Физическое воспитание дошкольников. Опыт зарубежных стран

Педагоги, психологи и родители всерьез обеспокоены малоподвижным образом жизни современных детей. Исследования, проводимые учеными разных стран, подтверждают эти опасения. В Центре “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца изучается опыт работы специалистов англоязычных стран в области физического воспитания дошкольников и младших школьников.

Эти исследования помогают обсудить и внедрить интересные идеи в практику работы дошкольных учреждений в России.

Проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет государства, которое оставалось бы равнодушным к этому ответственному и трудному делу. Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Физическое воспитание является неотъемлемой частью общего образования, начиная с детского сада и вплоть до окончания школы.Что же нужно маленькому человеку? На этот вопрос зарубежные педагоги отвечают следующим образом. Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:

  • быть здоровым;
  • находиться в безопасной обстановке;
  • получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей;
  • приносить пользу обществу и достигать благополучной жизни.

Как только дети начинают посещать детский сад или школу. жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников и младших школьников, в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Как добиться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

Зарубежные педагоги и исследователи пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной и социальной областях жизни.

Вопросы пропаганды здорового образа ж изни волнуют не только специалистов, но и широкую общественность. В англоязычных странах проблемами здоровья детей занимаются государственные, коммерческие и некоммерческие организации, такие как:

  • Американский союз по вопросам здравоохранения, физической культуры, отдыха и танцам (AAHPERD);
  • Канадская ассоциация по гигиене, физическому воспитанию, отдыху и танцам (CAHPERD);
  • Общество государственных руководителей здравоохранения, физической культуры и отдыха (SSDHPER);
  • Ассоциация по физическому воспитанию (Великобритания);
  • Некоммерческая информационно-пропагандистская группа по физическому воспитанию (США);
Американская академия педиатрии (Совет по научным исследованиям и образованию);
  • Ресурсы Интернета по вопросам здоровья и физического воспитания.
  • Австралийское бюро статистики собирало информацию о детях в возрасте от 5 до 14 лет в течение 12 месяцев до апреля 2000 г. По данным, приведенным в докладе “Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности”:

    • только 6 из 10 детей в возрасте от 5 до 14 лет участвовали в спортивных мероприятиях вне школы;
    • 59% (1,6 млн) человек участвовали в спортивных мероприятиях, организованных сверх учебных часов школами, клубами или ассоциациями;
    • в спортивных мероприятиях участвовало больше мальчиков (66%), чем девочек (52%);
    • 32% мальчиков и 20% девочек занимались более чем одним видом спорта;
    • 52% мальчиков и 45% девочек 53 раза и более участвовали в спортивных мероприятиях в течение года;
    • самыми популярными видами спорта среди мальчиков были футбол (20%), плавание (13%), австралийский футбол (13%) и крикет (10%);
    • самыми популярными видами спорта среди девочек были нет-бол (женский баскетбол) (18%), плавание (16%), теннис (8%) и баскетбол (6%);
    • 64% детей катались на велосипедах;
    • 31% детей катались на скейтборде и роликах.

    Далее в докладе обращается внимание на то, что уровень ожирения среди детей и подростков (21% – среди мальчиков, 23% – среди девочек) выявляет острую необходимость создания спортивно-ориентированной культуры, которая поощряла бы детей быть физически активными.

    У физически активных детей значительно снижается риск развития многих заболеваний, включая сердечно-сосудистые, и понижается уровень холестерина в крови. Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослыми.

    Австралийские ученые отмечают преимуще­ства регулярной физической деятельности. Подвижный ребенок обладает более крепким здоровьем; менее подвержен сердечным приступам; чувствует себя более энергичным; лучше контролирует свой вес; у него нормальный уровень холестерина в крови; крепкие кости и мышцы; его кровяное давление соответствует норме; у него наблюдается улучшение координации и равновесия, повышается способность к физическому расслаблению и, следовательно, возможность избежать хронического напряжения мышц шеи и спины. Регулярная физическая нагрузка уменьшает эмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия, и, наконец, ребенок чув­ствует себя уверенным, счастливым и расслабленным, у него улучшается сон. По мнению австралийских специалистов, ведение неподвижного образа жизни превратилось в норму для детей и подростков. Около 30% австралийских детей вообще не имеют физической нагрузки. Обычно сидячий образ жизни связывают:

    • с выполнением уроков;
    • увлечением компьютерными играми;
    • использованием Интернета;
    • просмотром телевидения.

