Характеристика методических принципов физического воспитания

Уральский государственныйуниверситет физической культуры

Кафедра теории и методики бокса

Контрольная работа по предмету

«Волейбол»

на тему:

Характеристика методическихпринципов

Выполнила студентка:

группы: 402

Челябинск, 2008

Содержание контрольнойработы:

1.Значение общих принципов в ориентации практики физического воспитания

2.Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодическихпринципов

Принципсознательности и активности

Принципнаглядности

Принципыдоступности и индивидуализации

Принципсистематичности и непосредственно связанные с ним положения

3.Принципы, выражающие специфические закономерности построения физическоговоспитания

3.1Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в немнагрузок и отдыха

3.2Возрастная адекватность направлений физического воспитания

Списокиспользованной литературы

1. Значение общихпринципов в ориентации практики физического воспитания

Подпринципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные,краеугольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальныезакономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающихтребований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых кнамеченной цели. При всем своеобразии подходов, возможных в различных случаяхвоспитательной практики, они лишь тогда приводят к действительно ценнымрезультатам, когда согласуются (а не вступают в противоречие) с объективнымизакономерностями воспитания. Практическое значение принципов, формулируемых наоснове познания данных закономерностей, в том и состоит, что они позволяют неблуждать на пути к цели, преследуемой в воспитании, раскрывают логику решениядетализирующих ее задач, очерчивают главные правила их реализации. В числепринципов, имеющих основополагающее значение в качестве идейной основы системывоспитания в целом, надо иметь в виду прежде всего общие социальные принципывоспитательной стратегии общества. Таковыми в условиях социалистическогообщества являются принципы, предусматривающие объединенное использованиесоциальных факторов направленного развития человека (культуры, воспитания,образования) для обеспечения его всестороннего гармоничного развития иорганическую связь воспитания с практикой социалистического строительства. Всфере физического воспитания эти принципы преломляются в ряде кардинальныхположений, обязывающих гарантировать единство всех сторон воспитания в процессефизического воспитания, осуществлять всестороннюю физическую подготовкуподрастающего и взрослого поколений к трудовой и другим общественно важнымвидам деятельности, всемерно содействовать развитию жизненных сил испособностей человека как высшей ценности общества. В физическом воспитаниидолжны получать свое конкретное воплощение и общепедагогические принципы,поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и всфере физического воспитания. В общей педагогике такие принципы сформулированыприменительно к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитанияв узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленныхна формирование сознания и поведения воспитываемых, на развитие их личностныхкачеств). Фактически дидактические принципы (принципы сознательности иактивности, наглядности, доступности, систематичности и т. д.) содержат рядуниверсальных методических положений, без соблюдения которых не мыслитсярациональная методика не только в обучении, но и вообще ни в одном из основныхаспектов педагогической деятельности. В этом отношении они представляют собойобщеметодические принципы. Именно в таком качестве они утвердились и о методикефизического воспитания. Их содержание здесь получило свою конкретизацию всоответствии с особенностями этого вида воспитания. Названные принципы являютсясвоего рода общим руководством к действию во всех сферах воспитания. Но вкачестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрываютспецифических закономерностей каждого отдельного вида воспитания. Эту рольпризваны выполнять специальные принципы. В частности, таковыми являютсяпринципы, очерчивающие ряд специфических закономерностей физическоговоспитания, и вытекающие из них правила его системного построения.

2. Основные требованияк реализации в физическом воспитании обще методических принципов

