Содержание воспитания

Сущность содержания воспитания. Содержание воспитания представляет собой совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности (умственной, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и т.д.), направленной на развитие познавательной, эмоционально-нравственной и практико-действенной сфер личности ребенка.

Факторы формирования содержания воспитания .Факторами формирования содержания воспитания принято называть постоянно действующие условия, влияющие на физическую, интеллектуально-познавательную и духовную стороны личности ребенка. К ним можно отнести социальный опыт, положительную социальную среду и воспитательную деятельность (гуманное общение).

Содержание воспитания в школе, в первую очередь, обусловливается социальным опытом, накопленным обществом на современном этапе исторического развития. Он включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок, опыта эмоционально-ценностных отношений общества.

Следующим условием формирования содержания воспитания в школе являетсяположительная социальная среда – совокупность окружающих социально-экономических, регионально-этнических, социально-бытовых, социокультурных факторов и обстоятельств, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру.

Не умаляя значимости вышеперечисленных факторов и условий, особо подчеркнем роль культуры в становлении личности ребенка. Культура трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в материальных и духовных ценностях. Она включает в себя не только качества человечества, которые воссоздаются каждый раз в процессе становления индивида, но и способы деятельности, многообразные предметы материальной и духовной культуры, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение. Материальная и духовная культура исторически изменчива, и на каждом новом этапе развития наследует в большинстве своем все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой. Причем происходит трансляция не только от поколения к поколению, но и трансформация общечеловеческой культуры в личную культуру человека. Неслучайно педагоги определяют культуру как второе рождение ребенка. Она творит его, воспитывает, внедряется в его сознание и поведение, в его душу и тело, в силу чего он оказывается сначала носителем культуры, а затем, обогащая ее, становится творцом культуры.

Процесс воссоздания культуры – многогранный и многоуровневый. Мы позволим себе остановиться на уровневом членении субъекта культуры как индивидуального (личность), группового (социально-этническая группа) и родового (человечество в целом). Данная градация подразделяет культуру на культуру человечества (общечеловеческая культура), культуру социально-этнической группы (этно-национальная культура) и культуру личности (индивидуально-личностная культура). В соответствии с культурологическим подходом личность должна, прежде всего, вобрать в себя все своеобразие ценностей рода и этноса в конкретно-исторический период его развития, затем все богатство ценностного мира нации или региона, и, наконец, систему ценностей всего человечества.

Следовательно, для того, чтобы окружающая социальная среда в целом и социокультурная среда, в частности, стали «воспитывающим пространством» личности ребенка, необходимо, во-первых, своевременно проводить педагогическую интерпретацию социальных и социокультурных явлений с помощью таких методов, как разъяснение, пояснение, пример, убеждение, оценка, накопление практико-действенного опыта использования знаний, представлений и убеждений, во-вторых, умело конструировать воспитывающие ситуации, переживаякоторые, ребенок успешно осваивал бы позитивный социальный опыт выживания, самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Не менее существенным фактором и условием формирования содержания воспитания является воспитательная деятельность. Под воспитательной деятельностью мы понимаем совокупность различных видов работы, направленную на удовлетворение потребностей личности ребенка или ученического коллектива с учетом социальных требований и потребностей всего общества. Содержание воспитания в школе наполняется разнообразными видами деятельности (интеллектуально-умственной, духовно-нравственной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной, игровой, коммуникативной, досуговой и т.д.).

Важно, чтобы в этом многообразии видов деятельности, ребенок имел возможность свободного самостоятельного выбора того, что ему более всего «по душе и по силам», где он мог бы более всего проявиться и быть достойно оцененным своими сверстниками. В целях предоставления широкого поля самодеятельности и творчества детей, школа должна избегать чрезмерной нормативности, заорганизованности и навязывания декларированных видов деятельности.