    Немалую роль в активном образе жизни детей играет семья. Исследования показывают, что от семьи зависит, занимается ли ребенок организованными видами спорта вне школы. В докладе “Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности” приводятся следующие цифры:

    • Дети, живущие в полных семьях, чаще занимаются спортом (61%) по сравнению со сверстниками, которые живут в семьях с одним родителем (51%).
    • Дети, живущие в полных семьях, где оба родителя-иммигранты, входят в группу самых физически неактивных детей (38%).
    • Дети, живущие с одним родителем-иммигрантом, также входят в число наименее активных (39%).
    • Дети, живущие в полных семьях с работающими родителями, имеют больше шансов на участие в организованном спорте (69%), чем те, кто живет в полных семьях с одним работающим родителем (53%) или вообще неработающими родителями (41%).

    Австралийские педагоги уверены, что ребенка необходимо поощрять быть физически активным. Родители помогут своим детям в решении этого вопроса, если:

    • на собственном примере продемонстрируют преимущества активного образа жизни;
    покажут, что семейный отдых может предоставить возможность быть физически активными (например, совместные спортивные игры);
  • будут поощрять самостоятельные прогулки ребенка пешком и на велосипеде (а не катание родителями своих детей на велосипеде);
  • будут поддерживать своего ребенка, когда он участвует в спортивных состязаниях;

    установят время, которое ребенок может проводить за компьютером и перед телевизором.

  • Регулярная физическая активность важна, поскольку она выгодна для здоровья и благополучия детей и сегодня и в будущем. Каждому ребенку рекомендуется ежедневная 30-минутная двигательная нагрузка (например, регулярная быстрая ходьба). Она может разбиваться на части (по 10 мин или более, если это удобно). Помните: немного – лучше, чем ничего, а еще больше – лучше, чем немного.

    К основным принципам укрепления здоровья для австралийских детей относятся:

    • понимание необходимости движения – любая форма физической активности является возможностью улучшить свое здоровье;
    • любые формы физической активности (ходьба, катание на велосипеде и т. д.) должны стать ежедневными и войти в привычку;
    • ежедневная умеренная двигательная нагрузка должна составлять не менее 30 мин (например, быстрая ходьба и катание на велосипеде);
    • регулярное выполнение небольшого количества интенсивных по физической нагрузке упражнений поможет детям улучшить свою физическую форму и приобрести дополнительную пользу для здоровья.

    Австралийские специалисты выдвинули следующий принцип: “Физическое воспитание – это польза для жизни”. Они считают, что физическая нагрузка должна быть ежедневной; доступной для всех учащихся, а не только для тех, кто склонен к занятиям спортом. Важно обеспечивать широкий круг спортивных и оздоровительных меро-приятий для пропаганды активного и здорового образа жизни. Учащихся необходимо оценивать по их личным успехам в достижении целей оздоровления и активного образа жизни.

    В Соединенных Штатах одной из главных проблем, которая волнует как педагогов, так и родителей, является избыточный вес подрастающего поколения. В прошлом ожирение воспринималось как личная индивидуальная проблема, которая могла быть решена с помощью самодисциплины. Сейчас хорошо известно, что причины избыточного веса гораздо сложнее и требуют систематических изменений в жизни, поведении, в т. ч. и увеличение физической активности.

    В штате Вирджиния в 2006 г. в информационном бюллетене журнала “Информация о здоровье” были опубликованы следующие данные о состоянии здоровья детей и подростков. “Сегодня, сообщалось в нем, около 10% детей от двух до пяти лет и 15% – от шести до 19 лет имеют избыточный вес. Детское ожирение является эпидемией XXI века, и нынешнее поколение детей имеет реальную возможность прожить более короткую жизнь, чем их родители.

