Лубышева Людмила Ивановна.

Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Диссертация

Научные консультанты:

доктор биологических наук, профессор БАЛЬСЕВИЧ В.К.

доктор педагогических наук, профессор ПЕРЕВЕРЗИН И.И.

Москва - 1992

Содержание диссертации

Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов

Введение

Глава I. Физическая культура в системе обучения и воспитания будущих специалистов сферы общественного производства

1.1. Обоснование исторической роли физической культуры как общечеловеческой ценности

1.2. Социально-исторический аспект становления и развития физического воспитания в вузах

1.3. Физическая культура - важное средство интеллектуального и нравственного развития, поддержания высокой работоспособности и общественной активности студентов

1.4. Теоретические и методические аспекты, характеризующие профессиональную направленность физического воспитания в вузе

1.5. Теоретический анализ проблем, связанных с формированием физической культуры личности студента

1.6. Пути совершенствования физического воспитания студентов

Заключение по главе

Глава II. Методологический и методический подходы к исследованию

2.1. Проблема и гипотеза исследования

2.2. Базовые понятия

2.3. Процесс формирования физической культуры как предмет системного исследования

2.4. Организация и методика исследования

2.5. Организация педагогических экспериментов

Заключение по главе

Глава III. Общая характеристика физической культуры. Философский, социальный и педагогический аспекты

3.1. Общее понятие явления культуры

3.2. Философско-культурологические аспекты физической культуры

3.2.1. О соотношении социального и природного в реализации ценностей физической культуры

3.2.2. К пониманию физической культуры как сферы общего пространства культуры человека

3.3. Содержательные основы физической культуры: ее компоненты, формы и функции

3.4. Физическая культура и ее роль в формировании личности

Заключение по главе

Глава IV. Концептуальные основы воспитания физической культуры человека

4.1. Определение педагогической сущности и формирование принципов физкультурного воспитания

4.2. Цель и основные задачи физкультурного воспитания

4.3. Структурный анализ компонентов процесса воспитания физической культуры человека

4.3.1. Социально-психологический компонент

4.3.2. Интеллектуальный компонент

4.3.3. Двигательный компонент

Заключение по главе

Глава V. Социально-педагогический анализ факторов, детерминирующих физкультурно-спортивную деятельность студентов

5.1. Исследование факторов, определяющих интерес, мотивацию и отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности

5.2. Исследование уровня знаний и методических навыков в области физической культуры и спорта в группах студентов, объединенных по уровню физкультурно-спортивной активности, полу и профилю вуза

Заключение по главе

Глава VI. Педагогическая технология реализации физкультурного воспитания в вузе

6.1. Физкультурное воспитание в вузе: сущность и структура, цель и основные задачи как атрибутные признаки педагогической технологии

6.2. Организационно-методическое обеспечение процесса воспитания физической культуры студентов

6.2.1. Организационный аспект педагогической технологии

6.2.2. Методический аспект педагогической технологии

6.3. Информационно-образовательное обеспечение процесса воспитания физической культуры студентов

6.4. Технологические ориентации в освоении физкультурно-спортивной практики педагогического процесса

6.5. Технологические особенности программно-нормативного обеспечения процесса воспитания физической культуры студентов

6.5.1. Общие положения программно-нормативного обеспечения

6.5.2. Педагогическая технология построения рабочей учебной программы физкультурного воспитания в вузе

Заключение по главе

Глава VII. Экспериментальная проверка концепции физкультурного воспитания студентов

7.1. Анализ содержания экспериментальной учебной программы "Физическая культура" для высших учебных заведений

7.2. Исследование эффективности процесса формирования физической культуры студентов, построенного на основе экспериментальной учебной программы физкультурного воспитания в вузе

7.3. Результаты контрольного педагогического эксперимента по проверке эффективности Всероссийской базисной учебной программы "Физическая культура" для высших учебных заведений

Заключение по главе

Глава VIII.Пути совершенствования процесса формирования физической культуры студентов с использованием новой педагогической технологии (обсуждение результатов исследования)

Выводы

Практические рекомендации

Список использованной литературы

Приложение

Глава I. Физическая культура в системе обучения и воспитания будущих специалистов

1.1. Обоснование исторической роли физической культуры как общечеловеческой ценности

В наш век величайших социальных преобразований и научно-технической революции, необычайно ускорилось развитие всех сторон человеческой жизни. Этот процесс не мог не коснуться и сферы культуры человечества, в том числе и его физической культуры. Качественно новую стадию осмысления сущности физической культуры справедливо связывают с выяснением ее социальной сущности, функций и структурных компонентов, анализом эстетических и нравственных проблем физкультурно-спортивной деятельности [25,57,68,173,25].

