Общие основы умственного воспитания

Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».

Изд-во «Просвещение», М. 1983 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Всестороннее развитие человека является объективной необходимостью, вытекающей из потребностей нашего общества, строящего коммунизм.

В Программе нашей партии указаны три основные задачи, от решения которых зависит построение коммунизма: создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений и воспитание нового человека, обладающего широкими знаниями и умениями, коммунистической убежденностью и научным мировоззрением, активного, творческого, способного создавать материальные и духовные ценности, необходимые обществу.

Одной из важнейших сторон коммунистического воспитания является умственное воспитание. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, определяя содержание всестороннего воспитания в коммунистическом обществе, на первый план выдвигали умственное воспитание.

Изучению основ наук они придавали исключительное значение и при этом подчеркивали, что в тесной связи с изучением наук (с умственным воспитанием и образованием) должно осуществляться техническое обучение (политехническое образование).

В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, в обществе, где одни владели всеми материальными и духовными богатствами, а другие не имели ничего, в обществе, где существовало неравенство между угнетенными и угнетателями, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, между разными национальностями никогда не могло быть осуществлено всестороннее развитие подрастающих поколений. В царской России, как и в других государствах, где господствовал капитал, трудящиеся не имели доступа к знаниям. Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции двери всех учебных заведений оказались открытыми для народа.

В речи на III Всероссийском съезде РКСМ В. И. Ленин поставил перед советской молодежью огромную задачу — овладеть всей суммой знаний, накопленных предшествующими поколениями. Предстояло строить новое, коммунистическое общество. Для того чтобы возводить его на основе научных знаний, необходимы были культурные и образованные люди. В. И. Ленин считал, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Основываясь на указаниях В. И. Ленина, Программа КПСС включает требование воспитывать молодое поколение духовно богатым, нравственно чистым и физически совершенным. Освоение духовного богатства связано с широким образованием и умственным развитием.

Переход к строительству коммунистического общества предъявляет новые требования к человеку, в том числе и к его умственному развитию.

Социальный заказ нашего общества, определенный в решениях XXV и XXVI съездов КПСС,— формирование людей с высоким уровнем умственного развития, научным марксистско-ленинским мировоззрением, людей, творчески мыслящих, владеющих навыками самостоятельного познания, занимающих активную жизненную позицию. Умственное воспитание направлено на выполнение этого социального заказа.

Умственное развитие осуществляется в процессе умственного воспитания, тесно связанного с другими сторонами коммунистического воспитания.

Умственное воспитание закладывает прочные основы для политехнической и трудовой подготовки подрастающего поколения. Без широкого научного образования, высокого уровня общего умственного развития нельзя понять научно-технические основы современного производства.

Моральный облик человека неотделим от его идейной направленности и убежденности, которые формируются в процессе освоения научных знаний о законах развития общества и природы.

Наше освоение окружающего мира, исторического опыта протекает как познание практическое, научно-теоретическое, этическое и эстетическое. Научно-теоретическое познание направлено на установление общего, закономерного. В основе эстетического познания лежит восприятие конкретных явлений и предметов. Эстетическое освоение мира, отраженное в искусстве, позволяет человеку осваивать предмет целостно, со всеми его неповторимо-своеобразными чертами и свойствами. Познание сущности вещей и явлений, их смысла, значения выражается в искусстве не понятиями, а представлено «видимо и различимо» в самом предмете.

Таким образом, научно-теоретическое и эстетическое познание взаимно дополняют друг друга и обеспечивают развитие разносторонних познавательных сил и способностей человека, богатство его духовной культуры.

В системе всестороннего воспитания умственное воспитание органически связано с физическим. Успех умственной деятельности человека (особенно ребенка и подростка) в значительной степени зависит от состояния его здоровья. Своевременное и полноценное физическое развитие — одно из главнейших условий общего умственного развития. Вместе с тем занятия физической культурой и спортом формируют быстроту реакции, сообразительность, точность ориентировки в окружающей обстановке. Овладение специальными знаниями в области физической культуры и спорта, гигиены требует определенного уровня умственного развития. Формирование волевых качеств в процессе физического воспитания (выдержки, смелости, решительности, мужества и др.) связано с пониманием долга, норм и правил поведения.

