Интегрированные занятия по речевому и физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» уделяется внимание проведению интегрированных занятий в ДОУ: «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность».

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", вступившем в силу 16 марта 2010 г, одним из основных принципов является – «принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Министерство образования РФ обращает особое внимание на интегрированный подход в организации образовательного процесса для того, чтобы не допустить перегруза, чтобы сэкономить время для игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, в целях воспитания здорового поколения россиян.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ – это соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняющих друг друга. [Васюкова Н. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности //Детский сад от А до Я. 2004. № 6]

Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого дидакта Я.А.Каменского, утверждавшего, что «всё чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным…».

О применении интеграции в дошкольном образовании стали говорить сравнительно недавно – в 90-х годах ХХ века.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД в организации образовательного процесса соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ представляет собой объединение нескольких видов деятельности (соединяют знания из разных образовательных областей) на равноправной основе, с равноценным решением задач.

В процессе интегрированных занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Будет ли занятие интегрированным, когда:

  1. На занятии по ознакомлению с окружающим во время беседы о разных способах и средствах измерения времени проводится словесная игра «Назови соседей» (последовательность дней недели) и упражнение на закрепление счёта в пределах второго десятка (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по ознакомлению с окружающим и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  2. На занятии по ознакомлению с окружающим после беседы о правилах пожарной безопасности провели рисование плаката по теме «Пожарные» (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой).
  3. На физкультурном занятии во вводной части применяется упражнение на закрепление порядкового счёта, при выполнении прыжков применяются карточки с цифрами – «прыгни столько раз, чтобы количество прыжков соответствовало цифре на карточке», после подвижной игры посчитали, сколько человек запятнал ловишка и тд. (данное занятие будет интегрированным, так как на равноправной основе решаются задачи по физическому воспитанию и по формированию элементарных математических представлений дошкольников).
  4. На занятии по развитию речи (пересказ сказки) провели физкультминутку (данное занятие не является интегрированным, так как один вид деятельности доминирует, а физминутка является приёмом снятия или предупреждения утомления детей).

Педагогические возможности интегрированного занятия:

  1. формирование в единстве знаний и умений;
  2. повышение интереса к учению;
  3. снятие напряженности, страха, неуверенности.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

  1. музыка + математика;
  2. обучение грамоте + математика;
  3. художественная литература + развитие речи + обучение грамоте;
  4. развитие речи + музыка + рисование;
  5. математика + труд;
  6. ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд;
  7. ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы;
  8. математика + физическое воспитание и др. [Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие .2008.]

Интегрированные занятия могут быть:

  1. Спонтанными (воспитатель спланировал, подключил специалиста)
  2. Специально запланированными (требуют системной подготовки, координации действий воспитателя и других специалистов). Желательно специально запланированные интегрированные занятия вносить в сетку занятий.

Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление, обобщение знаний [Т.С.Комарова]

Продолжительность интегрированного занятия может быть на 1/3 больше обычного.

Как часто проводить интегрированные занятия каждый педагог должен решить для себя сам.

Есть авторы, которые не рекомендуют проводить интегрированные занятия чаще 1 раза в месяц. Другие авторы считают, что наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.

Мы в своём детском саду попробовали внести интегрированное занятие по физическому воспитанию + развитию речи 1 раз в квартал, как обобщающее. Почему физическое воспитание + развитие речи?

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития всех сторон речи. Занятия по развитию речи в основном статического характера.

Мы решили пойти путём оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников – интеграции физической и речевой деятельности детей. Пример интеграции физической и речевой деятельности детей, с равноценным решением задач обеих образовательных областей в приложении 1. Конспект интегрированного занятия по речевому и физическому развитию детей на тему «Зима» в приложении 2 .

Чем больше специалистов, тем сложнее процесс координации. Главная роль в процессе координации у воспитателя. Воспитатель координирует. А узкие специалисты – в помощь воспитателю.

На сегодняшний день многие педагоги детских садов работают по лексическим темам, независимо от того, какая у них группа (коррекционная или массовая). Эффективность такого планирования обусловлена тем, что лексическая тема в течение недели проходит через все занятия и режимные моменты. Это позволяет активизировать речевое развитие детей, способствует возникновению желания активно участвовать в общении и совместной деятельности.

Игры и упражнения, способствующие речевому и физическому развитию.

  1. «Шеренга», «колонна»

Задачи: формирование фразовой речи с включением предлогов; ориентировка в пространстве.

Назвать того (тех), кто стоит слева или справа от тебя.

Назвать того, кто идёт впереди тебя или за тобой.
  • « Я и мы»

    Задачи: употребление глаголов в нужном числе в соответствии с личностными местоимениями; формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

  • Первый вариант

    Источник: festival.1september.ru