Корнетов Г. Б. Герберт Спенсер: образование для жизни

Автор: Г. Б. Корнетов

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЖИЗНИ

В XIX столетии на фоне бурного развития науки и техники, беспрецедентного до толе развития промышленного производства, политических изменений, трансформации социальной структуры общества, как никогда раннее остро встал вопрос о необходимости введения такого типа образования, которое бы ориентировалось не столько на классические образцы, сколько учитывало современные достижения и потребности общества. Как никто другой идеалы реального и утилитарного образования отстаивал Г. Спенсер.

Великий английский ученый-эволюционист, один из основоположников позитивизма Герберт Спенсер (1820–1903) был «властителем дум» многих поколений философов и естествоиспытателей, социологов и политологов, психологов и педагогов. В Англии Спенсер находился в эпицентре бурного развития буржуазных отношений, стремительного прогресса науки и техники, обострения социально-экономических противоречий, роста классовых антагонизмов, становления личных свобод, кризиса традиционной системы образования. Встав на многотрудный путь ученого, он попытался осмыслить разворачивающиеся вокруг него противоречивые процессы, выработать упорядоченную систему взглядов, которая смогла бы помочь человечеству разобраться в происходящих катаклизмах и указать путь к процветанию и богатству, свободу и счастью.

Спенсер родился в протестантской семье потомственного учителя, пронизанной духом нонконформизма. С детства отец приучил его изучать явления и факты посредством личных наблюдений, искать причинно-следственные связи между явлениями. Спенсер с трудом учился в школе, плохо воспринимал схоластическую организацию учебного процесса и не проявлял никакого интереса к изучению древних языков, составлявших стержень содержания классического образования. По настоянию отца он попробовал заняться педагогической деятельностью, однако так и не смог принять школьную рутину и несколько лет проработал инженером на железной дороге, параллельно занимаясь научными исследованиями, изобретательской деятельностью и журналистикой.

В 1853 г. Спенсер получил наследство и, став свободным от необходимости зарабатывать деньги, главным делом своей жизни сделал научные и философские исследования. На его мировоззрение огромное влияние оказали эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, сенсуализм Д. Локка, психология ассоцианизма Д. Гартли, Д. Пристли и И. Гербарта, утилитаризм И. Бентама, теория трудовой стоимости А. Смита и Д. Рикардо, социальный реформизм Р. Оуэна, позитивизм О. Конта, концепция развития видов Ж. Ламарка и эволюционное учение Ч. Дарвина. Его педагогическим кумирами были Ж.-Ж. Руссо и особенно И.Г. Песталоцци.

Научное и философское наследие английского ученого-энциклопедиста поражает глубиной, оригинальностью и разносторонностью. В 1857–1874 гг. Спенсер опубликовал три тома «Опыта научных, политических и философских». В 1862–1896 гг. увидел свет его главный труд – грандиозная десятитомная «Система аналитической философии», в которую в качестве составных частей вошли фундаментальные «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии» и «Основания этики».

В 1861 г. Спенсер издал книгу «Воспитание умственное, нравственное и физическое»[168], в которой собрал опубликованные ранее в журналах статьи, посвященные педагогическим проблемам.

Философские и научные взгляды Спенсера определили его подходы к постановке и решению вопросов образования. Для Спенсера весь мир, природа, общество и каждый человек являют собой органическую эволюционирующую целостность. Развитие идет от простого состояния ко все более сложному, индивидуализированному. Каждый новый шаг эволюции ведет к усложнению системы, элементы которой, дифференцируясь и объединяясь с другими, образуют все более тонкое приспособление людей к их естественной и культурной среде. Отдельный человек сталкивается с задачей приспособления к «среде обитания» в целях достижения счастья. Приспособление человека осуществляется за счет его индивидуального психического и физического развития: укрепления здоровья, усвоения знаний, формирования привычек, развития способностей и т.п. Решение этих задач не возможно без образования.

Говоря о необходимости «развить всего человека», Спенсер провозглашает необходимость образования, «которое скорее всего способствует достижения им полной жизни». Он стремится поставить педагогику на прочный фундамент человекознания. Будучи психологом-ассоцианистом, Спенсер вслед за Гербертом требует формировать у ребенка правильные цепи ассоциаций, обеспечивающие овладение знаниями и гарантирующими должное поведение. Отказывая ребенку в изначальном нравственном совершенстве, он в отличие от Руссо не идеализирует детскую природу и не видит в воспитании в отличие от Локка всемогущий фактор развития и исправления формирующейся личности. В то же время Спенсер признает, что от того, каким будет человек в детстве, каким будут условия его жизни, характер общения и оказываемые на него влияния, зависит, каким человек станет в зрелые годы.

