196 Система средств воспитанияня

Средства воспитания - это совокупность приемов воспитания; как правило, это предметы материальной и духовной культуры, которые используются в воспитательном процессе для решения конкретных воспитательных задач.

Средствами воспитания является художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, разнообразные предм цели культуры и природных.

Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:

1) с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) он выделен как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией привлечен к общению и совместной деятельности воспитателя и воспитанников.

Каждый объект имеет свои характеристики: физические, химические, эстетические и др. Помимо объективных характеристик, он приобретает при выполнении функции средства воспитания еще и педагогические характеристики, найважливи Ишим из которых являются: полнота информации об объекте, способ использования данного средства воспитателем; возможности использования его самими воспитанниками в будущем самовоспитании Педагогические характеристики с асоби воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами Объективно они являются продуктом культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с по мощью уже сложившихся средств воспитанияння.

Субъективные причины обусловлены деятельностью воспитателя, который конкретизирует способы использования средств воспитания в соответствии с целями и задачами и уровнем воспитанности детей, учитывая новые требования с общества к личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания.

Воспитательные возможности единичного средства воспитания ограничены реально воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств воспитания, тем эффективнее йог го результат Зависимость уровня воспитания детей от используемой системы средств воспитания является одним из фундаментальных законов педагогикии.

Средства воспитания обусловлены целью и задачами воспитания, методами и формами организации воспитательного процесса, осуществляют заметное влияние на всестороннее развитие личности Для воспитания любого качества в личности, любого убеждения, элемента внутреннего мира личности необходимы адекватные (соответствующие) средством воспитанияя.

Система средств разрабатывается воспитателем в соответствии с целями и задачами воспитания Различают задачи перспективные (на несколько лет) средне-срочные (преимущественно в год) и текущие (в неделю) Одни средства воспитания являются общими, используются для достижения любой цели, другие - специальные - для достижения отдельных задач К общим (совместных) средствам относятся газеты, жур лов, художественная литература, физическое культурра.

Перспективные задания включают в себя воспитание устойчивых характеристик личности Для их формирования выбирают и долгосрочные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, производительный труд детей и др. На каждом этапе воспитания перспективные задачи конкретизируются и уточняются, с ростом уровня воспитанности они развиваются и усложняются С возрастом воспитанников изменяются и средства в ихованнння.

Средне-срочные задачи связаны с решением воспитательных проблем, актуальных для данного возраста; поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся Так, в выпускных классах актуальна проблем ма выбора профессии, дальнейшего жизненного пути Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются разнообразные средства по профессиональной ориентации: литература, фильмы. биографии выдающихся спе стов из разных профессий и тт.д.

Текущие (оперативные) задачи определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности учащихся и необходимости конкретизации перспективных и средне-срочных задач, затем добираются адекватные средства вихов ния Например, для формирования привычек культурного поведения (текущие задачи) воспитанникам сообщаются правила поведения, которые разучиваются, запоминаются и используются Эти правила и личный пример воспитателя являются средствами воспитания Личность воспитателя является одним из важнейших средств воспитания Воспитатель является для учащихся конкретным образцом поведения, носителем и распространителем культурных и н ациональних ценностей, в том числе норм поведения, культуры речи, эстетических и нравственных идеалеалів.

Формами организации воспитательного процесса являются разнообразные внеклассные и внешкольные мероприятия, семейные дела, занятия в кружках, секциях, туризм, художественная самодеятельность, различные виды труда В них исполь стовуеться система средств воспитания, адекватных поставленным задачим.

Существуют общие и специальные формы организации воспитательного процесса (по их отношению к средствам воспитания).

К общим форм внеклассной работы относятся кружки, олимпиады, тематические вечера, праздники, смотры, конкурсы, выставки В них принимают участие все школьники или несколько параллелей (начальные классы, 5-9 классы, 10-12 классы) В организации общих мероприятий одни средства являются ведущими, другие вспомогательнымими.

Специальные формы воспитания связана с отдельными задачами эстетического, умственного, нравственного, трудового, физического и других аспектов развития личности Они планируются и проводятся воспитателем с совместно с воспитанниками Специальные формы могут быть конкретизацией общих форм или специфическими: теле-и киностудии, туризм, клубы по интересам, школьные музеи, комнаты и др. При их проведении ис зуются общие и специальные средства воспитанияння.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: uchebnikionline.com