ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Abstract

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF STRONG- WILLED ACTIVITY OF PERSON IN PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

Yu.Ya. Gorbunov. Ph. D. associate professor

The Perm state pedagogical university, Perm

Key words: subject of activity, theory integrated individuality, psychological characteristics.

The purpose of the research was to solve the following tasks:

1. To reveal experimentally the opportunity of the formation of strong-willed activity of a person in the process of physical education.

2. To mark out the complex of conditions determining the opportunity of the formation of the strong-willed activity of a person in a teaching and educational process.

3. To reveal the distinctive features of the influence of the individual multilevel properties on the character of connections with the properties describing the strong-willed activity.

It has been revealed by means of the analysis of the pupils educational activity, that the degree of development of strong-willed qualities of the ones who learn in senior classes is on the average level.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Ю. Я. Горбунов

Пермский государственный педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: субъект деятельности, теория интегральной индивидуальности, психологические характеристики.

Изучение человека как субъекта деятельности в последние годы становится одним из приоритетных направлений отечественной науки (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Б. А. Вяткин, Д. А. Леонтьев и др.).

Личностно ориентированный подход в образовании, активно утверждающийся в стране за последние годы, предполагает целью обучения развитие личности учащегося как субъекта познания, как активного носителя субъектного опыта [3].

Поиски путей повышения эффективности физического воспитания учащихся сегодня - важнейшая задача современной российской школы. Попытки ее решения неоднократно предпринимались в нашей стране [2, 5, 6, 12, 15, 14 и др.]. По мнению известного отечественного ученого В. К. Бальсевича, традиционная система физического воспитания в общеобразовательной школе сегодня не обеспечивает необходимого и достаточного объема организованной двигательной активности занимающихся в режимах, гарантирующих освоение учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепление здоровья, развитие волевой сферы и волевого поведения. Поэтому изучение возможности формирования волевой активности личности определяется прежде всего острой необходимостью поиска психолого-педагогического обоснования эффективных методов обучения и воспитания молодежи.

В основе нашего подхода к изучению проявления волевой активности лежит теория интегральной индивидуальности, выдвинутая основателем пермской психологической школы профессором В. С. Мерлиным и последовательно разрабатываемая в последние годы профессором Б. А. Вяткиным и его учениками.

Волевая активность представляет, на наш взгляд, сложное целостное образование, разноуровневое и многокомпонентное, направленное на обеспечение высокой эффективности деятельности.

Психологическая структура волевой активности включает в себя компоненты различных уровней: психологического (уровень развития волевых качеств и их взаимосвязи), мотивационно-личностного (потребность в достижении и борьбе).

Рассматривая волю как одно из проявлений активности человека, большинство исследователей считают, что воля играет большую роль в развитии и формировании личности и что формированием волевых свойств личности необходимо заниматься в годы ранней юности, когда происходит становление характера [9, 10, 17].

Целью исследования было решение следующих задач:

1. Экспериментально выявить возможность формирования волевой активности личности в процессе физического воспитания.

2. Выделить комплекс условий, определяющих возможность формирования волевой активности личности в учебно-воспитательном процессе.

3. Выявить отличительные особенности влияния индивидуальных разноуровневых свойств на характер связей со свойствами, характеризующими волевую активность.

Испытуемыми были учащиеся 10-11-х классов средней школы № 31 г. Перми (40 юношей и девушек 16-17 лет), у которых были ди агностированы свойства нервной системы (опросник Я. Стреляу), свойства личности (16 PF опросник Р. Кеттелла), выраженность волевых качеств по "Методу обобщения независимых характеристик" А. И. Высоцкого, мотивы учебной деятельности (опросник Е. А. Калинина).

Результаты исследования обрабатывались различными методами математической статистики: вычисление средних данных, сравнение средних величин по t-критерию Стьюдента, вычисление коэффициентов корреляции, факторный анализ по методу главных компонент.

Анализ образовательной деятельности учащихся выявил, что степень развития волевых качеств учащихся старших классов находится на среднем уровне, а из мотивов учебной деятельности более всего выражены следующие:

- получить хорошую оценку (25 %);

- общение со сверстниками (16 %).

Из наиболее низковыраженных мотивов оказались:

- потребность в достижении успеха (5 %);

- потребность в борьбе (5 %).

С группой учащихся 10-х классов в течение двух лет проходило экспериментальное апробирование введенного нами новшества в преподавании предмета "Физическая культура". В работе с учащимися предусматривалось решение следующих воспитательных задач:

- формирование ценностных ориентаций, направленных на преодоление трудностей, "активных" мотивов учебной деятельности (потребность в достижении успеха и борьбе);

- формирование волевых качеств личности, обуславливающих ее физкультурно-спортивную активность.

В своей работе мы руководствовались следующими общими принципами реализации задач:

- принцип непрерывного развития обеспечивался преемственностью между целями, содержанием и организацией физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности на каждом возрастном этапе ее жизнедеятельности;

- принцип деятельного подхода к формированию физической культуры личности строился на утверждении положения о том, что только включая человека в разнообразные виды физкультурной деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, можно осуществлять действенное формирование физической культуры человека;

- принцип оптимизации определял необходимость в постоянном приведении средств, методов, нагрузок, организационных форм занятий в соответствие с целями и содержанием педагогического процесса, индивидуальными способами, мотивацией и уровнем притязаний самого занимающегося, внешними условиями деятельности. Реализация этого принципа предусматривает соблюдение норм при определении индивидуальных физических нагрузок, использование спортивных методик.

При организации учебных занятий с учащимися предусматривались занятия на местности, в нестандартных условиях, при различных помехах, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

Прохождение учебного материала (изучение учебной темы) осуществлялось в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков. При этом учитель увязывал темы между собой, определял объем учебного материала на каждый урок, учитывал этап обучения двигательному действию, вел обучение в соответствии с переносимостью учащимися двигательных нагрузок, уровень технической и физической подготовленности ученика.

Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками использовались для того, чтобы закрепить у учащихся потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и способами физкультурной деятельности по различным разделам программы, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию.

Изучение уровня развития волевых качеств методом "Обобщения независимых характеристик" выявило следующую степень их выраженности (табл. 1).

Рис. 1. Графическое изображение структуры воли учащихся до формирующего эксперимента

Таблица 1. Различия в степени выраженности волевых качеств по оценке группы и самооценке

Источник: lib.sportedu.ru