Инновационные технологии в физическом воспитании студенток

Целью статьи является обоснование эффективности использования технологий интерактивного и дифференцированного обучения в процессе физического воспитания студенток. В исследованиях приняли участие 84 студентки 1-го курса. Выявлен уровень физической подготовленности студенток методом индексов. Предлагается использование популярных среди студенток средств физической культуры. Рекомендован интерактивный характер обучения, который предусматривает активное взаимодействие всех участников учебного процесса. Это коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве. В этом случае педагог выступает в роли организатора, лидера группы студентов.

Ключевые слова:

студенты, обучение, подготовленность, интерактивный, дифференциация.

Одной из важнейших задач современной системы образования в высшем учебном заведении является физическая подготовка студенческой молодежи для активной жизнедеятельности и эффективного выполнения будущих профессиональных обязанностей (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000; В.И. Григорьев, Н.А. Третьяков, 2003; В.И. Ильинич, 2003).

Результаты многочисленных исследований специалистов отрасли физиологии и педагогики (Б.А. Леко, 1998; С.А. Саинчук, 2002; С.А. Сычев, 2002; Н. Фалькова, 2002; Т. Лошицкая, 2004; Ю. Мазурен-ко, 2004 и др.) свидетельствуют о положительном влиянии средств физической подготовки на сердечнососудистую, дыхательную, иммунную и нервную системы, что в совокупности способствует улучшению состояния здоровья в целом.

Теорией и методикой физического воспитания предусмотрено использование средств, направленных на развитие общих, специальных спортивных и профессионально-прикладных физических способностей будущих специалистов (Б.А. Ашмарин, 1990; Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, 2002; Т.Ю. Кру-цевич, 2003), а Государственной программой (2003) подтверждается решение задач всестороннего гармоничного и профессионально-прикладного совершенствования вышеупомянутыми средствами физической подготовки [2,6,7].

Однако анализ физического состояния современной студенческой молодежи в большинстве случаев свидетельствует о неудовлетворительном уровне развития компонентов их физической подготовленности (Н. Бондарчук, 2004; В.Д. Еднак. 2004; О. Кузнецова, 2004; А.П. Турутина, 2004; Н.А. Уткина, 2004 и др.), а также о тенденции к ослаблению здоровья абитуриентов (Р.З. Поташнюк, 1996; Г.Н. Гунбан, 2004; С. Шин-шитина 2004) и увеличение контингента специальных медицинских групп по физическому воспитанию в процессе обучения в высшем учебном заведении [1].

По мнению исследователей (С. Присяжнюк, 2003; О. Гниюк, 2005; И. Паламарчук, 2006), такая ситуация вызвана малой эффективностью существующего учебного процесса в связи с отсутствием научно-обоснованных технологий воздействия на организм студента средствами физической подготовки. Отсутствие достоверной информации о действительном состоянии физической и функциональной подготовленности студента, а также отсутствие возможности оперативной оценки влияния физической нагрузки на его организм не только снижает эффективность процесса физической подготовки и оздоровления, но и может привести к более серьезным негативным последствиям [4].

В результате неполноценного решения основных задач физического воспитания снижается мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями и по окончании вуза больше половины выпускников физически не способны выполнять профессиональные обязанности с тем качеством и интенсивностью, которых требуют условия рыночной экономики.

Успех работы по физическому воспитанию студентов в вузах во многом зависит от того, насколько эффективно будут организованы занятия, начиная с первого курса [5].

Одним из путей решения проблемы является подбор необходимых средств физического воспитания для оздоровления студентов с учетом их мотивации к занятиям физической культурой.

Работа выполнена в Днепропетровском государственном институте физической культуры и спорта в соответствии с темой Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011 - 2015 г.г. Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины по теме 3.5: «Научно-теоретические основы инновационных технологий физического воспитания разных групп населения» (номер государственной регистрации 011Ш001169).

Цель, задачи работы, материал и методы. Цель исследования - научно обосновать эффективность использования технологий интерактивного и дифференцированного обучения в процессе физического воспитания студенток для повышения уровня физической подготовленности. Задачи исследования:

  1. Определить исходный уровень физической подготовленности студенток методом индексов.
  2. Обосновать эффективность внедрения интерактивного и дифференцированного обучения в процесс физического воспитания студенток. Материал и методы.

В ходе работы использовались следующие методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы;
  • экспресс-оценка физической подготовленности по индексам (по Т.Ю. Круцевич);
  • методы математической статистики.

