Физическое воспитание во Франции

Анализируется физическая культура и спорт во Франции в системе школьного воспитания на разных уровнях.

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт.

Physical culture and sport in France is analysed in system of the school education on miscellaneous level

Keywords: physical education, sport.

Нас, французов, можно вполне считать приверженцами латинской поговорки «Mens sana in corpore sano (в здоровом теле - здоровый дух)». Так было не на всем протяжении истории Франции. Но с начала ХХ века, а особенно с 1936 года, когда к власти пришло правительство социалистов во главе с Леоном Блюмом и Народный фронт добился введения оплачиваемых отпусков, отношение к спорту изменилось.

В настоящее время занятия спортом очень популярны во Франции, тем более что это поддерживается политикой государства, заботящегося о здоровье нации, и средствами социального страхования. В последние годы, в связи с увеличением количества времени, проводимого у экранов телевизоров, употреблением в пищу несбалансированных «готовых продуктов», использованием новых технологий коммуникации, увеличением факторов стресса (возьмем, к примеру, окраины крупных городов), обнажились значительные проблемы со здоровьем: избыточный вес молодого поколения, старение населения. Это накладывается на социальные проблемы, такие как рост агрессивности и насилия.

Организация физического воспитания (EPS) в школе

Организация физического воспитания во французской школе зависит от возраста учащихся. Для осуществления физического воспитания с детьми младшего возраста (детский сад с 3 до 6 лет и начальная школа с 6 до 10/11 лет) не существует ни особенных методов, ни специально подготовленных преподавателей. Физическое воспитание осуществляют сами учителя начальной школы, а на практике это означает, что если учитель сам спортсмен, то он и детей вовлекает в занятия спортом, а если он отдает предпочтение «интеллектуальным» занятиям, то дети мало занимаются спортом, а то и вовсе им не занимаются. Программы для детских садов и начальной школы предлагают детям занятия спортом наравне с занятиями музыкой и рисованием. Преподаватели же чаще выбирают пение или рисование, а когда речь заходит о развитии моторики, то легче всего дать в руки детям мячик и разрешить играть!

Преподаватель физического воспитания появляется во французской системе национального образования, начиная с коллежа, т. е. с 6-го по 3-й классы (во французской системе обратный порядок), и далее - в лицее со 2-го и по «терминаль» (класс подготовки к экзаменам на бакалавра).

В коллеже: нагрузка преподавателя физического воспитания составляет 5 недельных часов в 6-м и 5-м классах и 3 часа в 4-м и 3-м. Необходимо отметить, что первоначально преподаватели «более интеллектуальных дисциплин» не принимали своего коллегу всерьез, но сейчас положение изменилось. Дело в том, что физическая активность учащегося нередко выступает элементом, «восстанавливающим равновесие», освобождает ученика от таких проявлений в поведении, которые не могут не тревожить взрослых, например проявления насилия. Занятия спортом вносят регулирующий элемент в поведение: ребенок раскрепощается, напряжение (стресс) уменьшается, у него появляется положительная мотивация, возникает ситуация успеха.

Преподаватель физического воспитания, в отличие от преподавателей более интеллектуальных дисциплин, имеет возможность взглянуть на ученика другими глазами: ему виднее особенности поведения в коллективе, социуме, более заметны индивидуальные проявления.

В лицее: преподаватель физического воспитания имеет одинаковый статус с другими преподавателями, поскольку по его предмету можно сдавать экзамен на бакалавра с коэффициентом 2. Отметим, что некоторое количество учащихся преуспело, сдавая экзамен на бакалавра, благодаря оценке по физическому воспитанию.

С тех пор, как занятия физической культурой стали экзаменационным предметом, изменилось и отношение родителей. Чтобы подготовить ученика к экзамену, со 2-го класса используются научно обоснованные программы. Эти программы включают в себя сбалансированные занятия различными видами спорта (коллективные и индивидуальные): гандбол, баскетбол, гимнастика, атлетизм, теннис, плавание. парусный спорт. Родители очень внимательно следят за спортивными успехами ребенка, поскольку баллы, заработанные на этом поприще, могут компенсировать их в той сфере, где достаточно проблематично набрать их в достаточном количестве.