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества и требований к полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду - этому первому и главнейшему условию человеческого существования. Вместе с тем, по мере становления систем воспитания и образования, физическая культура входила в их, прежде всего, в качестве базового фактора формирования двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для приумножения деятельностных возможностей человека, воспитания разнообразных физических способностей. При этом, декларировалась ее роль в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Одновременно (особенно в условиях технического прогресса общественного производства, изменения характера труда и жизненной среды человека) физическая культура приобретала все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, как средство оптимизации его физического состояния, сохранения и укрепления здоровья. Благодаря этому физическая культура органично вошла в современную культуру человечества, став ее крупной и неотъемлемой частью [53,69,111].

Нельзя не заметить, что осознание роли физической культуры в жизни человека и общества особенно проявилось в последнее столетие. Стимулом для понимания физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной деятельности, с одной стороны, и реальной физической активностью в повседневной жизни, с другой, послужили изменения к требованиям к физическому потенциалу людей последних поколений.

По мнению В.К.Бальсевича [25], именно такая ситуация явилась одной из причин возросшего интереса ученых к изучению вековой динамики показателей физического развития и физической подготовленности людей. Понимание сути этого явления, а главное учет его последствий в процессе организации двигательной деятельности людей имели важное значение для выявления особенностей физической активности современного человека. Стали видны огромные неиспользуемые возможности физического совершенствования человека из-за невовлеченности в систематические занятия физическими упражнениями. В то же время в исторически короткий срок человек был поставлен в условия существенно отличающиеся от тех, в которых он находился очень длительное время. Как показывают, например, расчеты академика Берга А.И. [31], за последние сто лет доля физического труда человека снизилась с 96% до всего лишь 5-6% от объема работы, выполняемой в обществе.

Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины были не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической деградации человека [189]. Они могли лишь в лучшем случае замедлить его, спасти то, что еще можно было спасти. Поэтому было высказано мнение, что тезис о необходимости охраны природы теперь представлялось уместным дополнить призывом к охране природы самого человека. К счастью, по вопросам стратегии борьбы за охрану природы человека ученые всего мира оказались на редкость единодушны. Подавляющее большинство их видели главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья человека в систематической физической активности в течение всей жизни [25].

Известный исследователь естественной природы и социальной сущности человека Е.В.Шорохова [293] пришла к выводу, что диалектика развития общества и человека как члена этого общества снимает противоречие природного и социального в человеке.

Связующим звеном между социальной средой и организмом человека, по утверждению Шороховой Е.П. является личность. Именно через личность человеческий организм испытывает влияние социального.

Далее вполне правомерно поставить вопрос как же конкретно соединяются в человеке природное и общественное? Ответ, по мнению известного советского философа Кагана М.С. [23], может быть только один: реальной силой, исторически обеспечивающей это соединение в процессе антропогенеза и всякий раз осуществляющей его в онтогенезе, в биографии каждого конкретного человека, является к у л ь т у р а. Человек творит культуру как "вторую природу", но и сам творим ею, ибо в филогенезе связь с социумом осуществляется посредством культуры" [123, c.24].

Поэтому, истинно диалектическая связь природного и социального и делает человека самой сложной системой из всех, какие существуют в мире. Такое понимание человека проверено опытом истории: он убедительно показал, что радикальное преобразование общественного устройства, осуществление образования, овладение тайнами природы, научно-техническая революция - все это само по себе еще не решает проблемы человека. Именно она, эта проблема встает перед нами во весь рост как самая трудная, потому что человек не принадлежит целиком ни природе, ни культуре, ни обществу и не является их простой суммой. Человек по М.С.Когану системное целое, в котором взаимодействие, взаимопосредование природы, общества, культуры рождает новые качества. Человек - биосоциальная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных способностей индивида и впитанных ею в ходе ее становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась.

Поэтому характер социализации и культуриции личности не может не зависеть от природных данных индивидуума - от своеобразия телесной и психической организации, его темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической одаренности [там же].

Выделившись, благодаря труду, из природы, человек не перестал быть природным существом. Он наделен естественными жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей. Но развитие природных качеств человека в отличие от стихийных процессов развития в природе стало в обществе предметом сознательного регулирующего воздействия, управления, совершенствования, что и обеспечивается специально ориентированными на это видами культуры.

