Проект духовно-нравственное воспитание дошкольников

Проект духовно — нравственного воспитания дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

формирование потребности в здоровом образе жизни;

формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

эстетическое развитие детей;

сотрудничество семьи и ДОУ

обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.

Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.

Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический. отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий. используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Основное содержание проекта.

Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки. учреждений здравоохранения, редакции ТРК «Луч», общественных организаций.

Давайте познакомимся

диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях;

изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье

тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы

Как прекрасен этот мир. раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии

чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме,

этические беседы, совместные экскурсии, часы общения. выставки, семейные чтения, семейные посиделки

Берегите людей формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;

расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;

организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;

беседы. семейные праздники, посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.

Здоровый образ жизни. формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

профилактика вредных привычек;

на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.

совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

Учёба и труд рядом идут. формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;

воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.

беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры. встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д.

Я — россиянин. воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;

знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;

развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям

поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

экскурсии в храм. музеи, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями. просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.

Литература.

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М. Просвещение, 1997;

2. Богданова О.С. Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ — М. Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. — Омск: ОГПИ, 1991;

4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М. Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/ ;

8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М. Просвещение,1979;

9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ — М. «Педагогика», 1988;

10. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб. Издательский дом «Новый проспект», 1999;

11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М. Издательский дом «Покров», 2004;

12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М. Глобус, 2007;

13. Сурова Л. В. — Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/ ;

14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/ ;

15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск. Издательство «Русь», 2007;

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М. «Педагогика», 1988;

17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения — протоиерей А.И. Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/

Цели проекта:

Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

Отношение к святыням, почтения и любви к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.

Источник: sundekor.ru