Осознанное овладение движениями повышает двигательную культуру ребенка; навыки формируются быстрее, оказываются более прочными и гибкими.

Следовательно, умственное воспитание, являясь одной из сторон коммунистического воспитания, непосредственно связано с другими его частями.

Умственное воспитание — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие с целью развития ума подрастающего человека. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д.

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих умственное развитие.

В определении сущности ума советская педагогика и психология опираются на естественнонаучное понимание отражательной деятельности человеческой психики и положения марксистской гносеологии о познаваемости мира, о способности человека проникать в сущность предметов и явлений объективного мира.

Под умом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование как объективной действительности, так и самого человека. В широком смысле слова, ум,— это совокупность познавательных процессов — от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.

Наивысшей формой отражения действительности человеком является мышление. Оно обеспечивает познание законов природы и общества, а на основе этого преобразование самого человека, общества и природы.

Умственная деятельность включает целый ряд познавательных процессов.

«Пища ума» — это представления и образы, которые доставляются ощущениями и восприятием.

В процессе мышления человек оперирует знаниями. Сохранение и воспроизведение знаний — функция памяти. Умственная деятельность требует целенаправленности, сосредоточенности, внимания.

Ум человека, его умственное развитие проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности самой умственной деятельности, способности отбирать пути познания, адекватные предстоящей познавательной или практической задаче, в способности к самостоятельному творческому познанию, в уровне развития психических, познавательных процессов и способностей — ощущений и восприятия, представлений, памяти, мышления, в характере основной деятельности человека, ее успешности (у взрослого в трудовой деятельности, у ребенка в предметной, игровой, учебной деятельности).

Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.

Одним из качеств ума, которое формируется в процессе умственного воспитания, является критичность. Критичность ума означает способность оценить результаты познавательной деятельности (собственной и других людей), выбранные способы решения задач, выводы, суждения.

Умственное развитие проявляется в широте ума — в способности рассмотреть явление в многообразных связях и отношениях, в способности к обобщениям.

Таким образом, умственное развитие — это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в умственном развитии принадлежит систематическому, целенаправленному умственному воспитанию. Оно как целенаправленное педагогическое воздействие включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного человечеством и представленного в знаниях, навыках и умениях, в способах познания и т. д.

Основными задачами умственного воспитания являются:

1) формирование системы научных знаний о природе и обществе, формирование марксистско-ленинского мировоззрения;

2) развитие умственной деятельности: познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственной деятельности (системы умственных действий);

3) развитие способностей к самостоятельному познанию, формирование культуры умственного труда;

4) воспитание познавательных интересов.

Знания составляют содержание различных наук в форме систем представлений и понятий, правил, законов, закономерностей. Задача умственного воспитания — сформировать у подрастающего человека систему научных знаний, с наибольшей полнотой и адекватностью отражающих действительность, отличающихся высокой степенью обобщенности и необходимой конкретностью.

Знания лежат в основе мировоззрения. Чтобы обеспечить научное, диалектико-материалистическое мировоззрение, необходимо сформировать у подрастающего человека широкий общий научный кругозор, включающий знания о природе, обществе, самом человеке, о законах познания. Эти знания должны быть на уровне современной науки о современном мире. Только тогда они становятся основой для выработки отношения человека к окружающему и делают возможным его активное участие в жизни, в строительстве общества, обеспечивают активную жизненную позицию личности.

Знания должны обеспечить готовность человека к жизни и труду — это определяет необходимость политехнических знаний. Развитие умственной деятельности также связано с объеом и характером знаний. При этом основное значение имеет степень обобщенности и конкретности знаний, уровень усвоения и характер системности.