Принципсознательности и активности

Последовательнаяреализация в физическом воспитании этого принципа предполагаетквалифицированное выполнение специалистом следующих требований. Формировать увоспитываемых осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели иконкретным задачам, поставленным в занятиях. Значение этого требованияочевидно, однако выполнить его бывает не просто, особенно в физическомвоспитании детей. Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическимиупражнениями, разнообразны и нередко с педагогической точки зрения случайны илималосущественны (например, случайно возникшие подражательные мотивы, стремлениевыделиться внешними формами тела, узко понятые спортивные интересы). Отспециалиста физического воспитания требуется профессиональное умение доходчивораскрывать перед воспитанниками подлинный смысл приобщения к физическойкультуре, ее роль и значение в достижении физического совершенства иполноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевыеустановки и стремление реализовать их, несмотря на трудности. Никакие интересы,не опирающиеся на понимание существа дела, в том числе интерес, пробуждаемыйлишь эмоциональной привлекательностью занятий или внесением в нихразвлекательных начал, не могут служить постоянным источником активности напути к высокой, труднодостижимой цели. Без серьезного разъяснения сути изначимости этой цели нельзя довести до сознания воспитанников необходимостьвыполнения тех конкретных задач, из последовательной реализации которых должноскладываться достижение цели. В контексте же понятой цели яснее становятся ичастные детализирующие ее задачи. В свою очередь, осмысленное выполнение ихспособствует мобилизации на решение очередных задач. Обеспечивая осмысленноеотношение занимающихся к каждой выдвигаемой задаче, специалист долженучитывать, конечно, их реальные возможности проникновения в суть дела,зависящие от уровня интеллектуального развития и подготовленности,соответственно дифференцировать степень углубленности своих разъяснений,придавать им нужную доходчивость. С какими бы сложностями ни приходилосьсправляться ему при этом, педагог не может позволить себе не учитыватьинтеллектуальных потенций воспитанников и рассматривать их лишь какисполнителей своих предначертаний, не требующих размышлений.

Стимулироватьвдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физическихупражнений. То, насколько рациональными и эффективными окажутся двигательныедействия, формируемые и воспроизводимые в процессе физического воспитаниязависит, кроме прочего, от степени участия занимающихся, а анализе этихдействий, оценке их качества, поиске путей устранения ошибок исовершенствования действий. Педагог должен не просто время от времени побуждатьвоспитанников к этому, а систематически вооружать их соответствующими знаниями,учить анализировать технику и эффект упражнений, воспитывать аналитическиеспособности, последовательно ставить постепенно усложняемые задачи посамоконтролю. Всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативностии творческих начал в поведении воспитанников. Хотя педагогу по правупринадлежит ведущая роль в педагогическом процессе, было бы принципиальноневерным видеть ее основную линию в противостоянии самонаправленной активностивоспитанников. Уже на начальном этапе физического воспитания нужно поощрятьпопытки занимающихся самостоятельно решать доступные двигательные задачи,искать адекватные способы их решения. С каждым возрастным этапомсамообразование и самовоспитание должны занимать все большее место.

Ясно,что инициативность и самостоятельность лишь тогда приобретают смысл, когда онисопряжены с целеустремленностью, а она во многом зависит от твердойубежденности в значимости того, на что направлена, причем значимости,признаваемой не только лично, но и общепризнанной. Явное возрастание в нашевремя социальной значимости физической культуры (хорошо заметное теперь уже нетолько в сфере спорта) облегчает понимание каждым важности приобщения к ней.Однако, это понимание далеко не всегда переходит в постоянную личнуюактивность, направленную на практическое использование ее ценностей.