    По оценкам ученых, 26–30% всех американских детей имеют индекс массы тела (ИМТ) > 85%, т. е. имеют избыточный вес или подвержены риску избыточного веса. Дошкольники (3–

    6 лет), чей ИМТ > 85%, имеют более 40% шансов на ожирение в возрасте до

    25 лет. Один из исследователей обнаружил, что 60–90% детей с избыточным весом (5–10 лет) имеют по крайней мере один из биохимических или клинических факторов риска (например, гипертония), который способствует раннему развитию сердечно-сосудистых заболеваний”. Практика укрепления здоровья детей:

    • регулярная физическая активность;
    • соблюдение диеты с употреблением в пищу продуктов с низким содержанием вредного холестерина со 2­го года жизни;
    • предупреждение “пассивного курения”;
    • регулярные медицинские осмотры педиатром;
    • соответствие веса и роста (ИМТ).

    Эта информация свидетельствует о насущной необходимости разработки оздоровительных профилактических программ для детей младшего возраста. Многие современные дети рискуют превратиться в малоподвижных тучных взрослых. Малоподвижный образ жизни в ранние годы может повлечь за собой не только появление избыточного веса в дальнейшей жизни, но и повысить риск заболеваемости различными тяжелыми болезнями, такими, как ишемическая болезнь сердца, диабет, и другими хроническими болезнями. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Национальная ассоциация по физкультуре и спорту в 2002 г. обратилась с призывом вести активный образ жизни с самого раннего возраста. Малышам, как говорится в сообщении, необходима ежедневная (по крайней мере 30-минутная) запланированная физическая нагрузка.

    Вот данные проведенных исследований. Неактивные дети больше весят, у них выше кровяное давление и более низкий уровень защищающих сердце липопротеинов высокой плотности (HDL холестерин). Хотя инфаркты и инсульты у детей отмечаются редко, наблюдения показывают, что процессы в организме, ведущие к таким нарушениям, начинаются в детстве.

    В программе фитнес-тестирования. которое проводилось под эгидой фонда Крайслер Любительский атлетический союз, отслеживались фитнес-показатели 9,7 млн детей и подростков в возрасте от 6 до 17. Было выявлено, что дети становятся менее выносливыми и слабыми. В США 59% детей в возрасте от 4 до 11 лет подвергаются воздейст-вию дыма курильщиков в семье. Каждый день становятся курильщиками примерно 1500 американских молодых людей. По мнению американских специалистов, физкультурой и спортом необходимо заниматься для того, чтобы:

    • улучшить физическую подготовку (увеличение мышечной силы детей, развитие гибкости, мышечной выносливости, укрепление сердечно-сосудистой системы);
    • развить двигательные навыки (совершенствование моторики, которая обеспечивает безопасное, успешное и полноценное участие в физической деятельности);
    • иметь регулярную полезную физическую нагрузку (предоставление широкого спектра физкультурных занятий, соответствующих возрасту ребенка);
    • способствовать интеграции двигательных навыков в другие предметные области (математику, развитие речи);
    • развить самодисциплину (развитие ответственности у детей за свое здоровье и физическое состояние);
    • повысить оценку (качественное физическое воспитание может влиять на нравственное развитие). Дети могут брать на себя руководство, учатся сотрудничать с другими детьми, отвечать за собственное поведение;
    • повысить уверенность в себе и укрепить чувство собственного достоинства (физическое воспитание помогает детям стать более активными и независимыми, развить в себе чувство самоконтроля);
    • уменьшить стресс (физическая нагрузка позволяет освободиться от напряженности и беспокойства, способствует эмоциональной стабильности и устойчивости);
    • укрепить взаимоотношения (занятия физической культурой помогает детям успешно общаться между собой);
    • осваивать позитивные человеческие навыки и умения;
    • получить опыт постановки задач (дает детям возможность ставить и реализовывать собственные цели).

    Основная задача физического воспитания заключается в том, чтобы вооружить учащихся полезными знаниями, навыками и умениями, что позволит им с энтузиазмом вести здоровый образ жизни, независимо от разных физических возможностей.

    Качественные программы по физическому воспитанию необходимы для повышения компетентности детей в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений. Это должно обеспечить физическую активность на протяжении всей их жизни. Программы по физическому воспитанию будут отвечать этим требованиям только в том случае, если будут хорошо спланированы и правильно реализованы. Так, в разделе “Физическая культура” Национальной образовательной программы (The National Curriculum for England) устанавливаются правовые требования для осуществления физического воспитания в Великобритании. В ней предоставляется информация, которая поможет учителям физической культуры качественно проводить свои уроки. Данная программа была написана для координаторов – учителей, всех тех, кто преподает физкультуру в школе.