Практика показала, что наполнение содержания воспитания разнообразными, даже сверхэффективными видами деятельности еще не является гарантией формирования творческой, активной и самодеятельной личности. В этом плане, значительно важнее, чтобы дети, сами овладевали логикой и способами организации деятельности, технологией самодеятельности. Это означает, что детям с позиций деятельностного подхода предоставляется возможность самостоятельно выбирать, что делать (этап мотивации и целеполагания), самостоятельно отбирать пути и средства подготовки предстоящего дела (этап планирования), с энтузиазмом и творчеством организовывать коллективное дело или событие (этап целереализации) и объективно оценивать проводимую работу (этап контроля и оценки). Степенью свободы выбора, самостоятельности, самоорганизованности и инициативности определяется воспитательный характер деятельности.

Основные направления содержания воспитания . Формирование содержания воспитания по направлениям развития личности ребенка является наиболее распространенным в школе. В этом контексте процесс воспитания в школе представлен адекватными видам деятельности содержательными сторонами воспитания (нравственное, физическое, трудовое воспитание и т.п.), каждое из которых, в свою очередь, имеет свое содержание.

Основой содержания воспитания издревле являются нравственные ценности. Отсюда, большинство авторов, начиная с Я.А. Коменского, считает нравственное воспитание ведущим направлением содержания воспитания. Нравственное воспитание трактуетсякакцеленаправленный процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и отношений, формирование привычек нравственного поведения и образа жизни, достойного человека-гуманиста.Конечной цельюнравственного воспитания является нравственное самовоспитание человека, которыйцеленаправленно воздействует на самого себя с целью выработки необходимых ему нравственных черт характера.Изначально человеку присуще постоянноенравственное самосовершенствование, направленное на углубление духовного мира личности, возвышение его образа жизни.Показателем нравственной воспитанности человека является высокая нравственность какличностная характеристика человека, как внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение.

Одним из наиболее важных направлений содержания воспитания является умственное воспитание человека. Умственное воспитание представляет собойпроцесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на развитие умственных сил (ума, интеллекта) и мышления ребенка.Под умственными силами принято понимать определенную степень развитости ума, сформированности интеллекта, способности ребенка к накоплению знаний, совершению мыслительных операций, овладению интеллектуальными умениями. Здесь важно отметить, что человеку в течение жизни необходимо освоить знания о себе, людях, обществе, природе, науке и технике, материальных и духовных ценностях общества. В этом плане школа как социокультурная и информационная среда формирования умственных сил ребенка создает максимальные условия для успешного усвоения мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и систематизации) и своевременного овладения интеллектуальными умениями (читать, писать, слушать, излагать, рисовать, музицировать, чертить, проектировать, моделировать и конструировать). Развитие умственных сил способствует формированию высокого уровня мышления ребенка. Не умаляя значимости всей палитры видов мышления (логического, абстрактного, индуктивного, дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного), необходимых ребенку в процессе познания объективной действительности, мы, тем не менее, выделяем исключительную важность креативного вида мышления, способствующего проявлению творчества в преобразовании себя и окружающего мира. Таким образом, креативность мышления как совокупность мыслительных и личностных умений и качеств ребенка является ведущим показателем его умственной воспитанности.

Следующим направлением воспитания является эстетическое воспитание как целенаправленный процесс развития способности ребёнка к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Система эстетического воспитания включает в себя: художественное образование и художественное воспитание. Художественноевоспитание трактуется в педагогике как целенаправленный процесс формирования у ребёнка способности воспринимать, чувствовать, переживать, оценивать искусство, наслаждаться им и создать художественные ценности. Под художественным образованием мы понимаем процесс освоения ребёнком совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. В конечном итоге ключевым показателем эстетической воспитанности выступает высокий уровень художественно-творческого развития ребенка как результат целенаправленного процесса формирования его способностей и дарований в различных областях искусства.

Не менее важным направлением содержания воспитания в школе является физическое воспитание детей. Физическое воспитание трактуется как целенаправленный процесс управления физкультурной и спортивной деятельностью в школе, способствующей гармоничному развитию тела ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Особое место в процессе физического воспитания занимает физическая культура как система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие физических, умственных и духовных сил ребенка.

Не углубляясь в дальнейшее описание всех направлений содержания воспитания в школе, позволим себе сделать вывод, что нет более или менее значимых направлений воспитания в школе. Все они в равной мере играют ключевую роль в развитии ребенка. Переоценка или умаление значимости какой-либо из сторон развития ребенка неизбежно приведет к дисгармонии его развития в целом. Целостный подход к воспитанию предусматривает такое содержание воспитательной работы в школе, которое может обеспечить развитие всех сторон (сфер) личности ребенка, гармоничное сочетание сознания, чувств и привычек поведения в личностном становлении ребенка, гармоничное развитие его «души, разума и тела».