Принципнаглядности

Обеспечиваянаглядность в физическом воспитании, предусматривают не только широкую опору назрительно воспринимаемую информацию, но и направленную активизацию всех органовчувств, поставляющих в комплексе богатую чувственную информацию о реальныхусловиях и параметрах двигательной деятельности. Особое значение в реализациипринципа наглядности имеет адекватное использование средств и методов наглядноговоздействия применительно к закономерностям начального и углубленногоразучивания двигательных действий, оптимальное сочетание комплексного иизбирательного воздействия на функции анализаторов движения. Предусматриваетсятакже сочетание непосредственной и опосредствованной наглядности в системе мер,обеспечивающих совершенствование двигательной деятельности. Чем полнеечувственный образ вновь разучиваемого двигательного действия, тем благоприятнеепредпосылки к его формированию, к становлению нового двигательного умения.Создавая эти предпосылки в начале разучивания действия, приходится преодолеватьизвестную методическую трудность: чтобы по-настоящему «прочувствовать»координационную структуру, кинематические и динамические параметры действия,его необходимо выполнить, но сделать это не позволяет отсутствие илинедостаточность соответствующих ощущений. Обусловленное этим объективноепротиворечие преодолевается двумя основными путями; во первых, путем соблюдениярациональной последовательности в обучении двигательным действиям, благодарячему двигательный опыт, приобретаемый на предыдущих этапах, служит опорой встановлении новых двигательных действий, разучиваемых на следующих этапах; во вторыхэто имеет непосредственное отношение к рассматриваемому принципу, путемкомплексного использования разнообразных демонстрационных средств и способовобеспечения наглядности (показ действия умеющим выполнять его, применениенаглядных пособий, кино — и видеодемонстрационной техники и т. д.) в сочетаниис имитационными и другими подводящими упражнениями. Наряду с традиционнымиобщепедагогическими средствами и методами обеспечения наглядности в процессеразучивания и последующего совершенствования двигательных действий используютспециализированные средства и способы направленного воздействия на функциисенсорных систем, информирующих выполняющего действие об условиях, параметрах,динамике и результатах его выполнения. Важную роль в оптимизации процессастановления и отлаживания действий играют как взаимосвязанные, так и дифференцированныевоздействия на функции различных сенсорных систем, причем не только внешних(зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних, без которых невозможнасаморегуляция движений (проприорецепторов мышц, связок, суставов, рецептороввестибулярного аппарата). Возможности эффективно осуществлять такие воздействиядостаточно велики. В современной методике физического воспитания они довольнополно реализуются, в частности, благодаря применению технических средствсенсорного лидирования и срочной коррекции движений по ходу их выполнения (света- и звуколидеров, помогающих соблюдать пространственные, временные, ритмическиепараметры движений; приборов, экстренно информирующих о соблюдении заданныхпараметров движений или отклонениях от них; и т. д.), а также различного родатренажерных устройств, позволяющих «прочувствовать» движения в заданной формена основе направленного формирования кинестетических ощущений.

Постановкаи уяснение двигательных задач, решаемых в ходе физического воспитания, предполагаютсочетанное использование факторов непосредственной и опосредствованнойнаглядности. Факторами непосредственной наглядности здесь являются прямоевосприятие натурального показа того, как выполняется разучиваемое двигательноедействие, и чувственные образы — отображения действия. Возникающие в процессе ив результате его выполнения; факторами же опосредствованной наглядности служатвосприятия и представления, создаваемые демонстрацией наглядных пособий, кино-и видеомагнитофонной демонстрацией и тому подобными средствами формированияобраза действия, а также образное слово. Понятно, что воздействия этих факторовнаглядности не равнозначны и в то же время взаимосвязаны. И хотя первостепеннуюроль в формировании живого образа движений играет непосредственная наглядность,во многих ситуациях не менее существенное значение имеет опосредствованнаянаглядность, особенно при объяснении механизмов и деталей техники движений, струдом поддающихся восприятию, смысловой основы и психомоторных установок кдействию, вообще не наблюдаемых непосредственно. Ведущую роль в созданииконкретных представлений об этом должно играть образное слово.

Комплексноеиспользование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и развиваетинтерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряетформирование двигательных умений и навыков, способствует эффективномупроявлению двигательных способностей.

Принципыдоступности и индивидуализации.

Важностьи особенности реализации об те педагогического принципа доступности в сферефизического воспитания обусловлены, прежде всего, тем, что в процессе занятийфизическими упражнениями серьезным нагрузкам подвергаются двигательные и другиежизненно важные функции организма. Если при этом завышается посильная меранагрузок, возникает угроза для здоровья занимающихся, т. е. физическиеупражнения вместо оздоровительного начинают оказывать отрицательноевоздействие. Умелое соблюдение принципа доступности является, поэтому залогомоздоровительной направленности мысль часто выражают правилом от известного кнеизвестному или от освоенного к неосвоенному. Такие формулировки лишь инымисловами выражают то же требование — соблюдать закономерную преемственностьзанятий. Столь же важное условие доступности физических упражнений —постепенность в переходе от более легких заданий к более трудным. Посколькуфункциональные возможности организма возрастают постепенно, то и требования,предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастатьчрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнениемизучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха,ступенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных,месячных, годичных периодов времени, а также другими путями. В связи с принципомдоступности в общей дидактике обычно формулируют и правила от простого ксложному, от легкого к трудному. Несмотря на очевидную, казалось бы,справедливость этих правил, надо учитывать, что они относительны и далеко неуниверсальны.