Исследования проводились в Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (ПГАСА) во втором семестре 2010 - 2011 учебного года. В исследованиях приняли участие 84 студентки 1-го курса, которые в процессе педагогического эксперимента были поделены на три группы по 28 человек - две экспериментальные и одна контрольная.

Результаты исследований.

При определении уровня физической подготовленности использовалась методика экспресс-оценки уровня физической подготовленности (по Т.Ю. Кру-цевич), в основе которой лежит определение индексов физической подготовленности: силового, скоростного, скоростно-силового и индекса Руфье.

Результаты исследования показали исходный уровень физической подготовленности всех исследуемых групп ниже среднего (табл.1). Экспериментальная группа 1 (ЭГ1) набрала 5,54 балла по системе оценивания, большая часть студенток (53,58% (п=15)) относятся к уровню физической подготовленности ниже среднего, 35,71% (п=10) имеют средний уровень физической подготовленности и 10,71% (п=3) - низкий уровень. Студентки экспериментальной группы 2 (ЭГ2) до эксперимента набрали 5,64 балла и так же, как и в ЭГ1 большинство студенток (60,72% (п=17)) относятся к уровню физической подготовленности ниже среднего, при этом 35,71% (п=10) имеют средний уровень физической подготовленности и 3,57% (п=1) - низкий уровень. Среди студенток контрольной группы (КГ) не наблюдается девушек, имеющих низкого уровня физической подготовленности, большинство (64,29% (п=18)) имеют уровень физической подготовленности ниже среднего, у 35,71% (п=10) студенток средний уровень, а средний балл по системе оценивания - 5,93. Таким образом, по показателям физической подготовленности исследуемые группы являются однородными и не имеют статистически значимых различий (р >0,05).

В связи с неудовлетворительным состоянием физической подготовленности студенток ПГАСА нами предлагалось внедрение в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию средств физической культуры, которые являются популярными среди студенток. Так, студентки ЭГ1 выбрали для занятий танцевальную аэробику, в системе которой было предусмотрено изучение классических, народных и современных направлений хореографии. Экспериментальная методика для ЭГ1 носила интерактивный характер обучения, который предусматривает активное взаимодействие всех участников учебного процесса. Это коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве, где педагог выступает в роли организатора, лидера группы студентов.

На занятиях студентки разучивали разнообразные танцевальные упражнения, базовые шаги аэробики и, на основе полученных знаний и умений, составляли серии танцевальных шагов, танцевальные комбинации, занимались постановкой танцев разных стилей хореографии с помощью преподавателя.

Также был использован метод круговой тренировки. Занимающиеся распределялись по учебным станциям, на которых выполняли различные хореографические упражнения, упражнения для развития физических качеств, для различных мышечных групп. На одной из станций использовалось устройство Xbox 360 - игровая приставка, разработанная компанией Microsoft. Эта игровая приставка имеет сенсор Kinect, благодаря которому пользователь сможет взаимодействовать с консолью с помощью жестов, голосовых команд, движений тела. Kinect представляет собой периферийное устройство, которое подключается к приставке. В устройство встроены две высококачественные видеокамеры, способные сканировать трехмерное пространство, и датчики распознавания голоса. Приставка подключается к монитору компьютера или телевизору. В комплект приставки входит DVD-диск с играми. На занятии со студентками использовалась игра «Dance». Суть игры заключается в исполнении танцевальных движений вместе с героем игры, сенсор Kinect улавливает движения того, кто танцует, оценивается их правильность, и начисляются очки. Участие в игре могут принимать 1, 2 или 4 участника. Использование игровой приставки Xbox 360 имело огромное значение для повышения эмоционального фона занятий.

Исследование показало эффективность технологии интерактивного обучения, поскольку после эксперимента в ЭГ1 не осталось студенток с низким уровнем физической подготовленности. Также снизилось количество студенток с уровнем физической подготовленности ниже среднего и после эксперимента оно составляет 50% (n=14). Повысилось количество студенток, имеющих средний уровень физической подготовленности (46,43% (n=13)), а также 3,57% (n=1) имеют уровень физической подготовленности выше среднего (рис.1). Средний балл, набранный студентками ЭГ1 после эксперимента составляет 6,93, что все еще относит студенток этой группы к уровню физической подготовленности ниже среднего. Результаты, полученные после эксперимента, свидетельствуют о достоверности изменений по t-критерию Стьюдента tрасч. = 2,20 при t прибл = 2,01).

Таблица 1

Экспресс-оценка физической подготовленности студенток исследуемых групп по индексам

(по Т.Ю. Круцевич, 2006)

Источник: bmsi.ru