Скачать:

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию детей.

2. Воспитание жизненно важных физических качеств.

3. Обучение двигательным действиям.

орошее здоровье в основном определяется правильным расположением, устройством, функциональной деятельно стью всех органов тела, отсутствием предрасположений к ка ким-либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие — это изменение строения и функций организма ребенка с возрастом, происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же о нормальном или ненормальном ходе раз вития можно судить с достаточной степенью объективности по некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели — рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимо связи этих факторов можно оценивать крепость телосложения ребенка. Кроме того, принимаются во внимание некоторые опи сательные (соматоскопическое) признаки (состояние мускула туры, степень жироотложения, форма осанки, половая зрелость) и физиометрические признаки — жизненная емкость легких, ста новая сила, сила сжатия кисти и др.

В младшем школьном возрасте у детей продолжает форми роваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно Примерно на 4 см. а вес — на 2 кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления.

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организ ме ребенка, способствует повышению его защитных свойств. Благодаря увеличению количества лейкоцитов в крови и их активности к поглощению болезнетворных микробов значитель но возрастает сопротивляемость организма к воздействию не благоприятных условий внешней среды — жары, холода, недо статка кислорода, повышенного атмосферного давления, вредных примесей воздуха и др.

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, актив ность являются прежде всего результатом наследования опре деленных физических данных от родителей. Они обусловлива ются в значительной мере также правильным питанием, соблю дением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решаю щим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособно сти детей. Без регулярных, специально организованных физиче ских упражнений в современных условиях даже дети, унасле довавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях, не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и ни же среднего развития при условии систематических занятий фи зической культурой.

Дети, не занимающиеся систематически физическими упраж нениями, как правило, отстают в росте и в развития. Недоста ток движения (гипокинезия), если он небольшой, приводит к приостановке или снижению роста и дееспособности организма, а если большой — даже к постепенной атрофии мышц, ожире нию и другим серьезным нарушениям. Физические упражнения являются средством профилактики возможных нарушений нор мального физического развития.

Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возраста де должна быть и чрезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергети ческих ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пла стические процессы (процессы роста и развития), а сильная мы шечная деятельность связана с большими затратами энергии. Чрезмерно интенсивная тренировка не улучшит, а, наоборот, за тормозит рост и развитие.

Одновременно с общей задачей — с  помощью  физических упражнений  содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей — перед физическим воспитанием стоит и дру гая, более узкая задача: исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осан ки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физи ческого развития.

Значительная часть учащихся начальной школы имеет какие-либо нарушения осанки. Подавляющее большинство этих на рушений имеет нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Наибольшее число дефектов наблюдается у детей 7—12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность плеч вперед и отставание нижних углов лопаток.

Следующий распространенный дефект — плоскостопие. Оно препятствует правильной осанке, снижает способность детей к длительному стоянию, ходьбе, бегу и многим другим движениям.

Нарушения в форме позвоночника встречаются относитель но реже.

Исправлять нарушения осанки у детей нужно возможно ра нее, пока они не перешли далее первой-второй степени. Пер вая степень — нефиксированные отклонения позвоночника до 5° от нормы, нерезкая торсия (скручивание) позвонков, небольшое отставание лопатки. Вторая степень — наличие противоискривлений (например, в грудном отделе «выбухание» справа, в пояс ничном — слева), торсия 6—25°, грубых нарушений формы груд ной клетки и таза нет, подвижность позвоночника несколько ог раниченна; в горизонтальном положении (лежа) и вертикальном (в висе на гимнастической стенке) искривления частично вы правляются.

Для формирования правильной осанки используются специ ально подобранные комплексы физических упражнений.

Для исправлений ранее возникших нарушений осанки преж де всего нужны разносторонняя общая физическая подготовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия. Значительную часть упражнений рекомендуется проводить в по ложениях, благоприятствующих разгрузке позвоночника,— лежа на спине и на животе, на четвереньках. Важно, чтобы занятия были эмоциональны, так как для многих детей с нарушениями осанки характерно депрессивное состояние. Необходимо вселить в них бодрость, веру в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков. Естественно, на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких дурных привычек, как сидеть боком к столу, согнувшись, с опущенным левым локтем, на ноге, на слишком высоком стуле; стоять с опорой на одну ногу; держать руки в карманах; «вешать» голову; в работе пользоваться одной рукой.

Среди учащихся 1-4   классов встречаются и такие, у ко торых вес тела значительно превышает средние возрастные нормы; иногда наблюдаются и признаки ожирения первой сте пени.