Физическая культура как одна из таких частей, воздействует непосредственно не на предметы внешней природы, а на жизненно важные качества, свойства и способности самого человека, которые получены в виде задатков от природы, передаются по наследству (как генетические предпосылки развития) и развиваются в течение жизни поколений под влиянием условий жизни, деятельности и воспитания. Таким образом можно утверждать, что "физической культуре присуще как природное начало, так и социальное, так как, учитывая естественное, стихийное развитие человека, она своими средствами и методами добивается новых качественных результатов [69, c.13].

Уточняя этот важный методологический момент философского понимания физической культуры В.К.Бальсевич пишет, что она - есть "первый, естественный мостик, соединяющий в единое целое социальное и биологическое в человеке. Освоение, охрана и приумножение природного в человеке преломляется через сознательную и стимулируемую социумом физическую активность, выступая таким образом как решение "нулевого цикла" экологических задач - формирования и сохранения своего физического потенциала" [26, c.22].

В то же время чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной природы, но и на развитие самого человека, формирование его физического облика через воспитание личности, освоение ценностей, ориентаций, форм и характера поведения, восприятие окружающей действительности и т.п. Таким образом, "в процессе культурной деятельности человек не только создает ценности, но и формирует себя духовно и физически во всем многообразии форм своего выражения." [69, c.13]. При осмыслении места физической культуры в системе явлений культуры ее обычно рассматривают как определенный компонент того вида культуры, который связан с деятельностью, направленной на изменение и преобразование человека, а не природы, общества или отношений между людьми [99,173,258]. Так, например, М.С.Каган отмечает, что "физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности" [122, c.201].

В то же время неправомерно отождествлять физическую культуру с развитием физического потенциала человека. Ошибочность такого суждения убедительно доказывает В.И.Столяров, утверждающий, что "физическое состояние человека, его морфология, его физические качества и способности входят в мир культуры не сами по себе, а как элементы более широкой системы. Эта система включает в себя не только социально сформированные физические качества (способности) человека, проявляемые и опредмечиваемые в определенной деятельности, но и также другие элементы социальной реальности (знания, потребности, нормы и правила поведения, социальные институты и отношения, различные виды, формы и средства деятельности и др.) в той мере, в какой они обеспечивают формирование, функционирование и развитие этих качеств или являются результатом их реализации [258, c.15].

Исходя из этого, можно предположить, что физическая культура как одна из составляющих общечеловеческой культуры развивалась, развивается и будет развиваться по общим для всей культуры законам. В этом процессе будут находить отражение глобальные тенденции взаимодействия человека и природы, стратегия развития производительных сил на каждом из этапов истории такого взаимодействия с учетом исторически обусловленного своеобразия этих этапов.

1.2. Социально-исторический аспект становления и развития физического воспитания в вузах

Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях и выход из сложившейся вокруг этой учебной дисциплины критической ситуации требует глубокого понимания исторических процессов развития физического воспитания. Познание прошедших периодов, включая сюда и самые древние, не связанные непосредственно с нашим веком, - позволяет уяснить единство, как и многообразие творческой деятельности человечества в области физической культуры [148]. Представляемый ниже анализ становления физического воспитания не претендует на всесторонность, а ориентирован лишь на раскрытие основных моментов, позволяющих представить исторический аспект развития этого социального явления.

Возникновение физического воспитания по времени, как свидетельствуют исследования Н.И.Пономарева [221], следует отнести к самому раннему периоду в истории человеческого общества.

Овладение способностью к абстрактному мышлению, когда человек смог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты собственных действий, дает возможность воздействовать не на всю данную вещь природы (например, на зверя - предмет охоты), а на ее модель (изображение) и не прямым способом, а за счет движений, весьма сходных с реальными условиями, предстоящих трудовых операций (охоты). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходил на второй план, тогда как на первый план выдвигалось изменение (совершенствование) собственной природы человека: его действия теперь направлялись внутрь себя. В таком случае эти действия превращались в физические упражнения, т.е. нечто оторванное от своей трудовой первоосновы, но опосредованно служащее ей. Посредством движения люди научались адекватной деятельности (охоте), вступая в определенные отношения с окружающим миром через общение с людьми. Но отношения, "связанные с передачей и использованием опыта, выраженные в общении, и есть воспитание, в данном случае - физическое воспитание" [221, c.214-215].

И далее Н.И.Пономарев подчеркивается, что без абстрактного мышления, как способа активного отражения мира, невозможно было бы вообще развитие первобытного производства. Следует при этом вспомнить, что человеческий труд как раз тем и характерен, что продукт труда отделен от предмета труда, а умственная деятельность опережает материальную. Это обстоятельство крайне важно для правильного понимания причин возникновения в жизни общества физических упражнений как действий, абстрагированных от непосредственного производства акта [Там же, с.83].

