Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников

Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников

В.К. Бальсевич, М.П.Шестаков (Россия)

Мало кто станет сейчас отрицать, что повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые, педагоги, учителя, руководители самых разных рангов во многих странах мира и, конечно, в нашей стране. Однако до сих пор это не удалось осуществить в широких масштабах нигде, а отдельные достижения учителей-энтузиастов оставались достоянием небольшого числа их воспитанников ввиду невозможности массового воспроизведения незаурядной и самобытной педагогической практики гениального воспитателя. Не принесли желанной революции в физическом воспитании и крупномасштабные проекты его реформирования в США, Англии, Германии и других странах [10, 12, 13].

Можно предполагать, что основной причиной вышеупомянутых неудач инноваций и реформ в сфере физического воспитания явилась общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующегося на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения, все более настойчиво заявляющей о себе не только в сугубо технологическом смысле, но и в свете современной общемировой этической и правовой парадигмы приоритета личности, интересов и потребностей ее свободного, своеобычного и своеобразного развития.

Поэтому любые квазисистемы тоталитарного, жестко спрограммированного физического воспитания, как и других сфер воспитания подрастающего поколения, могут принести лишь временный, чаще всего только видимый эффект хорошей организации, но никогда не выдержат проверки временем из-за их полного несоответствия его духу.

Не находят позитивных продолжений и технократические в своей основе проекты повышения эффективности физического воспитания за счет увеличения количества часов, которые школьники используют для своей физической активности. Это и ежедневный "час здоровья", и как бы "самостоятельные" занятия во внеучебное время, и физкультурно-массовая работа по месту жительства. У подавляющего большинства школьников, даже у тех немногих, кто ощущает потребность в физической активности, мало шансов проявить себя и получить возможность заниматься в детской спортивной школе, поскольку это учреждение в основном заинтересовано в поиске спортивных талантов, причем только в том виде спорта, который культивируется в ее отделениях. Далеко не каждому ребенку и подростку доступны и платные услуги различных шейпинг-клубов, аэрофитнесс-классов, студий бодибилдинга и т.п.

В связи с этим оказываются настоятельно необходимыми поиск и экспериментальная апробация таких форм физического воспитания в школе, которые позволили бы преодолеть сложившуюся тупиковую ситуацию.

Здесь предстоит преодолеть очень сложный в социально-психологическом смысле барьер - согласиться с необходимостью принципиально нового, совершенно непривычного организационно-управленческого решения - отказаться от проведения практических занятий по физической культуре в рамках школьного академического расписания, выйти на новый уровень понимания свеобразия процесса физической подготовки, не позволяющего втиснуть его в привычное "прокрустово ложе" школьного академического расписания.

В этой связи можно думать, что основой новой организационной стратегии в сфере физкультурного воспитания становится преодоление противоречий между известными законами развития физического потенциала, уровнем накопленного педагогического и биологического знаний, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания, с другой. Главные принципы этой стратегии: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному остоянию человека, гармонизация и оптимизациия физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого человека.

Благодаря теоретико-методическим представлениям, уже много лет развиваемым в стране и за рубежом, следует считать, что в основу методики и организации физической подготовки школьников должна быть положена концепция тренировки (пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека). Выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности. Поэтому теоретико-методической основой новой формы организации занятий по физической культуре должны стать основополагающие принципы организационно-методической концепции учебной тренировки учащихся при их физической подготовке. В рамках учебно-тренировочного процесса и могут и должны решаться задачи моторного обучения, овладения двигательными умениями и навыками.

Уже сейчас представляется понятной необходимость продуманной дифференциации содержания, объема и интенсивности физических нагрузок школьников в связи с их биологическим (а не паспортным) возрастом, индивидуальными моторными способностями и возможностями. Такую задачу невозможно решить в условиях традиционного школьного урока физкультуры и тем более почти не управляемых массовых рекреаций. Эти основные формы организации массового физического воспитания школьников, по-видимому, являются главным узлом противоречий между современными теоретико-методическими установками и реалиями школьной физкультуры. Следовательно, необходимо по-новому взглянуть на школьный урок физкультуры в его нынешнем виде. Действительно ли он является единственной и незаменимой формой физического воспитания детей, и вообще нужен ли "новой школе" "старый" урок физкультуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор?

Даже при нынешней невысокой интенсивности урока физкультуры школьники, а вместе с ними и учителя-предметники испытывают трудности "возвращения" после него к академическому уроку. Практически школьник не может быстро перестроиться, выйти из возбужденного состояния, вызванного эмоциями и физическими напряжениями урока физкультуры. Также нереально в этом случае и соблюдение элементарных гигиенических правил. Ведь в наших школах нет еще просторных раздевалок с душевыми, которые необходимы для приведения себя в порядок после занятий физическими упражнениями. Да и времени на это просто не остается. Вместе с тем, как бы парадоксально это ни выглядело, действительные возможности академического урока, так необходимые для физкультурного воспитания учащихся, овладения ими интеллектуальным компонентом физической культуры практически не используются.

Очевидно, что решение двуединой задачи овладения физкультурным знанием и развития физического потенциала учащихся заставляет исскать новые решения вопроса организации физкультурного воспитания в школе. В качестве одного из возможных вариантов разрешения этой задачи предлагается следующий.

Один урок физкультуры в неделю остается в рамках школьного расписания, и проводится он, начиная с 4-5-го классов, в пределах первой-третьей учебных четвертей в форме академического занятия, нак отором школьники изучают доступные им начала физиологии движений и метоидки физической тренировки, биомеханику, гигиену физической активности и закаливания, историю физической культуры и спорта, психологию физической активности; познают роль физической культуры в формировании здорового образа жизни человека, основы организации физкультурного воспитания в семье.

