Аннотация

В статье рассмотрены компоненты нагрузки и их взаимодействие, в совокупности обусловливающие эффект при выполнении физических упражнений. Показано, что менее всего изученными остаются непосредственно методики и технологии, позволяющие реально и эффективно управлять процессом подготовки и рационально нормировать объемы физических нагрузок студенческой молодежи в процессе физического воспитания. Установлено, что возросшие объемы физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов выдвинули в разряд проблемных вопрос их рационального распределения.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.04, author — Kolyago Petr Vladimirovich

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ". Научная статья по специальности "Физическая культура и спорт"

Коляго Петр Владимирович

кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел. +78612584062)

Регулирование физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов

В статье рассмотрены компоненты нагрузки и их взаимодействие, в совокупности обусловливающие эффект при выполнении физических упражнений. Показано, что менее всего изученными остаются непосредственно методики и технологии, позволяющие реально и эффективно управлять процессом подготовки и рационально нормировать объемы физических нагрузок студенческой молодежи в процессе физического воспитания. Установлено, что возросшие объемы физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов выдвинули в разряд проблемных вопрос их рационального распределения.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физические нагрузки, регулирование.

P.V. Kolyago, Master of Pedagogics, Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel. +78612584062.

Regulation of physical activities in the course of physical training of students In this article components of loading and their interaction, in aggregate causing effect are considered at performance of physical exercises. It is shown that less all studied there are directly techniques and the technologies allowing really and effectively to operate process of preparation and it is rational to normalize volumes of physical activities of student's youth in the course of physical training. It is established that the increased volumes of physical activities in the course of physical training of students put forward in the category problem a question of their rational distribution.

Key words: students, physical training, physical activities, regulation.

Анализ научно-методической литературы позволяет говорить о том, что в настоящее время наиболее разработанными в физическом воспитании и спорте являются такие аспекты управления физической подготовкой занимающихся, как контроль и оценка физических нагрузок, а также различных видов подготовленности [1]. В несколько меньшей степени научно обоснованы вопросы, связанные с нормированием различного характера нагрузок в учебном и тренировочном процессе [2]. Менее всего изученными остаются непосредственно методики и технологии, позволяющие реально и эффективно управлять процессом подготовки и рационально нормировать объемы физических нагрузок студенческой молодежи в процессе их физического воспитания [3]. Это и определяет актуальность вопроса регулирования физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов.

В процессе физического воспитания используется большой объем различных упражнений, которые принято делить на две группы - специфические (специализированные) и неспеци-

фические (неспециализированные). Эффект каждой из этих групп при одинаковых объемах весьма различен. В частности, известно, что неспециализированные упражнения не могут обеспечить эффективное становление и совершенствование ведущих навыков. Вместе с тем, их использование позволяет достаточно эффективно регулировать энергетическую направленность физической нагрузки. Причем при их применении можно добиться точного избирательного воздействия физических упражнений на необходимое физическое качество [4].

В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки известны три варианта текущего нормирования объема нагрузок - линейный, волнообразный и ступенчатый [5]. Величина воздействия упражнений на организм занимающихся регулируется в зависимости от многих факторов. Эффективность этого регулирования определяется нормированием компонентов нагрузки с учетом эффекта воздействия выполненной мышечной работы на различные системы организма [6]. Поэтому физическая нагрузка лишь в том случае будет

194

оптимальной, если ее нормируемые параметры соответствуют желаемым значениям ее критериев. К последним относятся: объем, разносторонность и эффективность упражнений, биомеханические показатели техники упражнений (скорость, ускорение, сила, углы в суставах), физиологические показатели функционального состояния систем организма (ЧСС, потребление кислорода, концентрация рН в крови и т.д.), показатели психических процессов (устойчивость к стрессам, концентрация внимания, проявление волевых качеств и т.д.).

Целым рядом исследований показано, что при регистрации нагрузки во время выполнения задания необходимо указывать значение каждого из компонентов: продолжительность выполнения упражнения, его интенсивность, продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, характер отдыха, число повторений.