Понятиеот простого к сложному при сравнительной характеристике техники двигательныхдействий относится к их структуре. Например, элементарные гимнастическиеупражнения или элементы игровых действий проще в структурном отношении, чемгимнастические или (соответственно) игровые комбинации. Осваивать новыедвигательные действия во многих случаях легче поэлементно (от частей к целому)или в порядке перехода от структурно менее сложных к более сложным. Но это неединственно верный путь. Как показывает опыт, нередко бывает целесообразнееследовать как бы противоположным путем (например, начинать разучиваниеакробатических или легкоатлетических прыжков сразу с целостных действий,имеющих вполне понятный смысл, и лишь потом приступать к избирательномусовершенствованию деталей), если, конечно, это посильно для обучаемых и ведет вконечном счете к лучшим результатам с меньшими затратами времени. Выбор тогоили иного пути зависит как от возможностей занимающихся, так и от спецификиизучаемых действий.

Оцениваястепень доступности и трудности физических упражнений, важно, в частности,иметь в виду, что их координационная сложность и степень физических усилий,необходимых для их выполнения, далеко не всегда соразмерны (например, локальныесиловые упражнения со штангой могут не быть сложными по координациии, но быть вто же время предельно трудными по степени мышечных усилий; наоборот, рядкоординационно сложных гимнастических упражнений без снарядов не требуетособенно больших мышечных усилий). В целом трудность физических упражнений требуетсярегулировать во всех отношениях, но это не значит, что следует стремиться куравниванию всех параметров их трудности. Они неизбежно варьируют в процессефизического воспитания, причем реальная степень трудности различных упражненийво многом зависит от возрастных особенностей занимающихся, поскольку существуетестественная (объективная) неравномерность и последовательность в возрастномразвитии физических способностей. По ходу и в результате физического воспитаниястановятся посильны. Вполне разрешимы и в этом смысле доступны все болеетрудные двигательные задачи. Это обеспечивается не только отдельнымиметодическими подходами, но и оптимальным построением системы занятий в целом,в том числе заблаговременной и непосредственной подготовкой к преодолению очередныхтрудностей.

Заблаговременнаяподготовка предполагает перспективное планирование и программирование процессафизического воспитания с таким расчетом, чтобы на каждом крупном его этапеобеспечивалось повышение уровня обшей физической подготовленности занимающихсяи создавались другие предпосылки, необходимые для успешной реализации болеесложных задач очередного этапа. Непосредственная подготовка включает системуспециальных подготовительных, в частности подводящих, упражнений, К настоящемувремени они довольно детально разработаны применительно к ряду частных разделовметодики физического воспитания. Знание разнообразных подготовительныхупражнений, умение применять и искусно конструировать их в соответствии свозникающими методическими потребностями в немалой мере характеризуютпрофессиональное мастерство педагога.

Подиндивидуализацией здесь подразумевается такое использование частных средств иметодов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которыхучитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальныйподход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развитияиндивидуальных способностей. Функциональные возможности организма, а также егоморфологические свойства у разных людей всегда различны. Даже в группе,однородной по возрасту, полу и уровню предварительной подготовленности, ненайти и двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями. Отличительныеособенности имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакцииорганизма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных(приспособительных) перестроек. Все это обязывает гибко индивидуализироватьпроцесс физического воспитания.