Системные знания, построенные как иерархия представлений и понятий разной степени конкретности и обобщенности, раскрывают структуру явлений в ее наиболее существенных связях. В основе таких знаний лежат ведущие идеи и понятия о той или иной области, действительности. Системные знания обеспечивают более полную ориентировку в окружающем мире, лежат в основе формирования познавательной деятельности, ее самостоятельности. Развитие умственной деятельности означает и формирование познавательных психических процессов: ощущения и восприятия, представления, памяти, мышления, воображения и речи. При этом им должны быть присущи такие качества, которые обеспечивали бы наибольшую эффективность умственной деятельности: тонкость и точность ощущений, целенаправленность и полноту восприятия, прочность и осознанность запоминания и быстроту воспроизведения, логику мышления, его гибкость, творческий характер и самостоятельность.

Умственная деятельность человека — это огромное количество разнообразных систем умственных действий, как общих, так и специальных. Особенно важно формировать умственные действия широкого диапазона, применяемые при решении многих задач. К таким действиям относятся анализ, синтез, анализ через синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Овладение системой умственных действий, как общих, так и специальных (соотнесенных с определенным содержанием знаний), обеспечивает развитие умственной активности и самостоятельности, способствует формированию гибкости и динамичности умственной деятельности (изменение способов деятельности при изменении условий задачи, поиск более рациональных способов), умение видеть явление в разнообразных связях и отношениях.

В понятие «культура умственного труда» входит общая упорядоченность умственной деятельности, ее планомерность, умение принять или поставить задачу, выбрать способ решения, планомерно осуществить предложенный или выработанный план действий, оценить результаты и т. д. Показателем культуры умственного труда является доказательность суждений, умение сопоставить свою точку зрения с другими. Культура умственного труда характеризуется и степенью овладения специальными навыками и умениями умственной деятельности (слушать, наблюдать, измерять, вычислять), навыками работы с книгой, овладением приемами и методами научного познания, умениями ориентироваться в обширной научной информации, пользоваться различными вспомогательными средствами (справочной литературой, словарями и т. д.).

С культурой умственного труда связано формирование высокой умственной работоспособности — одного из важнейших качеств личности современного человека. Высокая умственная работоспособность достигается в результате длительной, планомерно организованной и продуктивной умственной деятельности.

В процессе умственного воспитания осуществляется также формирование познавательных интересов — избирательной познавательной направленности на предметы и явления действительности. Познавательный интерес проявляется в постоянном активном стремлении человека к познанию, к открытию, получению новых, полных и глубоких знаний. Познавательные интересы имеют особое значение в развитии детей, подростков, юношей, главным содержанием жизни которых является учение. Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому освоению знаний, формированию научного мировоззрения, убежденности. Всестороннее развитие человека в наши дни не может совершаться вне формирования познавательных интересов, приобщающих подрастающее поколение к духовным ценностям народа.

Необходимо воспитывать широкие познавательные интересы, а на их основе развивать интересы, отличающиеся большей целенаправленностью, активностью и глубиной.

Таким образом, каждая из задач умственного воспитания включает ряд более конкретных, которые следует учитывать при организации умственного воспитания детей в дошкольном возрасте. В отборе содержания, в разработке средств и методов умственного воспитания советская педагогика опирается на марксистско-ленинскую теорию познания. В. И. Ленин так формулировал ход познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Сложное диалектическое взаимодействие этих этапов характеризует процесс общественного познания. Оно характерно и для освоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Знание фактов, знание жизни во всем богатстве ее проявлений, связь учения с жизнью — основа освоения научных идей и понятий подрастающим поколением. Активное использование знаний, навыков и умений в разнообразной деятельности, в труде — путь их подлинного освоения.

Проявление общих закономерностей познания обнаруживается в природе познания мира и ребенком-дошкольником, в становлении его познавательной деятельности.

Современная психология доказывает постепенность формирования и поэтапное включение в познание ребенка таких форм мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это означает, во-первых, что основное содержание знаний дошкольников может быть сформировано на уровне представлений разной степени конкретности и обобщенности, во-вторых, что необходимо использовать такие способы и методы умственного воспитания, которые формировали бы способности к непосредственному чувственному познанию мира. В связи с этим сенсорное воспитание рассматривается как важнейший раздел работы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса

Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.

Источник: www.detskiysad.ru