Задачи физической подготовки должны решаться на обязательных физкультурных занятиях, проводимых вне рамок школьного расписания во второй половине дня для заниаающихся в первую смену и в первой половине дня для учащихся второй смены. Такая мера позволила бы формировать группы занимающихся не по классам, как это происходит сейчас, а по группам, скомлектованным на основе общности типологических моторных признаков и интересов к занятиям тем или иным видом физической активности или спорта. Таким образом, можно преодолеть еще одно противоречие между необходимостью учета типологических особенностей занимающихся и привлечением их, таких разных, на один урок только потому, что они учатся в одном классе.

Относительная однородность уровня подготовленности и интереса занимающихся позволяет формировать группы значительно большие по числу занимающихся, чем классы, и шире использовать естественные условия для проведения занятий.

В этом случае оказывается действительно возможным осуществить переход к концепции тренировки в сочетании с обучением.

По-видимому, сейчас можно себе представить три типа внеклассных обязательных занятий по физической подготовке школьников: спортивная подготовка, общая физическая подготовка, оздоровительные занятия. Выбор вида занятий определяется желанием, интересами, уровнем подготовленности и здоровьем школьника. Оздоровительные занятия должны проводиться в группах лечебной тренировки для детей с ослабленных здоровьем и инвалидов. Занятия в группах ОФП объединяли бы учащихся, не проявляющих интереса к спортивным формам физической подготовки.

Группы спортивной подготовки по существу должны стать основой возрождения и развития массового школьного спорта. Их создание и развитие может коренным образом изменить не только физкультурную жизнь, но и в целом образ жизни школы. Ведь в этом случае весьма значительная часть бюджета времени наиболее активных и потенциально малоуправляемых детей и подростков может быть вовлечена в сферу социального контроля и воздействия. Фактически это может стать действительной, а не лозунговой альтернативой неблагоприятным воздействиям нынешней теневой среды на воспитание нашей молодежи.

На базе изложенных выше идей был разработан инновационный проект "Наш спорт - мое здоровье" [5]. Проект предполагал реализацию новых организационных и методических подходов к преобразованию системы физического воспитания школьников, необходимость которого неоднократно обсуждалась ранее [1-12]. Логика и перспективы таких преобразований, а также предложенные методологии разработки новых технологий учебного процесса по физическому воспитанию учащихся [1-5] требовали серьезной экспериментальной проверки эффективности избранной организационно-педагогической и методической стратегии. Такая проверка была организована в 1996/97 учебном году на базе школы № 32 г. Сургута. Причем, на этом этапе основной упор был сделан на адаптировании уже существующих теоретико-методических положений многолетней спортивной подготовки в интересах физической тренировки школьников.

Основной и наиболее значимый вывод, который вытекает из анализа результатов проведенного эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания в общеобразовательной школе.

Содержательной предпосылкой такого заключения является прежде всего изменение отношения учащихся к предмету "физическая культура", их высокая деятельностная активность в процессе занятий, возросший уровень дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и, наконец, значительное повышение уровня физической подготовленности, которая по большинству параметров существенно превысила аналогичные показатели как контрольных групп, так и школьников и школьниц аналогичных возрастных групп таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция (Западная) [подробнее см. 5].

В дальнейшем потребуется детальная разработка теории и методики общеразвивающей тренировки с использованием в разных масштабах и на разных этапах элементов спортивной подготовки. Новых решений требует проблема спортивного воспитания, рассматриваемая с широких социально-биологических, этических и нравственных позиций. Углубленных исследований заслуживает проблема роли и места физкультурного воспитания, рассматриваемая как в общем гуманистическом и культурологическом аспектах, так и в структуре понятий здорового образа жизни. Разумеется, в числе центральных научно-технологических задач будут разработка и экспериментальная проверка альтернативных поурочных программ физической тренировки для разных возрастно-типологических групп с учетом направленности тренировки, дифференцированной по режимам интенсивности. Необходима фундаментальная проработка проблем типологизации физической активности школьников, оптимизации режимов физической тренировки на основе компьютеризации учебно-тренировочного процесса, общей методлологии материального, инженерно-технического и медико-биологического обеспечения процесса физкультурного воспитания.

Предложенные пути разрешения одной из трудных, но ключевых проблем преобразования культуры здорового образа жизни человека не рассчитаны на быстрый успех. Предстоит долгая и трудная работа. Но опыт последних лет реформ, их успехов и трудностей, пожалуй, убеждает в том, что других путей у нас просто нет.

Совершенно очевидно, что реализация концепции альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи будет встречать сопротивление на всех уровнях - от учителя физкультуры до управленцев разного ранга. Но замысел предлагаемой нами концепции в том и состоит, что она не предполагает тотального, повсеместного и всеобщего перехода от урочно-академической формы физического воспитания к внеурочной. Такой переход возможен и не запрещен для любого школьного коллектива, готового работать по-новому и получающего внутреннюю поддержку со стороны местных административных, хозяйственных, финансовых, в том чи сле и коммерческих структур.

Литература

11. Balsevich V.K. Karpeev A.G. Martin E.E. Hereditary and environmental determination of biomechanical characteristics in human motion ontogenesis // VIII International Congress of Biomechanics. - Nagoya, 1981, p. 275.

13. Eckerstorfer K. Alternative forms of movement as an expression of a new youth culture and its effects on a school sport // Physical education and sports of children and youth. Conferense proceedings. Bratislava, Slovak Scientific Society for Physical Education and Sports 1995, рр. 25-28.

Источник: lib.sportedu.ru