Тема 3: Основные понятия теории физической культуры.

Тема 3. Основные понятия теории физической культуры.

Ключевые слова. физическая культура, физическое воспитание, физи­ческая подготовка, физическое развитие, физическое совершенство, система физического воспитания, физкультурное движение.

Понятия — это важнейшая форма научного знания, в которой в сжатой форме определены результаты позна­вательной деятельности человека в конкретной области. Поступательное развитие науки невозможно без системы четких и глубоких по содержанию понятий. Понятийный аппарат отражает добытые наукой и практикой знания о физической культуре. Понятия в области физической культуры рассматривались такими исследователями, как Ашмарин Б.А. Бальсевич В.К. Естафьев Б.В. Матвеев Л.П. Пономарев Н. П. Столяров В.И. и др.

Физическая культура

Физическая культура — органическая часть культу­ры общества и личности; основу ее специфического со­держания составляет рациональное использование че­ловеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптими­зации физического состояния и развития. Она служит одним из эффективнейших средств всестороннего гармо­нического развития личности, действеннейшим факто­ром продвижения человека по пути физического совершенствования.

Физическую культуру можно рассматривать с трех сторон: деятельностной, предметно-ценностной и ре­зультативной.

Физическая культура как процесс рационально орга­низованной деятельности (деятельностная сторона ) включает целесообразную двигательную активность че­ловека, направленную на формирование необходимых в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности.

Физическая культура как совокупность предметных ценностей (предметно-ценностная сторона) представле­на духовными и материальными ценностями, созданны­ми в процессе развития общества для обеспечения не­обходимой эффективности физкультурной деятельности.

К духовным ценностям физической культуры отно­сят накопленные наукой и практикой многочисленные знания (педагогические, социологические, естественно­научные) и физические упражнения в форме гимнасти­ки, игр, туризма и спорта.

К материальным ценностям относятся созданные для обеспечения занятий физической культурой различ­ные физкультурно-спортивные сооружения, оборудова­ние и инвентарь, спортивная одежда и др.

Физическая культура как результат деятельности (ре­зультативная сторона ) характеризуется совокупностью полезных результатов в освоении человеком ценностей физической культуры, в приобретенной на этой основе физической подготовленности, повышенной работоспо­собности и улучшении здоровья. Результаты этой дея­тельности воплощаются в самом человеке в форме его знаний, навыков и привычек, социальных качеств и по­требностей.

В связи с этим выделяют понятие — «физическая культура личности», под которым понимаются достиг­нутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — это вид воспитания, на­правленный на обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управление развитием) физи­ческих качеств человека.

Обучение движениям имеет своим содержанием фи­зическое образование. Овладевая разнообразными дви­жениями, имеющими практическое значение для жиз­ни или спортивной деятельности, занимающиеся приоб­ретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические способности, познают закономерности

движений своего тела, приобретают широкий круг физ­культурных и спортивных знаний.

Воспитание физических качеств является важной сто­роной физического воспитания. Целенаправленное разви­тие силы, быстроты, выносливости и других физических качеств влияет на развитие естественных свойств организ­ма и тем самым обусловливает количественные и каче­ственные изменения его функциональных возможностей.

Физическая подготовка.

Физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными движениями. Различают общую физическую подготов­ку и специальную. Общая физическая подготовка на­правлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосы­лок успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка — это специализированный процесс физического воспитания, содействующий ус­пеху в конкретном виде деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специальные требования к развитию двигательных способностей человека.

Физическое развитие.

Физическое развитие — процесс становления и после­дующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма. Оно характеризуется измене­нием показателей, которые можно условно разделить на три большие группы: показатели телосложения; показатели развития физических качеств; показатели здоровья.

Физическое развитие человека зависит от многих причин. К ним относятся: наследственность, закон возрастной ступенчатости, закон единства организма и среды, биологический закон упражняемости.

Наследственность должна учитываться в качестве фактора, благоприятствующего или препятствующей физическому совершенствованию человека, и приниматься во внимание при прогнозировании возможных успехов в спорте.

Закон возрастной ступенчатости предусматривает направленное воздействие на физическое развитие человека с учетом особенностей и возможностей человеческой

организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций и в период старения.

Закон единства организма и среды определяет каче­ство процесса физического развития человека в зависи­мости от условий жизни человека. Социальные условия, условия быта, труда, воспитания, материальное обеспечение и географическая среда в значительной мере влияют на физическое развитие человека, определяют развитие и изменение форм и функций организма.

Биологический закон упражняемости указывает на то, что, выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, следует принимать во внимание адаптационные возможности перестроенных процессов в организме занимающихся.

«Физическое развитие» нельзя смешивать с поняти­ем «физическое состояние». В первом случае подразуме­вается сложный процесс изменения форм и функций ор­ганизма человека, рассматриваемый в динамике; во вто­ром случае речь идет лишь о некоторых морфофункцио­нальных признаках, относящихся к отдельным момен­там этого процесса. Физическое состояние — это сово­купность телесных свойств человека и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному этапу индивидуального развития.

Физическое совершенство

Физическое совершенство отражает оптимальную меру всесторонней физической подготовленности и гар­монического физического развития, соответствующих требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности человека. Физическое совершенство основывается преж­де всего на таком уровне развития физических возможностей человека, который наилучшим образом отвечает ус­ловиям и требованиям жизни, производства, военного дела, быта.

Система физического воспитания.

Система физического воспитания представляет собой способ социальной практики, её основы, объединённые в целостную структуру.

Она характеризуется мировоззренческими, теоретико-методическими, программно-нормативными и организа­ционными основами.

Мировоззренческие основы представляют собой сово­купность взглядов и идей, определяющих направлен­ность человеческой деятельности. В отечественной сис­теме физического воспитания мировоззренческие уста­новки направлены на содействие всестороннему и гармо­ническому развитию личности занимающихся, реализа­цию возможностей достижения каждым физического со­вершенства, укрепление и многолетнее сохранение здо­ровья, подготовку на этой основе членов общества к про­фессиональным видам деятельности.

Теоретико-методические основы включают научно-практические знания о закономерностях, правилах, сред­ствах и методах физического воспитания.

Программно-нормативные основы представлены про­граммным материалом, систематизированным согласно целевым установкам, а также нормами и требованиями, какие должны быть достигнуты в результате физического воспитания.

Организационные основы включают государственные и общественные формы физического воспитания населе­ния, а также организации и учреждения, непосредствен­но осуществляющие и контролирующие физическое вос­питание в обществе.

Физкультурное движение.

Физкультурное движение — социальное течение, в русле которого развёртывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры. Развитие физической культуры невозможно без совместного взаимодействия людей, фор­мой которого является физкультурное движение.

Вопросы для повторения:

1. Своими словами дайте определение понятию «физическая культура».

2. Какие три стороны характеризуют физическую культуру как общественное социальное явление?

3. Что является специфическим содер­жанием физического воспитания?

4. Назовите четыре составляющие систе­мы физического воспитания.

5. Что является критерием физического совершенства человека?

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите все основные понятия теории и методики физической культу­ры и создайте схему соотношения их друг с другом.

2. Сделайте анализ содержания понятия «физическая культура». В чём его суть? Охарактеризуйте каждую из сторон физической культуры. Что является характерной особенностью физической культуры?

Источник: beauty-bodies.ru