Ожирение относится к числу трудно поддающихся коррек ции нарушений физического развития. Различаются формы ожи рения эндогенного характера, связанного с нарушением функ ций эндокринных желез, и экзогенного характера, обусловлен ного обильным питанием.

На занятиях физической культурой учащимся, предрасполо женным к ожирению, даются в увеличенном объеме следующие виды физических упражнений:

- активизирующие деятельность кровообращения и дыхания (при ожирении эти функции часто нарушаются) — ходьба, бег, ходьба на лыжах, подвижные игры и др.;

- улучшающие моторно-двигательную функцию — упражнения на ловкость, для воспитания правильной осанки;

- укрепляющие мышцы живота (место наибольшего отложе ния жира), что непосредственно должно улучшить деятельность органов брюшной полости;

- увеличивающие мышечную массу — упражнения с набивны ми мячами, с сопротивлением и др.

Учащимся разъясняется, что физические упражнения могут дать желательный эффект только в комплексе с диетой и пра вильным общим режимом.

Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физического воспитания младших школьников имеют правиль ный выбор и проведение игр, которые занимают значительное место в их деятельности. Игры должны помогать нормальному росту, развитию и укреплению костносвязочного аппарата, мы шечной системы и, в частности, формированию правильной осан ки. Поэтому для уроков физической культуры рекомендуются подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущест венно динамическую, работу большие мышечные группы тела (мышцы спины и живота). Положительно влияют на здоровье детей 7—9 лет игры с бросанием, ловлей и метанием на даль ность и в цель различных по форме легких предметов: волей больных мячей, маленьких прыгающих и тряпичных мячиков, палочек, мешочков с крупнозернистым песком и т. д.

Следует избегать при проведении игр чрезмерных мышечных напряжений, однообразных медленных движений. Проводя игры с умеренной и большой подвижностью, нужно укреплять органы дыхания, кровообращения, содействовать хорошему обмену ве ществ. Для этого надо проводить игры так, чтобы дети не переутомлялись; действия, требующие большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными переры вами, являющимися активным отдыхом. Игры с речитативами, пением,  коллективными  возгласами   помогают  установке   рит мичного, полного дыхания.

Игры должны благоприятно влиять на нервную систему де тей. Надо предупреждать случаи чрезмерных нагрузок на па мять и внимание, а также возможные ссоры; игры должны со действовать, проявлению лишь положительных эмоций. При про ведении игр следует учитывать общую нагрузку урока.

ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Значение воспитания высоких физических качеств в условиях современного общества не снижается, а, наоборот, постоянно возрастает.

Ловкость, силу, быстроту, выносливость, а также гибкость и способность произвольно расслаблять мышцы надо развивать у детей гармонически, начиная с раннего возраста.

Ловкость — это способность человека быстро овладевать но выми движениями и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладевать, какое время ему необходимо для это го, и по степени точности, которой он может достигнуть в дан ном движении после некоторой тренировки.

У детей в возрасте от 7 до 12—13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По своей структуре мозг 7—8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека: объем корковых полей двигательного ана лизатора составляет около 80%, а подкорковых образований — 95% объема взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит бы строе развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности зрительного ана лизатора. В 8—12 лет лабильность (подвижность) нервно-мы шечной системы достигает нормы взрослого человека. Таким образом, детям можно и нужно давать как можно больше упраж нений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство — различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.

Для воспитания координации движений используются раз личные, постепенно усложняемые сочетания элементарных дви жений рук и ног; более трудные акробатические упражнения? танцевальные движения — ритмическая ходьба, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большими мя чами— передачи, перебрасывания с ловлей и др. Для этих це лей используются также игры, побуждающие учеников незамед лительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке («Салки»—1 класс, «Зайцы в ого роде»—2 класс, «Подвижная цель»—3-4-класс).

В 7—8 лет быстро совершенствуется способность к различ ным точным движениям. Этому помогают метания в цель; упраж нения с малыми мячами — удары о пол, броски в стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями; различные сложные манипуляции с другими мел кими предметами — палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся быстрее овладевают тех никой письма, рисования.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении. Устой чивость тела у детей при статических позах постепенно улучша ется. Так, например, в период с 7 до 12 лет средняя амплитуда колебаний тела в сагиттальной (передне - задней) плоскости уменьшается почти до той же величины, что и у взрослых.

Упражнения для воспитания силы у детей младшего возра ста должны быть главным образом динамическими. В мышцах детей сухожильная часть относительно невелика, что обеспечи вает большую степень их сокращения. Нужно сохранять эти ценные особенности.

Таблица 1

Показатели силы основных групп мышц   (в кг )

Источник: nsportal.ru