Результаты процесса воспитания

Критерием эффективности и качества педагогического процесса является воспитанность школьников - наличие у них высоких моральных качеств Эти качества личности школьника является результатом интериоризации (преобразование внешне ишних, реальных действий с предметами на внутренние, идеальные) внешних воздействий на внутренние, выражения единства внешних и внутренних факторов воспитания и развитияу.

Благодаря интериоризации внешние факты человеческого поведения переходят в устоявшиеся внутренние качества личности Результаты воспитательного процесса в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей воспитанников цев, их отношение к окружающей действительности, прежде всего к направленных на них воспитательных воздействий, их взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, отношение к педагогам и родителей Поскольку школьники отличаются индивид уальнимы особенностями, то и результаты их воспитания разнні.

Для практической деятельности педагога учеников класса в зависимости от уровня их воспитанности разделяют на следующие группы:

а) группа очень низкого уровня воспитанности Зачисленные к этой группе ученики характеризуются отрицательным опытом поведения, трудно поддается педагогическому воздействию, саморегуляция и самоорганизация в них н не развиты;

б) группа низкого уровня воспитанности Характеризуется слабым проявлением позитивного, еще не устойчивого навыка поведения, срывами Поведение учащихся регулируется преимущественно требованиями старших и другими внешними с стимулами, саморегуляция и самоорганизация в них - интуитивныеі;

в) группы среднего уровня воспитанности им свойственны устойчивая положительная поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, однако активная позиция относительно деятельности и поступков равно окласникив еще не проявляется;

г) группы высокого уровня воспитанности Для учащихся, относящихся к ним, определяющими являются устойчивый и позитивный опыт поведения, саморегуляции, стремление к организации и регуляции деятельности поведения др. других людей, проявления активной позицииї.

Основными показателями уровня воспитанности школьника является внешний вид, культура поведения в школе и за ее пределами, общественная активность, самостоятельность во всех видах деятельности, сформированность научного св витогляду, национального самосознания, отношения к учебе, интерес к знаниям и осознание их роли в своем развитии, приобщение к национальной и мировой культуры, физическое здоровье, захват физической культурой и спортом, трудолюбие, ориентированность на будущее проф.

Оценить уровень воспитанности личности можно и с ее отношением к окружающей действительности В отношении к обществу она обнаруживает патриотизм, общественную дисциплинированность, общественную активность, трудов и овитисть, ответственность, солидарность, преданность делу; в отношении к другим людям - уважение их достоинства, забота, терпение; к себе - достоинство, самокритичность, самоконтроль, инициативу, оп тимизм; к культуре - уважение к культурным ценностям, контакты с деятелями культуры, понимание прекрасного; к природе - уважение ко всем формам жизни, восхищение природой, приумножения ее богатств и рацион реальными их использования; моральным ценностям - демократизм, гуманизм, уважение свободы воли личностиі.

При определении уровня воспитанности учащихся нередко пользуются такими методами научно-педагогического исследования, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся да и.

Пути повышения эффективности процесса воспитания

Повышение результативности воспитательного процесса, преодоления в нем формализма всегда были актуальными вопросами Достижению этой цели способствуют избежание бессистемности, устранения заорганизованности ученического в жизни множеством ненужных западев.

Типичными проявлениями формализма в воспитательном процессе являются: - дробление воспитательного процесса, т.е. односторонне-аналитический подход к планированию, осуществлению и оценке воспитательной работы, что противоречит целостности р реального процесса развития человека и коллектива Воспитательная работа часто планируется, осуществляется и оценивается как сумма отдельных мероприятий;

- погоня за количеством воспитательных воздействий, что противоречит характер реального процесса развития человека и коллектива, который определяется прежде всего качеством воспитания;

- односторонность трактовки влияния, которая противоречит многосторонним проявлениям реального человека и коллектива Так, беседу, поручения и т.п. нередко рассматривают как средство только морального или эстетического воспитания, хотя в действительности они являются комплексными методами воспитания;

- отсталость форм воспитательного, воздействия, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе, не противоречит динамичному развитию личности и коллектива;

- невыразительность воспитательного воздействия, отсутствие индивидуально-дифференцированных форм, т.е. односторонний подход к воспитательной работе, ее планирование, осуществление, оценки, противоречит реальному процессу р развития человека и коллектива, в котором органично сочетаются общее, отдельное (групповая) и индивидуальное

- внешне показной характер воспитательной работы, что противоречит характера внутреннего развития человека и коллектива, то есть воспитание должно охватывать открытые и скрытые воздействия на личность, формируется й их целью является развитие внутренних установок личности;

- незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, т.е. их односторонне учебный характер, сведения воспитательной работы к мероприятиям для воспитанников При таком подходе ученик рассматривается только как объект воздействия а отношения между ним и наставником является субъект-объектными, хотя должны быть субъект-субъектными, когда личность старшего, более опытного не поднимается над личностью младшего, менее опытного не сковывает ее своим авторитетом, то есть общение и деятельность их происходят на паритетной основі.

