Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1

ПЕДСОВЕТ

«Психофизическое развитие детей

посредством подвижных игр» (часть 1).

Литература:

1. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе – М. Просвещение, 1983.

2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. Просвещение, 1978. стр. 80, 117, 155, 202, 244.

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М. Просвещение, 1986. стр. 35, 79, 127, 194, 257.

4. Кенеман А. В. Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 1985. с. 148.

5. Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 1976. с. 158.

6. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. -2006.-№3.-С. 117-122.

7. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25

8. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С. 84-87.

9. Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание№6.-2000.-С. 30-48.

План проведения:

I. Теоретическая часть.

1. Сообщение заведующего о роли подвижной игры в повышении двигательной активности детей дошкольного возраста.

2. Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста

(Инструктор по физической культуре) .

3. Подвижные игры в воспитании и развитии дошкольников (Старший воспитатель) .

4. Итоги тематического контроля организации подвижных игр и педагогического руководства ими в разных возрастных группах детского сада (Справка) .

II. Практическая часть. Деловая игра «Знатоки подвижных игр».

1. Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка, начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья.

Все методы воспитания в детском дошкольном учреждении направлены на достижение всестороннего гармонического развития ребенка, и должны обеспечивать формирование самостоятельности, инициативы, активности и других положительных качеств личности. Этому в большей мере способствует комплексное использование разнообразных средств.

Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы старшие дошкольники научились играть в подвижные игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Старших ребят надо приучать к совместным играм с малышами, оказывать им помощь в выборе игр, участвовать в играх в качестве водящего, следить за ходом игры, подсказывать порядок игровых действий, напоминать правила и т. д.

Чаще всего подвижные игры используют в целях двигательной активизации детей. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, к увеличению работоспособности.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови! », «Беги! », «Стой! » и др.

По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Ведущая цель п/игр – физическое развитие и оздоровление детей.

Я. А. Коменский называл семь основных правил подвижной игры:

• движение;

• физическая раскованность и свобода;

• общественный характер;

• состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;

• наличие правил, т. к. без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»;

• легкость, которую приобретает каждый ее участник;

• ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

2. Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста (Инструктор по физической культуре) .

Младший дошкольный возраст. Это период активного накопления и использование всего арсенала движений, их вариантов и сочетаний. Этот возраст сензитивен к развитию быстроты, выносливости, мышечной силы, функции равновесия, основное внимание на развитие психофизических качеств. Ребёнку 3 лет уже доступны и понятны некоторые элементы техники.

Средний возраст 4-5 лет.

С 4 до 7 лет – это период первого детства. С точки зрения нейрофизиологов, нейропсихологов, его начало - один из самых сложных этапов жизни ребёнка, который обозначается как критический.

В четыре года ребёнок заявляет о себе как о личности, но не всегда и не всеми взрослыми это воспринимается как факт. С этого возраста начинают формироваться способы поведения детей, свойственные только мальчикам и только девочкам. Дети этого возраста достаточно свободно ориентируются в пространстве.

Детям 4-5 лет становятся интересными наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Дети этого возраста хорошо осваивают разные виды ходьбы, оформляется структура бега, вот почему особое внимание обращается на то, чтобы дети бегали легко, ритмично, энергично. Внимание детей пятого года жизни приобретает всё более устойчивый характер, у них совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Старший дошкольный возраст.

Старшие дошкольники способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол) .

На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений.

К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются

по интересам и длительное время играют, взаимодействуя друг с другом, достигая цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игр.

Таким образом, движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Прогулки, физ. досуги и занятия, включающие разные варианты подвижных игр и упражнений, подобранных с учётом уровня двигательной активности детей, позволяют решать важные задачи, направленные на укрепление их физического и психического здоровья.

Источник: www.maam.ru