Общеподготовительное направление (общая физическая подготовка по программамобщеобразовательной школы, вуза и т, д.) ориентировано на формирование укаждого занимающегося совокупности жизненно важных двигательных учений, навыкови связанных с ними знаний в обязательном для всех объеме, а также на достижениеопределенного, необходимого каждому, уровня всестороннего развития физическихкачеств. Основное содержание программы занятий в рамках данного направленияопределяется независимо от индивидуальных склонностей. Индивидуализация здесьосуществляется преимущественно путем варьирования методов н методическихприемов, а также с помощью дополнительных средств, позволяющих каждому найтисвой путь к выполнению общих программных требований. В отличие от этого,специализированное направление (в частности, спортивная специализацияориентировано на углубленное совершенствование в избранной деятельности. Здесьуже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости отиндивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создаетусловия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированногофизического совершенствования. Индивидуальный подход необходим в решении всехосновных задач, будь то задачи по формированию знаний, умений и навыков или повоспитанию физических и духовных качеств. Он выражается в дифференциациисоответственно индивидуальным особенностям занимающихся учебных заданий и путейих выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форы занятий иприемов педагогического воздействия. Но индивидуальный подход в принципе нельзяпротивопоставлять общим линиям педагогического процесса. Подлиннаяиндивидуализация педагогических воздействий возможна лишь на основе соблюденияобщих закономерностей обучения и воспитания. Учитывать индивидуальныеособенности не значит идти на поводу у них. Тщательно принимая их во внимание впроцессе воспитания, надо не просто сообразовываться с некими «изначальныминаметками природы», а направленно оптимизировать всестороннее развитиеспособностей индивида.

Принципсистематичности и непосредственно связанные с ним положения.

Вкачестве отправных установок, регламентирующих построение системы занятийучебно-воспитательного характера, в общей педагогике сформулированы принципысистематичности, последовательности, преемственности и аналогичные положения.Их справедливость в общей форме несомненна, хотя бы потому, что бессистемность,непоследовательность и вообще неупорядоченность явно противопоказаны в любомделе, особенно в таком сложном и высокоответственном, как воспитание. Ясно,однако, что они лишь тогда приобретают реально конструктивное значение, когдаконкретно раскрывают закономерности построения системы занятий, организуемых врамках целостного процесса воспитания и его различных слагаемых. В теории иметодике физического воспитания к настоящему времени накоплен сравнительнобогатый материал научно-практического характера, позволяющий реальнопредставить ряд специфических закономерностей построения физического воспитаниякак системно упорядоченного процесса и выразить их в принципиальных положениях,характеризующих основные черты его структуры и логику развертывания во времени.

3. Принципы, выражающиеспецифические закономерности построения физического воспитания

3.1 Непрерывность процессафизического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха

Вчисле принципов, выражающих фундаментальные закономерности построения системызанятий в физическом воспитании, один из важнейших — принцип непрерывности,обязывающий гарантировать в их общей последовательности перманентнуюпреемственность эффекта занятий, не допускать между ними перерывов, разрушающихэтот эффект. Общая результативность занятий, образующих звенья процессафизического воспитания, зависит, кроме прочего, от их частоты и суммарнойпротяженности во времени. В основе этой зависимости лежат естественные закономерностиразвития морфофункциональных свойств организма. Справедливость данноговысказывания, по сути, подтверждается массой фактов, выявленных к настоящемувремени при изучении закономерностей онтогенеза. Вполне эффективной может бытьлишь такая система занятий, в которой обеспечена постоянная связь между ними.Сложность построения такой системы обусловлена, в частности, тем, что ее попонятным причинам нельзя построить иначе, чем в порядке чередования занятий свосстановительным отдыхом, отделяющим их друг от друга и тем самым как быпротивостоящим целостности системы. Это противоречие преодолевается на основесоблюдения закономерностей кумуляции эффекта занятий — интегративноговзаимодействия их ближайших и следовых эффектов при достаточной частоте занятийи адекватной регламентации продолжительности интервалов между ними. Непрерывнаякумуляция их эффектов происходит при условии, что каждое последующее занятиепроходит, образно говоря, по следам предыдущего, закрепляя и углубляя их.Степень кумуляции эффекта занятий, очевидно, обратно пропорциональна в какой-томере величине разделяющих их интервалов. Есть основания считать, что уже двух трехсуточныйинтервал слишком велик, чтобы гарантировать оптимальную кумуляцию эффекта (судлинением интервала сверх некоторого предела уменьшается вероятность того, чтоочередное занятие совпадает с фазой суперкомпенсации, вызванной предыдущимзанятием, вместе с тем увеличивается вероятность угасания формируемыхдвигательно-координационных связей и других утрат эффекта). Чтобы гарантироватьнеординарные темпы развития тренированности, нужны ежедневные и неоднократные вдень занятия тренировочного характера (число их в недельном режиме жизнидостигает, например, у спортсменов высокого класса 20 и более). Большие циклы (микроциклы)охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которыхможет состоять из ряда средних циклов. В основе макроциклов лежат общиезакономерности, определяющие тенденции развертывания этого процесса напротяжении долговременных его стадий. Хотя в большинстве случаев такие циклыпланируют как годичные или окологодичные. их продолжительность при определенныхусловиях может быть и иной (например, четырехлетние олимпийские циклы). Понятно,что конкретные характеристики макроциклов в различных случаях далеко неидентичны.