Различные подходы к содержанию воспитания . Рассмотренный выше традиционный подход к содержанию воспитания (по основным направлениям развития личности ребенка) может быть достаточно эффективным, если не ограничиваться усвоением социального опыта (знаний, умений, навыков и привычек поведения), а нацеливать с позиций деятельностного подхода на освоение способов деятельности как основы того, чем в конечном итоге должен овладетьребенок.

Значительно усиливает формирование содержания воспитания культурологический подход. который нацеливает школу на развитие ребенка как творца культуры, на формирование у него основ гуманитарной культуры, эстетической культуры, физической культуры и т.п. (В.С. Библер).

Поворот в сторону общекультурных ценностей предполагает ценностный подход к содержанию воспитания. С этих позиций содержание воспитания в общеобразовательной школе составляют восемь общечеловеческих ценностей (Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек) и уникальная методика их формирования (В.А. Караковский).

Интересным представляется «отношенческий» подход к содержанию воспитания, построенный на «многообразных отношениях личности к миру и себе». В этом контексте ключевым смыслом воспитания является формирование системы отношений ребенка: к себе, к людям, к природе, к социуму, к семье, к государству, к труду, к материальным и духовным ценностям (И.С. Марьенко, А.В. Зосимовский).

Наиболее значимым для нас является личностно ориентированный подход к содержанию воспитания, который определяется тем, что школа предлагает ребенку в качестве предметов познания, размышления, критического отношения, рефлексии, мотивирования, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.

В целом, содержание должно быть ориентировано на гуманистические ценности саморазвивающейся личности, его жизнедеятельности, культуры, творчества, гражданского поведения, реальной ответственности, свободного выбора, нравственных поступков и др.

Программа воспитания как отражение содержания воспитательной работы в школе. Потребность в разработке специального педагогического документа, в котором отражались бы задачи, виды деятельности, способы взаимодействия и общения всех субъектов воспитания в зависимости от их индивидуально-возрастных особенностей, всегда занимала умы педагогов-ученых.

Одна из программ воспитания по годам обучения в школе («Примерное содержание воспитания школьников», 1976) была составлена под редакцией И.С. Марьенко. Четыре раздела программного документа содержали следующую информацию:

- характеристику современного школьника и общие задачи воспитательной деятельности в школе;

- задачи воспитательной деятельности в соответствии с возрастными группами школьников;

- примерные виды деятельности и занятий общешкольного коллектива;

- основные виды и формы совместной деятельности школы, семьи, производственных коллективов и общественности по воспитанию учащихся.

«Примерное содержание воспитание школьников» как программный документ был долгие годы ориентиром в организации воспитательной работы в школе.

В настоящее время определенный интерес представляет «Программа воспитания школьника» (1998), разработанная Н.Е. Щурковой.

С нашей точки зрения, она отражает современные тенденции развития школы и социально-психологическую ситуацию в обществе. В основе «Программы воспитания школьников» лежат следующие теоретические положения:

- определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям «достойной жизни достойного человека», а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

- представление о воспитании как приобщении и приучении к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор;

- представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира ребенком. О-своить – сделать мир для ребенка своим, понятным; у-своить – уметь пользоваться «освоенным миром» на уровне умений; при-своить – включить «освоенное» в структуру своей жизнедеятельности. Свободное общение с миром возможно лишь в знакомом, освоенном мире;

- представление о ребенке как субъекте собственной жизнедеятельности.

Общая модель программы воспитания включает в себя шесть разделов:

- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

- формирование образа жизни, достойной человека;

- формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

В программе отражены особенности поведения детей, их интересы, мировоззренческие установки, особенности коллективного воспитания, проблемы жизни и вопросы текущей жизни по следующим возрастным группам: «Первоклассник», «Младшеклассник», «Младший подросток», «Старший подросток», «Старшеклассник» и «Выпускник».

Источник: studopedia.ru