Необходимо учитывать и тот факт, что одно и то же упражнение, выполненное с разной интенсивностью, продолжительностью, интервалами отдыха, числом повторений, может быть направлено на совершенствование различных двигательных и физических качеств.

Динамика уровня физической подготовленности занимающихся показывает, что ее рост в значительной степени зависит от величины физических нагрузок [5]. При прочих равных условиях величина физической нагрузки, которая предлагается занимающимся, прямо пропорциональна продолжительности работы. Поэтому естественное стремление к повышению уровня физической подготовленности приводит в итоге к существенному увеличению общего объема нагрузки.

Следовательно, увеличивая длительность воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, можно добиться увеличения ее общего объема. Отсюда понятно, почему изначально увеличение объема физической нагрузки стало одним из основных способов повышения эффективности процесса физического воспитания [1].

Необходимо отметить, что рост объема нагрузки не всегда сопровождается улучшением качественной стороны подготовки [7].

Исследование физиологических характеристик мышечной работы, выполняемой при разной ЧСС, убедительно показало, что энерготраты организма зависят не только от ее объема, но и от интенсивности. В связи с этим ведущие специалисты в области физической культуры и спорта вполне обоснованно критикуют простое механическое увеличение объема нагрузки

без учета ее интенсивности как способа повышения эффективности процесса подготовки. Следовательно, усилия специалистов должны быть направлены, прежде всего, на все большую конкретизацию суммарного объема нагрузок в зависимости от их интенсивности.

Таким образом, представляется вполне обоснованной современная тенденция перехода от общей характеристики нагрузок к более выраженной детализации различных парциальных объемов. Причем повышение объема и интенсивности нагрузок до оптимального уровня является в настоящее время объективно необходимым условием эффективной физической подготовки.

На практике интенсификация процесса физического воспитания происходит, главным образом, за счет повышения мощности выполнения упражнения и в меньшей степени - за счет сокращения интервалов отдыха [5]. Второй путь повышения интенсивности нагрузок используется, как правило, для воспитания отдельных физических качеств.

Однако в любом упражнении и объем, и интенсивность проявляются в органическом единстве, но в различном сочетании. Так, чем выше интенсивность упражнения, тем меньше объем данной нагрузки может выполнить занимающийся. В связи с этим специалисты в качестве одной из основных выдвигают проблему поиска наиболее эффективного соотношения нагрузок различной энергетической направленности.

Существенное значение для успешного решения этой задачи имеет правильный выбор способа выполнения упражнения. В настоящее время известно большое количество упражнений, воздействующих на тот или иной компонент подготовленности занимающихся. Однако эффективность одних и тех же упражнений может быть разной, а различных упражнений -одинаковой [8].

Вместе с тем, единственно полным признанным фактором. объединяющим все возможные способы выполнения физических упражнений, является характер нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом [5].

В связи с этим физическую подготовку можно рассматривать как динамическую работу, состоящую из физических упражнений различной интенсивности и интервалов отдыха между ними. Если учесть, что восстановительный процесс имеет протяженность во времени, становится понятным, что интервалы отдыха определяют, на какую фазу восстановительного процесса приходится выполнение каждо-

195

го последующего упражнения. В основе этого лежат существующие различия продолжительности фаз восстановления после выполнения различных по интенсивности упражнений. Однако здесь необходимо учитывать, что динамика восстановления работоспособности имеет три фазы: в первую треть восстанавливается 65% работоспособности, во вторую - 30% и, наконец, в третью - 5%. Поэтому при совершенствовании выносливости очередное повторение следует начинать после первой трети отдыха, тогда как при совершенствовании скоростных качеств - после второй.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что в практике процесса подготовки чаще всего, и совершенно обоснованно, наиболее эффективным считается преимущественное воздействие на силовые способности, причем с акцентированным воздействием на развитие силы конкретных мышечных групп, деятельность которых, в первую очередь, обеспечивает достижение успехов в двигательном действии, являющемся предметом профессиональной деятельности [9].

Необходимо отметить, что в специальной литературе вопросам интенсификации процесса подготовки с целью повышения эффективности воздействия на развитие основных физических качеств, в том числе и силовых, уделяется значительное и неослабевающее внимание, которое, тем не менее, до настоящего времени не привело к заметному улучшению дел на практике [10].

Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является то обстоятельство, что проблему интенсификации многие понимают по-разному. Большинство практических работников и многие ученые связывают этот процесс главным образом с повышением объемов и интенсивности учебных или тренировочных занятий, которые на самом деле являются главными элементами экстенсивной технологии, имеющей мало общего с истинным содержанием процесса интенсификации.

Таким образом, можно сделать вывод о противоречивости мнений специалистов по ряду важных вопросов, связанных с решением проблемы повышения эффективности воздействия на развитие физических качеств, а также о приверженности большинства из них к ее решению путем реализации главным образом интенсивных технологий.

Возросшие объемы физических нагрузок в процессе физического воспитания студентов выдвинули в разряд проблемных вопрос их рационального распределения. Здесь необходимо уже в каждом конкретном случае устанавливать соотношение объема и интенсивности, исходя, прежде всего, из требований интенсивности и только затем из посильного для данного занимающегося объема. Эти две величины реально позволяют регулировать нагрузку отдельного упражнения, отдельного занятия, группы занятий и, следовательно, управлять процессом физической подготовки студентов в условиях академических занятий физической культурой.

1. Желязков Ц. Дашева Д. Основы спортивной тренировки. София, 2002.

2. Кольвах Ю.В. Шестаков М.М. Текущее нормирование специализированной нагрузки различной координационной сложности в подготовительном периоде у квалифицированных футболистов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: тр. НИИ проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. Краснодар, 2005. Т. 8. С. 56-65.

3. Булкова Т.М. Улучшение физического состояния студентов вузов физической культуры на основе реализации индивидуальных программ // Теория и практика физической культуры. 2007. № 4.

4. Доронин А.М. О специальных упражнениях в спорте // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2002. № 3. С. 42-45.

5. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М. 2001.

1. Zhelyazkov Ts. Dasheva D. Basic of sports training. Sofia, 2002.

2. Kolvakh Yu.V. Shestakov M.M. Current rationing of specialized loading of various coordination complexity in the preparatory period at qualified football players // Topical issues of physical culture and sport: works of Scientific research institute of problems of physical culture and sport SUPCSP. Krasnodar, 2005. Vol. 8. P. 56-65.

3. Bulkova T.M. Improvement of a physical condition of students of higher education institutions of physical culture on the basis of realization of individual programs // Theory and practice of physical culture. 2007. № 4.

4. Doronin A.M. About special exercises in sports // Physical culture, sports - a science and practice. 2002. № 3. P. 42-45.

5. Matveev L.P. General theory of sports and its applied aspects. Moscow, 2001.

196

6. Новаковский С.В. Степанов С.В. Педагогические и физиологические аспекты развития силы: лекция для студентов вузов физической культуры. Краснодар, 2002.

7. Садовников В.В. Методика проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности // Учен. записки ун-та имени П.Ф. Лес-гафта. 2008. № 8(42). С. 90-95.

8. Грачев О. К. Физическая культура: учеб. пособие. М.; Ростов н/Д, 2005.

9. Дворкин Л. С. Степанов С.В. Методика общесиловой подготовки: учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2001.

10. Лукьяненко В.П. Бажев А.З. Хежев А.А. Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 2007. № 6. С. 52-54.

6. Novakovsky S.V. Stepanov S.V Pedagogical and physiological aspects of development of force: lecture for students of higher education institutions of physical culture. Krasnodar, 2002.

7. Sadovnikov V.V. Methodology of carrying out special physical preparation of cadets of older years of boundary higher education institution to performance of fighting tasks in the conditions of mountain district // Scientific notes of university of P.F. Lesgaft. 2008. № 8(42). P. 90-95.

8. Grachev O.K. Physical culture: study aid. Moscow; Rostov-on-Don, 2005.

9. Dvorkin L.S. Stepanov S.V Technique of allpower preparation: guidance manual. Krasnodar, 2001.

10. Lukyanenko V.P. BazhevA.Z. HezhevA.A. Development of power possibilities of the person as a base for realization of coordination abilities // Theory and practice of physical culture. 2007. № 6. P. 52-54.

Источник: cyberleninka.ru