Спенсер – последовательный и непримиримый критик классического образования, которое, его мнению, лишено реального жизненного содержания, и схоластического книжного обучения, сообщающего школьникам готовые истины и требующего их механического заучивания. Образование, по его убеждению, должно приносить практическую пользу, обеспечивать развитие индивидуальности каждого человека.

Понимая, что жизнь человека коротка и время, отведенное на приобретение знаний, ограничено, Спенсер пытается установить критерии ценности знания. Он предлагает классифицировать виды деятельности людей, определяющие в своей совокупности круг человеческой жизни, по степени убывания их значимости:

деятельность, прямо направленная к самосохранению;

деятельность, доставляющая все необходимое в жизни и косвенным образом направленная на личное самосохранение;

деятельность, имеющая целью воспитание и обучение потомства;

деятельность, направленная к поддержанию надлежащих социальных и политических отношений;

деятельность, наполняющая жизненный досуг и направленная на удовлетворение вкусов и чувств.

Идеальное образование, по мнению Спенсера, должно готовить человека ко всем пяти выделенным им видов деятельности. Отступая от идеала, следует хотя бы сохранять определенную пропорциональность между степенями подготовки к каждому из этих видов.

Для обеспечения личного самосохранения Спенсер предлагает изучать анатомию и физиологию. Для добывания средств к жизни следует овладеть чтением, письмом и счетом, а также освоить те предметы, которые способствуют осуществлению производственной и торговой деятельности (логика, арифметика, геометрия, механика, физика, химия, астрономия, геология, биология, обществоведение). Для сохранения рода посредством воспитания изучать физиологию, психологию и педагогику. Для выполнения общественных обязанностей – естественную историю общества, которую Спенсер называет социологией. Для досуга следует изучать то, что формирует эстетическую культуру человека – литературу и искусство.

Образование предполагает приобретение знаний, которые, по мнению Спенсера, различаются по своему достоинству. Существенное достоинство имеют научные истины, верные всегда, везде и для всех (например, законы физики и химии). Квази-существенные знания значимы для отдельных групп населения (например, английский язык для англичан). Условно значимые знания не имеют никакого отношения ни к какой сфере нашей деятельности (например, история, состоящая из ничего не значащего переплетения имен, дат, событий).

Спенсер обращает внимание на то, что усвоение нужных и полезных знаний должно одновременно способствовать умственному развитию человека, ибо знания могут быть значимы как условия для осуществления той или иной деятельности, а также как упражнения, влияющие на развитие умственной дисциплины человека, его мышления. «Было бы высшим противоречием прекрасному порядку в природе, – пишет он, – если б один род занятий предназначен был для приобретения сведений. А другой служил бы лишь умственной гимнастикой».

Для Спенсера идеалом является научное образование, приучающие мыслить, сообщающее знание независимое от общественного мнения, постоянное, касающееся всего человечества во все времена, служащее самой надежной основой осуществления людьми любого вида деятельности.

В процессе обучения истины, по возможности, должны сами добываться детьми, а не преподноситься им в готовом виде. «Найдено, – подчеркивает Спенсер, – что давать чистый результат исследования без всякого ведущего к нему исследования – недейственно и только расстраивает нервную систему». Детский ум нужно вести тем же путем открытия истин, которым шло все человечество. Процесс приобщения детей к знанием должным бы быть для них приятным, а не тягостным, учитывающим их возрастные особенности, приспособленным к их взглядам и не вредящим здоровью учащихся.

Спенсер был сторонником и пропагандистом природосообразного метода обучения и, следуя за Песталоцци, доказывал, что образование должно согласовываться с естественным процессом умственной эволюции ребенка. Успех умственного воспитания, подчеркивает он, «достигается только в том случае, если мы с помощью наших методов лишь способствуем тому самопроизвольному развитию, через которое проходит всякий ум на пути к зрелости».

Спенсер требует вести ум ребенка через все те ступени, через которые прошло в своем умственном развитие человечество. «Воспитание, – пишет он, – должно быть повторением цивилизации в миниатюре». В образовании Спенсер считает необходимым двигаться от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от эмпирического к рациональному, ориентировать ум ребенка к саморазвитию и ориентировать его на самообразование.

