубокого но содержанию принципа природосообразности. Этот принцип, в современной его трактовке, требует, чтобы любые воспитательные отношения, где бы они ни создавались (на занятиях, при проведении хозяйственных работ, в ходе воспитательных мероприятий и др.), строились по определенным правилам с учетом индивидуальных особенностей личности.

Принцип кулътуросообразности в социальном воспитании означает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, общества, страны, региона, в которых находится конкретное учебное заведение.

Идеи необходимости принципа культуросообразности были развиты немецким педагогом Ф. Дистервегом, который считал, что культура любого народа выступает в качестве основы, базиса, из которого, по его мнению, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на которой находится общество, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей.

Наука к концу XX в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Образование перестает пониматься как "культивирование", т.е. "делание" личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как "накачка информацией". Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие "человек образованный" осознавалось как "человек информированный", а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более – к порождению культурных новаций.

Таким образом, в центре культуры находится человек и сама культура является его творением. Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в педагогической деятельности – эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологической подготовки студентов.

Принцип социумности . Суть этого принципа заключается в средовой характере социально-педагогической науки, в тесном взаимодействии социального воспитания с социумом. Носителем воспитательного потенциала социума являются как отдельные личности, так и целые коллективы, малые социальные группы. Он включает воспитательные возможности различных социальных институтов, воспитательные ресурсы различных видов социальной деятельности, воспитательные воздействия социальных отношений и т.д.

Предметом нашего изучения является один из видов этого потенциала – воспитательный потенциал социума и его значимые в воспитании личности внутрииндивидные и интериндивидные характеристики.

Принцип социумности в социальном воспитании предполагает признание значимости воспитательного потенциала социума для развития социально значимых качеств как отдельного индивида, так и целых групп людей.

Принцип гуманизма в социальном воспитании один из старейших, возрожденный в конце 80-х гг. XX в. в нашей стране. Сущность его состоит в признании человека высшей социальной ценностью общества и реализации воспитательного потенциала общества по отношению к нему; в приоритетах человеческих ценностей над технократическими; в педагогизации отношений участников учебно-воспитательного процесса и др.

Принцип гуманизма направлен на развитие самостоятельности, установление доброжелательных и искренних отношений в семье, учебных, трудовых коллективах и других социальных институтах общества.

Принцип демократизма . Сущность демократичности в социальном воспитании состоит в предоставлении участникам социально-педагогического процесса определенных равных условии саморазвития, самосовершенствования, самоопределения, инициативы. Данное требование обусловливает определенные правила, которыми призваны руководствоваться педагоги в процессе социального воспитания:

1) устанавливать прочные связи и отношения между всеми участниками;

2) наладить информирование и просвещение обучающихся в интересах развития стремления к самостоятельности, проявления социальной активности, формирования социальных качеств творческой личности;

3) вовлечение обучающихся в деятельность общественных институтов, образовательного учреждения, в общественное самоуправление.

Ко второй группе относятся принципы, которые вытекают из особенностей социально-педагогического подхода в воспитании и которые можно отнести к социально-педагогическим : воспитательная целесообразность социума, профессиональная направленность социального воспитания; воспитание в духе общечеловеческих ценностей; единство интересов личности и социальной среды; развитие воспитательных функций социальной (окружающей) среды; социумный подход к социальному воспитанию; опора на положительное в коллективе, группе; единство, согласованность и преемственность в социальном воспитании; взаимосвязь и единство воспитания и социальной деятельности; развитие социальных качеств в совместной деятельности; единство воспитания и социальной деятельности; развитие личности, ее качеств в социальной деятельности и др.

В общей системе принципов социального воспитания не следует принижать роль принципов воспитательного процесса, разработанных авторами различных педагогических школ (В. А. Сластенин, В. И. Загвязинский, П. И. Пидкасистый, Б. Т. Лихачев), которые могут рассматриваться как общепедагогические принципы и использоваться в социальном воспитании как исходные положения, являющиеся руководящими в практике воспитательной работы и включающие: принцип воспитательной целесообразности; принцип опоры на воспитательный потенциал личности; принцип наличия позитивных тенденций; принцип единства личности и коллектива; принцип развития самодеятельности личности; развитие воспитательных функций коллектива; единство требования и уважения к личности.

Источник: studme.org