    В базовой учебной программе изложен материал, который должен преподаваться учащимся, а также предложен механизм контроля за выполнением учащимися предложенных нормативов. Именно за школами остается право решать, как и какие программы по физическому воспитанию они включат в свою общешкольную программу.

    Американские программы по физическому воспитанию включают следующую игровую и спортивную деятельность:

    • американский футбол;
    • аэробика;
    • водные виды спорта;
    • аквафитнес;
    • стрельба из лука;
    • бадминтон;
    • баскетбол;
    • бокке болл (ит. похоже на городки, но на закрытой площадке);
    • гребля;
    • спортивные комплексы, предназначенные для укрепления сердечно­сосудистой системы;
    • джаз­аэробика, укрепление мышечной массы как часть атлетической подготовки;
    • крокет;
    • традиционные игры;
    • танец и ритмика (например, народный танец, исполняемый 4 парами танцующих на площадке);
    • хоккей на траве;
    • хоккей на полу (на роликах, велосипеде и т. д.);
    • гольф;
    • гимнастика;
    • прыгалки;
    • кикбоксинг;
    • каякинг (специальная лодка из серии каноэ);
    • лакросс (обычно в форме софкросса: как футбол, но игроки бегают с палкой, на конце которой находится сачок, ловят и забрасывают мяч в ворота);
    • игры с простыми правилами (захват флага);
    • игры с ракетками;
    • пикклебол (как бадминтон через сетку, но с мячом; ракетки сделаны из пластика);
    • роликовый хоккей;
    • парусный спорт;
    • скейтбординг;
    • соссер (футбол);
    • софтбол (похоже на бейсбол, командная игра);
    • серфинг;
    • плавание;
    • такро (как волейбол, но бить можно только ногами и головой);
    • теннис;
    • спортивное ориентирование;
    • волейбол;
    • борьба.

    Правительство считает, что два часа физической культуры в неделю, включая требования Национальной программы по физическому воспитанию и внеклассные мероприятия, должны стать практикой для всех школ и классов. Игровые виды деятельности являются обязательными повсеместно с 1-го по 3-й классы. В 4-м классе наряду или вместо командных и индивидуальных игр ученики могут выбирать и другие виды физкультурной деятельности.

    В конце 70-х – начале 80-х гг. многие научные статьи американских ученых затрагивали вопросы необходимости создания программ, учитывающих образ жизни детей до 10 лет. Многочисленные отзывы на публикации показали, что у ребенка в возрасте от 5 до 10 лет имеются предпосылки к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, которыми страдают взрослые. Такими факторами риска являются: повышенное артериальное давление, высокий уровень холестерина, ожирение, отсутствие физической активности и воздействие фактора “пассивного курильщика”. Все это негативно влияет на состояние здоровья во взрослой жизни и крайне дорого обходятся обществу.

    Доказательства, приведенные в 70-х гг. стали еще более очевидными сегодня. Ожирение и отсутствие физической нагрузки стало нормой, а количество курящих детей резко увеличилось. Врач Дэвид Сэтчер считает, что “нам необходимо искать пути для пропаганды и содействия физической активности и здоровому питанию как в семьях, школах, так и в обществе в целом”.

    Согласно данным, представленным д-ром Уильямом Клишем, профессором педиатрии и руководителем детской гастроэнтерологии в Бейлорском медицинском колледже, дети сегодня, впервые за сто лет, имеют более короткую продолжительность жизни, чем их родители; виной тому является эпидемия ожирения. В дополнение к этой пугающей тенденции, по данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, стоимость лечения ожирения для экономики страны увеличилась до 117 млрд долл. как в прямых, так и в косвенных ежегодных расходах на медицинское обслуживание. Качественное ежедневное физическое воспитание могло бы помочь поддержанию здоровья американских детей.

    Во всех штатах физическое воспитание входит в программы 1–12-х классов. Обязательное физическое воспитание предусмотрено для каждого отдельного штата и школьного района. Во многих штатах должны быть специальные преподаватели по физическому образованию, начиная с детского сада и до 6-го класса. Между тем многие из учителей либо не проводят занятий, либо включают в образовательную программу дополнительную перемену, называя это уроком физической культуры.