Подготовка ребенка к полной жизни невозможна без подготовки его к исполнению житейских требований. Именно на решение этой задачи, по мнению Спенсера, прежде всего должно быть направлено нравственное воспитание, центральным пунктом которого является формирование внутренней дисциплины, развитие характера. Спенсер требует от воспитателя создавать личность, которая управляла бы собой, а не личность, которой управляли бы другие.

Нравственные люди должны стремится к хорошим поступкам и избегать плохих. О поступках же люди судят по являющимся им в результате счастье или несчастье. Счастье Спенсер связывает с приятными для людей результатами их деятельности. «Истинно воспитательная дисциплина, – пишет он, – заключается не в одобрении и не в порицании со стороны родителей, а том, чтобы заставлять испытывать результаты, которые вытекают в конце концов из поступков, независимо от родительского мнения или вмешательства».

В основу воспитания Спенсер, следуя за Руссо, предлагает положить метод естественных последствий. «Только опытом добытое знание естественных последствий удерживает мужчин и женщин от неправильного действия», – подчеркивает он. И продолжает: «Воспитательная система естественных воздействий менее портит характер, во-первых, потому что на нее смотрят как на безусловное справедливость, и еще потому, что она личное вмешательство родителей заменяет безличным вмешательством природы».

Спенсер утверждает, что метод естественных последствий как способ нравственного воспитания позволяет:

сформировать у ребенка рациональное понимание о правильных и неправильных поступках посредством личного испытания их хороших или дурных последствий;

помочь ребенку признать справедливость возмездия за дурные действия, более спокойно принять ему последствия этого возмездия;

устранить взаимное раздражение, установить более продуктивные отношения между наставниками и их питомцами.

Сетуя на традиционное пренебрежение к физическому воспитанию, спенсер доказывает, что всякое нарушение физического здоровья есть физический грех. Он обращает внимание на то, что «особенно важно поставить дело воспитания детей таким образом, чтобы не только готовить их к предстоящей умственной борьбе, но и делать их физически способным к перенесению всяких невзгод и лишений».

Спенсер рассматривает, каким должны быть питание и одежда детей, каким образом следует организовывать их физические упражнения. От отдает предпочтение играм перед гимнастикой, обращая внимание на искусственность последней и отсутствие у детей интереса к ней. «Общее мнение, что будто бы все равно, приятно или нет физическое упражнение, раз сумма его одинакова, – большая ошибка, – пишет он. – …Вспомните, как благотворно действует на здоровье удовольствие, получаемое от перемены обстановки. Счастье – самое совершенное из всех укрепляющих средств».

Спенсер предупреждает об опасности преждевременного детского развития, а также о вреде чрезмерных умственных напряжений и призывает организовывать учебный процесс так, чтобы не допускать переутомления учащихся. В этой связи он указывает на тот страшный вред, который приносит зубрежка, подчеркивая, «что избыток плохо усвоенных сведений обременяет ум и стесняет его».

Размышляя о проблемах педагогической организации умственного, нравственного и физического развития детей, Спенсер делает вывод: «Правильное воспитание – …это самая тяжелая задача взрослого человека». Он возмущенно пишет о том, «что родители приступают к трудной задаче воспитания детей, не уяснив себе даже принципов – физических, нравственных и умственных, которыми они должны руководствоваться». По мнению Спенсера, способность воспитывать своих детей характеризует умственную зрелость, как каждого мужчины, так и каждой женщины. «От умения обращаться с потомством зависит жизнь этих потомков, зависит их моральное благополучие, а между тем никаких указаний относительно обращения с потомством не дается тем, кто со временем возьмет на себя родительские обязанности, – восклицает Спенсер. – Не чудовищно ли, что судьба молодого поколения бросается на произвол случая, неразумных привычек, прихоти, в придачу к советам невежественных нянек и предрассудкам бабушек».

Книга Спенсера «Воспитание: умственное, нравственное и физическое» сыграла огромную роль в критике традиционного образования, в разработке модели школы, приближенной к потребностям и интересам ребенка, ориентированной на подготовку его к жизни в обществе. Педагогические идеи Спенсера оказали огромное влияние на Д. Дьюи, О. Декроли Э. Кей, М. Монтессори, К.Н. Вентцеля и многих других выдающихся представителей реформаторской педагогики рубежа XIX – XX в.

Источник: Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие. Москва: АСОУ, 2007. (Серия «Историко-педагогическое знание». Выпуск 9).

© Корнетов Г.Б. 2007

Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:

Источник: www.bim-bad.ru