Здесь Н.И.Пономарев связывает использование физических упражнений, предшествующих трудовым операциям, с мышлением человека, что дает ему основание в дальнейшем утверждать, что "способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой к охоте и ее результатами. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от непосредственно утилитарных действий, от производственной основы и превращение их в отвлеченные действия - в физические упражнения, т.е. в специфическую форму человеческой двигательной деятельности [Там же, с.90].

По мере развития человеческого общества физические упражнения, возникающие как подготовка к приобретению материального продукта, освобождаются от породившей их утилитарной целесообразности, проявляя все большую самоценность и значение как средств физического воспитания.

Особый интерес для нашего исследования представляет формирование школы П.Линга, который первым в Европе разработал в гимнастике направление, учитывающее жизнедеятельность организма. Концепция П.Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться не на произвольных изобретениях упражнений или модных направлениях, а исключительно на знаниях (подчеркнуто нами), истинность которых уже подтверждена анатомией и биологией. При выполнении таких физических упражнений в организме человека можно вызвать определенные благоприятные реакции. Упражнения надо последовательно отбирать и применять таким образом, чтобы они максимально обеспечивали нормальное функционирование организма. Преподаватель физкультуры поступает правильно, развивая те группы мышц, которые обеспечивают правильную красивую осанку и способствуют деятельности внутренних органов, делают возможными пропорциональное развитие тела, формирование правильной выправки, предупреждение или ликвидацию вредных последствий трудовых процессов или болезни.

Деятельность П.Линга, если следовать Л.Куну [148], составляла специфическую внутреннюю сторону развития систем физического воспитания, строившихся на гимнастике. Она означала шаг вперед в том смысле, что создала формы индивидуально приспособленных физических упражнений, независимо от среды, предметов природы или подготовки к непосредственному действию.

Высвобожденные технологией труда элементы движений Линг увязывал с биологическими функциями соответствующих групп мышц, создав тем самым основы для такого целенаправленного воздействия физвоспитания, для которого в рамках ранее разработанной войсковой гимнастике возможностей не имелось [Там же, с.175].

Далее, Л.Кун отмечает, что в концепции Линга с самого начала проявились противоречия. Свою систему он возводил на анатомических и физиологических познаниях своей эпохи. В итоге он не мог уяснить требования, вытекающие из закономерности гармоничного единства человеческого организма, тесной связи между его телесным и духовным развитием.

Во второй половине ХIХ века, основанный на свободной конкуренции капитализм вступил в монополистическую фазу. Потребности в физическом воспитании значительных масс рабочих не удовлетворялись существовавшими системами гимнастики. Такое положение стимулировало процесс совершенствования теоретических основ физического воспитания, требовало всестороннего изучения воздействия гимнастических систем и спортивной деятельности [253].

Среди исследований последней четверти ХIХ века нам представляется особенно значительным учение И.М.Сеченова, которое открыло путь к познанию общих закономерностей, которое привело к формированию нового воззрения на вопросы физического воспитания и физической тренировки. В ходе исследований выяснилось, что функционирование человеческого организма неотделимо от окружающей среды. Было также установлено, что различные физические упражнения оказывают влияние не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование внутренних органов человека и его психические процессы. Такое толкование воздействия физических упражнений требовало от практиков отказа от сформировавшихся формальных схем проведения занятий и принимать во внимание возрастные и половые особенности человека, учитывать его индивидуальные склонности.

Среди специалистов в области физического воспитания, работавших над научным обоснованием форм движения, роль первопроходцев принадлежит, по мнению историков физической культуры, Г.Демени и П.Ф.Лесгафту.

Г.Демени в разработанных им "Научных основах физического воспитания" подверг критике "систему движений" в наиболее распространенных в то время немецкой и шведской гимнастиках, которые, по его мнению, не согласуются с законами анатомии и физиологии, содержат много неестественных и формальных элементов. На основе проведенного им анализа он разработал передовую, по тому времени, теоретическую систему анализа движений.

Различные вольные упражнения Демени рассматривал как переход к спортивным движениям, которые он разделил на семь видов: ходьба, бег, прыжки, лазанье, поднятие, ношение, метание и упражнения "нападения и защиты".

В работах Г.Демени процесс физического воспитания представлялся серией регламентированных тренировочных уроков, связанных между собой задачей общефизической подготовки, формированием двигательных умений и навыков. Преподавателю в этом процессе отводилась роль методиста и руководителя, обеспечивающего реализацию поставленных перед учеником двигательных задач [192].

Запрос на полный текст диссертации присылайте на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: www.disser.h10.ru