    Доктор Грэм Дж. Фишбурн считает: “Маловероятно, что вы получите полноценное физическое воспитание без активного участия в физкультурных мероприятиях, но вы вполне сможете участвовать в спортивных состязаниях без какого-либо специального образования” (Фишбурн

    и Хиксон, 2005).

    Программа по физической культуре в США рассчитана на получение учащимися хотя бы минимальной подготовки по следующим видам игровой и спортивной деятельности: водные виды спорта, общеразвивающие упражнения, гимнастика, индивидуальные и парные виды спорта, командные виды спорта, ритмика и танцы. Учащихся поддерживают и поощряют при продолжении изучения тех видов спортивной деятельности, которые им нравятся. Именно в выбранных видах спорта последовательно приобретаемый опыт призван поддержать успехи в развитии детей.

    Ежедневная физическая нагрузка (DPA) и ежедневное образование по физической культуре (DPE) – разные понятия. Физическая активность – это движение тела, когда затрачивается энергия, в то время как образование по физической культуре является одним из школьных предметов, в задачу которого входит помочь детям сформировать навыки, приобрести знания и понимание необходимости вести активный, здоровый образ жизни.

    Наряду с основными национальными программами в США существует целый ряд дополнительных программ по поддержанию здоровья и совершенствованию физического развития дошкольников и младших школьников:

    1. Национальная ассоциация по физкультуре и спорту (NASPE) разработала положения о физической активности для детей и назвала их программой “Активный старт” (приложение). Специалисты по физическому воспитанию поддерживают позицию NASPE, согласно которой все дети с рождения до пяти лет должны участвовать в повседневной двигательной деятельности, т. к. это способствует поддержанию здоровой физической формы и развитию двигательных навыков.
    2. “Программа президента” разработана с целью пропаганды среди американцев активного образа жизни. Начать и поддерживать физически активный образ жизни – главная цель данной программы. В ней предусмотрены специальные награды за хорошие показатели и выявление чемпионов в возрастных группах. Награды распределяются среди детей и подростков от 6 до 18 лет, имеющих ежедневную 60-минутную физическую нагрузку до 5 дней в неделю. Регулярная двигательная активность может включать любые виды деятельности: различные игры, прыжки, бег, танцы и др.
    3. “Автономная среда подвижной игры (HAPPE)”. Специалисты Auburn University штата Алабама добились существенных успехов в разработке и реализации этой фундаментальной программы по физической культуре. Педагогам предоставляется возможность узнать о важности подвижной игры, изучить процесс на раннем этапе, а также отметить положительное влияние, которое оказывает подвижная игра и основные двигательные навыки (бег, прыжки, метание) на здоровье. HAPPE стимулирует и вовлекает малышей в подвижную игру, формируя основные двигательные навы­ки, которые являются “фундаментом” для всей последующей жизнедеятельности детей.
    4. Для повышения двигательной активности в раннем возрасте инструкторы по физической культуре в сотрудничестве с учителями в двух начальных школах Северной Каролины (Гринсборо) разработали программу “Малыши в движении”. Ее цель – улучшение уровня физической подготовленности детей и осознание ими того, что двигательная активность является естественной частью их жизни, тем, чем они с удовольст-вием могут заниматься во время игр в течение дня.
    5. Программа “Здоровое сердце” создана с целью укрепления здоровья и повышения благополучия детей и их семей.

    Она является междисциплинарной программой пропаганды здорового образа жизни и используется для обучения дошкольников и младших школьников основам культуры здоровья. Координаторы данной программы обращают внимание на следующее:

    • Проблема физической пассивности стоит острее, чем когда-либо раньше!
    • Ожирение в настоящее время достигло стадии эпидемии!
    • Диабет уже достиг стадии эпидемии!
    • Уровень заболеваемости сердечно-сосудистой системы по-прежнему высок!
    • Повышенное артериальное давление по-прежнему остается фактором риска!
    • “Пассивное курение” имеет все большее распространение!

    Ключевым моментом программы является образование. Специалисты по физической культуре, разработавшие эту программу, считают, что настало время для обучения детей и их родителей необходимым нормам и правилам здорового поведения, а именно: стать физически активными, правильно питаться, соблюдать личную безопасность.

    Т.Е. Назарова,

    Центр "Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца

    Источник: www.menobr.ru