Итак,циклический характер процесса физического воспитания выражает рядзакономерностей последовательного развертывания его во времени, обязывающихструктурно упорядочивать этот процесс в виде малых, средних и больших циклов.Вытекающий отсюда принцип цикличности подчеркивает это. Нацеливая на соответствующееего сути построение системы занятий. Кратко говоря, он указывает нанеобходимость строить систему занятий в процессе физического воспитания врамках относительно завершенных циклов, в которых обеспечивались бы регулярнаяповторяемость определенных фаз, этапов, периодов этого процесса, а вместе с теми последовательное изменение его содержания в соответствии с логикой построенияего по фазам, этапам, периодам; так компоновать серии занятий, составляющихмикроциклы, чтобы обеспечивалась прогрессивная кумуляция их эффекта и вместе стем создавались бы благоприятные условия для полного развертываниявосстановительных процессов, приводящих к устранению утомления после серийных нагрузок;упорядочивать общий ход процесса физического воспитания в средних и большихциклах в таком направлении, чтобы последовательность их стадий гарантировалатенденцию поступательного развития тренированности, общей и специальнойфизической подготовленности занимающихся, а вместе с тем предупреждала быперерастание хронической суммации эффекта нагрузок в перетренированность илииные нарушения динамики адаптационных процессов.

3.2 Возрастнаяадекватность направлений физического воспитания

Вкомплексе рассматриваемых принципов один из самых фундаментальных — принципвозрастной адекватности направлений многолетнего процесса физическоговоспитания. Как подчеркивает само наименование, этот принцип обязываетпоследовательно изменять доминирующую направленность процесса физическоговоспитания в различных его стадиях сообразно тенденциям возрастного развитиявоспитываемых, т. е. применительно к естественно сменяющимся периодамонтогенеза, особенно периодам возрастного физического развития. Речь идет,разумеется, не о том, чтобы идти на поводу у закономерно наступающих свозрастом изменений свойств организма, а о том, чтобы с учетом этих измененийцелесообразно воздействовать на них в направлении оптимизации возрастнойдинамики индивидуальных возможностей, качеств, способностей. Вплоть довозрастного созревания организма доминирующим направлением в физическомвоспитании, должно быть, возможно, широкое общее физическое образование,формирующее обширный фонд жизненно важных двигательных умений и навыков, ивсестороннее воспитание индивидуальных физических качеств.

Список использованнойлитературы:

1.      МатвеевЛ.П. Введение в теорию физической культуры. – М: ФиС 1983г.

2.      Основытеории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ. культ. Под ред. А.А. Гужаловского.-М. ФиС 1986г.

3.      Теорияи методика спорта: учеб. Пособие для училищ Олимпийского резерва под общ. ред.Суслова, Холодова. – М. 1987г.

Источник: 2dip.ru