Министр национального образования готовит очередную реформу: согласно основной идее этой реформы примерно в сотне французских лицеев послеобеденное время будет отведено занятиям спортом. Президент Франции пояснил, что он верит в «образовательные ценности спорта», а значит, время до обеда будет посвящено изучению фундаментальных наук, а после - культуре и спорту.

Министерство образования не курирует занятия спортом через сеть клубов и спортивных ассоциаций, здесь все зависит от выбора ребенка и нет ничего обязательного. Мальчики обычно выбирают футбол, рэгби или гандбол - словом, игры с мячом. Девочки - гимнастику, танцы, конный спорт. Выбор может быть обусловлен условиями той местности, где ученик проживает: в городе, в горах, у моря.

У занятий спортом в клубах и ассоциациях есть обратная сторона: начать заниматься легко, но очень скоро ребенка начинают настраивать на конкуренцию, требовать непрестанного совершенствования, нацеливать на результат; занятия отнимают все больше времени, им сопутствуют травмы, несчастные случаи, а когда достигнут высокий уровень спортивного мастерства, то спутником становится допинг. Если бы целью спортивных занятий было обретение равновесия между физическими и духовными силами, достижение гармонии, благополучия, здоровья и свободы. Но спортивные клубы и ассоциации функционируют благодаря своим чемпионам. Без чемпионов и высоких достижений нет финансирования и существование клуба или ассоциации становится очень сложным.

Финансовая составляющая занятий спортом зависит от многих факторов: где находится клуб - в крупном городе или в маленькой деревне, какое оборудование (снаряжение) он рекомендует. В любом случае, все расходы ложатся на родителей занимающихся детей.

Подготовка спортсменов высокого уровня

Элита спорта формируется двумя путями:

  • в рамках национального образования - спортивные секции (обычно в лицеях);
  • «Полюса Франции и надежды».

Школьные спортивные секции позволяют молодым спортсменам, обычно отобранным Национальными лигами в своей дисциплине, продолжать обучение в школе, приспособив ее под требования занятий данным видом спорта. Так, в Ля Рошели существует секция, позволившая многим из занимающихся в ней спортсменов достичь уровня национальных и олимпийских чемпионов.

«Полюса Франции и надежды» - это продолжение спортивных секций на более высоком уровне, для категории «Элита» (от 16 до 25 лет). Сюда попадают спортсмены, обладающие национальными и международными титулами. Все виды их занятий обеспечены специальным оборудованием и проходят под тщательным контролем.

Государство и органы местного самоуправления обладают разветвленной сетью спортивных учреждений и спортивных ассоциаций, благодаря которым практически каждый гражданин имеет доступ к спортивным занятиям. Каждая коммуна имеет свой поливалентный спортивный зал, в котором клубы и ассоциации организуют занятия различными видами спорта. Если коммуна слишком маленькая, то она объединяется с другими коммунами. Те, кто распоряжается коммунальным бюджетом, отлично знают, сколько средств необходимо выделить, чтобы удовлетворить потребности своих избирателей в занятиях спортом, поэтому «спортивная» составляющая обычно довольно значительна.

В качестве примера могу привести наиболее привлекательные для жителей Ля Рошели спортивные занятия:

  • парусный спорт с нашими чемпионами международного класса и олимпийскими чемпионами, а также с традиционными регатами, имеющими прекрасную репутацию;
  • баскетбольный клуб «Рупелла» (2-й национальный дивизион);
  • рэгби со «Стад Рошле» (этот клуб вошел в число 14 лучших клубов Франции, имеющих свой собственный стадион);
  • ноябрьский марафон (второй во Франции);
  • плавание с клубом «Канар Рошле» (соревнования регионального уровня).

В спортивную жизнь Ля Рошели вовлечены не только прекрасные профессионалы (преподаватели, тренеры, инструкторы), спорт дает работу многим людям: управленцам, менеджерам, коммерсантам. Приплюсуем сюда тех, кто занят организацией активного отдыха (парки развлечений, базы отдыха). Как объекты, привлекающие туристов, Ля Рошель и наш департамент Приморская Шаранта находятся во Франции на 3-м месте после Парижа и Монт Сен-Мишеля. Так, спорт и активный отдых могут, среди прочих, стать важными факторами развития региона.

Источник: bmsi.ru