Проект «Обеспечение эффективности физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников в контексте ФГОС до»

Педагогический проект

«Обеспечение эффективности физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников в контексте ФГОС ДО»

Автор проекта:

Сидорова Надежда Валентиновна

МБОУ «Начальная школа № 5»

Г. Моршанск 2014

Творческое название проекта

«Детский сад - территория здоровья»

«Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание … »

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве.

Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.

Проблема

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями физического развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих найти эффективные пути укрепления здоровья ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни.

Противоречие

Между потребностью детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности и нерациональной её организацией в течение учебного дня воспитанника в ОУ и дома.

Между стремительным и своеобразным развитием современных детей и занятостью, нежеланием и неумением родителей уделять детям должного внимания в области их физического развития и здоровья.

Цель:

Организация оптимального педагогического сопровождения дошкольников 5-7 лет в процессе воспитания у них осознанного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

1. Формировать и развивать способность дошкольников занимать позицию субъекта развивающей деятельности.

2. Развивать интегративные качества личности дошкольников: «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «любознательный, активный», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни».

3. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.

4. Повышать функциональный уровень органов и систем организма путём оптимальных физических нагрузок.

5. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.

Новизна

Создание условий для проявления детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности в процессе интегрированной образовательной деятельности

Гипотеза

Если вовлечь детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы самостоятельно следить за своим здоровьем и привить привычку к ЗОЖ, то улучшится их здоровье и физическое развитие.

Предполагаемый результат

Повышения индекса здоровья и уровня физического развития детей.

Обогащение социального опыта дошкольников.

Методологическая основа

- Л. Д. Морозова, рассматривающая проектирование как компонент профессиональной педагогической деятельности и утверждающая, что проектирование открывает возможности для новых форм взаимодействия с детьми и их родителями, а, следовательно, «может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, в пространстве, требующем освоения» (Л. Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М. ТЦ «Сфера», 2010) ;

- В. Х. Килпатрика, заложившего в понятие «проект» идею «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий;

- Авторов Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», переработанной в соответствии с ФГТ – под ред. Васильевой, где отмечается что современный дошкольник отличается тем, что его внутренние резервы раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, «потому что так ему комфортнее и всё можно успеть». Именно в ходе проектов он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности.

А. Маслоу, основоположник гуманистической психологии, считающий, что внутреннюю природу ребенка нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Позволив ей управлять жизнью малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье.

Доктор психологических наук, директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В. Т. Кудрявцев и его коллега кандидат педагогических наук Б. Б. Егоров разработавшие программу «Развивающая педагогика оздоровления» в которой отражены две линии оздоровительно-развивающей работы:

Приобщение к физической культуре

Развивающие формы оздоровительной работы.

Участники проекта

Директор ОУ, зам. директора по АХР, зам. директора по УВР, медсестра, психолог, инструктор по физвоспитанию, воспитатели, музрук, дети, родители.

Объект исследования

Дети группы общеразвивающей направленности 5-7 лет и их родители

Предмет исследования

Построение оптимального образовательного здоровьесберегающего пространства.

Механизм и стратегия достижения поставленных целей.

Этапы реализации проекта

• Предпроектный (написание плана мероприятий, знакомство педагогического коллектива и родителей с ним, разработка мероприятий, оснащение материальной - технической базы)

• Проектный (реализация программы, выполнение мероприятий)

• Обобщающий: завершение работы над проектом (подведение итогов: диагностика, медосмотр, рефлексия)

Рабочий план (с гиперссылкой)

Сентябрь. Тема: «Ребёнок и социум»

Октябрь. Тема: «Тело человека»

Ноябрь. Тема: «Изучаем свой организм»

Декабрь. Тема: «Рот, уши, глаза человека, их функции и строение»

Январь. Тема: «Здоровье и болезнь»

Февраль. Тема: «Личная гигиена и режим дня»

Март. Тема: «Школа здорового питания»

Апрель. Тема: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Май. Тема: «Здоровый образ жизни»

Результаты реализации проекта (побольше фото)

Оценка эффективности проекта (диаграммы)

Выводы (соотнести с гипотезой)

Таким образом, представленный проект «Детский сад – территория здоровья» является оптимальной современной формой работы с дошкольниками, направленной на формирование умения детей принимать позицию субъектной деятельности и способствовать развитию важнейших интегративных качеств личности, освещаемых в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы.

Это подтверждается результатами проекта, а именно: - позитивными изменениями в умениях старших дошкольников принимать позицию субъектной деятельности,

У дошкольников усовершенствовались такие интегративные качества личности, как способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни, устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения, самостоятельность и чувство ответственности старших дошкольников за малышей детского сада; усовершенствовались культурно-гигиенические навыки, физические качества.

Дальнейшее развитие проекта

- обмен опытом с педагогами ОУ города (трансляция опыта на педагогических чтениях, на сайтах для работников дошкольного образования; участие в заочных российских конкурсах) ;

- дальнейшее использование подобной системы работы со следующим поколением старших дошкольников, модификация содержания проектной деятельности В соответствии с возникающими у детей вопросами, проблемами и запросами семей.

Информационные ресурсы

• Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова «Режим дня в детском саду». М. Просвещение, 1987г.

• В. П. Спирина «Закаливание детей». М. Просвещение, 1978г.

• В. И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет». М. Просвещение, 1987г.

• С. В. Попов «Валеология в школе и дома». Изд. «СОЮЗ», 1997г.

• А. С. Галанов «Игры, которые лечат». ТЦ «Сфера», 2001г.

• М. А. Рунова «Движение день за днем». «Линка – Пресс», 2007г.

• В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка». «Линка – Пресс», 1993г.

• С. О. Филиппова «Мир движений мальчиков и девочек». «Детство – Пресс», 2001г.

• В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления». «Линка – Пресс», 2000г.

• О. В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников». М. Просвещение, 2003г.

• «Оздоровительная работа в ДОУ» под редакцией В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. «Детство – Пресс», 2006г.

• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2010. №5, с. 61.

• Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2011, №10. С. 45.

• Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М. ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ») .

• Морозова Л. Д. Метод проектов в деятельности ДОУ //Детский сад от А до Я, 2006. № 2

• Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. 2001. № 1.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. 2008.

Источник: www.maam.ru