Совершенствование воспитательного процесса в школе предполагает:

1 Организация воспитательных центров: создание музеев, тематическое оформление рекреаций Как утверждал В Сухомлинский, в школе и стены должны говорить Такая информационно-образная насыщенность школьных помещени ень не только обогащает учащихся знаниями, которые выходят за пределы учебных программ, но и имеет ощутимый воспитательное воздействие на ны них.

2 Органическое сочетание задач, решаемых школой, с потребностями окружающей среды Это прежде организация помощи школьников населению в охране и приумножении богатств природы, в решении проблем производства, ориентации учащихся на выбор нужной для их города или села профії.

3 Создание в школе морально-психологического климата уважения к знаниям Школа должен пропагандировать среди учеников мнение, что в цивилизованном обществе человеку выгодно быть воспитанным и образованным Это нужно и сус спильства Поэтому воспитательный процесс должен преодолевать временное явление неуважения некоторых учащихся к воспитанности и образованностиості.

4 Подбор рационального содержания воспитания в соответствии с его цели и уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся Школа должна чувствовать, какое направление содержания воспитания необходимо усилить на определенном этапе выхо овнои работы В начале XXI в в Украину такого внимания требуют вопросы нравственного и правового воспитания, подготовка молодежи к жизни и деятельности в рыночных условиях, воспитания невосприимчив ости к негативным явлениям жизни тощтощо.

5 Разумное соотношение между информационными методами воздействия на учащихся и привлечением их к различным видам деятельности Это обусловлено преобладанием в школе словесных методов воспитания, которые позволяют формировать ты взгляды и убеждения учеников, но не обеспечивают выработку соответствующих навыков и привычек поведения Этим обусловлен разрыв между сознанием и поведением некоторых школьников, преодолению которого способствует притоку я их к различным видам деятельностисті.

6 Своевременное осуществление воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на профилактике негативных явлений в ученической среде Нередко некоторые воспитательные мероприятия проводят только после того, как в школе произошел неприятный й случай Но, как известно, воспитание должно быть профилактическим, негативные явлениящам.

7 Использование различных форм и методов воспитательного воздействия, соответствующие возрасту учащихся, побуждали их к активности, инициативы и самостоятельности в подготовке и проведении воспитательных мероприятий

8 Повышение эмоциональности воспитательных мероприятий Это требование основывается на утверждении психологов, знания усваиваются быстрее и становятся взглядами и убеждениями за неравнодушия к ним ученика, эмоционального переживания Иванна в процессе их усвоенияня.

9 Создание условий для развития самостоятельности и инициативы учащихся, их самоуправления, самообразования и самовоспитания

10 Преодоление авторитарного стиля в отношении педагогов к ученикам Подготовка учащихся к жизни в демократическом обществе требует отказа от командного стиля во взаимодействии с ними Школа должна быть образцом д демократизации украинского общества, а ученики за период пребывания в ней должны приобрести опыт отношений на демократических началодах.

Особое внимание школа должна уделить преодолению атеизма, привычки терпеть национальное унижение, пренебрежительного отношения к собственной культуры и языка, а также сквернословие, воровства, алкоголизма, взяточные водства, апатии и безразличия, взаимной подозрительности, неуправляемости сексуальных влечений и и.

Народная педагогика о критериях воспитанности:

Оценивай человека за его поступки

На дерево смотри, как родит, а на человека - как делает Говорит вдоль, а живет поперек

Народная педагогика о самовоспитании:

НЕ линись рано вставать и молодости больше знать Пока не уприте, до этого не уметь Людей спрашивай, а свой ум имей Кто рано встает, тому Бог дает

Вопросы Задача

1 Охарактеризуйте специфические особенности процесса воспитания, используя примеры из опыта работы школы и собственного школьного опыта

2 В чем заключается сущность противоречий воспитательного процесса?

3 Как оказывается этапность воспитательного процесса и каков содержание воспитательной работы педагога на каждом из его этапов?

4 Раскройте связь между процессами воспитания и самовоспитания Докажите, при каких условиях самовоспитания может быть эффективным

5 Охарактеризуйте приемы самовоспитания Возможен ли процесс самовоспитания без знания воспитанником этих приемов?

6 Проанализируйте особенности этапов процесса перевоспитания

7 Докажите необходимость соблюдения специфических принципов перевоспитания в работе с трудновоспитуемыми учениками

8 Охарактеризуйте различные уровни воспитанности учащихся и их показатели

9 Какие недостатки характерны для воспитательного процесса современной школы?

Вишневский 0 Современные украинского воспитания: Педагогические очерки - Львов, 1996

Галузинський В М, Масленникова Н П Самовоспитание и самообразование школьников - К, 1969

Гельвеций К Л О человеке, его умственных способностях и его вое питании - М, 1936

Государственная национальная программа \"Образование\" (\"Украина XXI века\") - К, 1994

Довженко О Украина в огне Киноповесть Дневник - К, 1990

Иванов И П Методика Коммунарского воспитания - М, 1990

Концепция непрерывного национального воспитания - К, 1994

Источник: uchebnikionline.com