Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (ВУЗ) с использованием спортивно-ориентированных технологий

Библиографическое описание: Тимошенко В. В. Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (ВУЗ) с использованием спортивно-ориентированных технологий [Текст] / В. В. Тимошенко, Я. В. Бобылева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 531-533.

Проблема определения роли современного физического воспитания в формировании личности и здорового образа жизни приобретает все большую актуальность. Именно физкультурно-спортивной деятельности отдан приоритет в воспитании здорового поколения молодежи, так как именно здесь решаются не только воспитательные и образовательные задачи, но и оздоровительные.

Постоянное обновление различных сторон общественной жизни требует новых подходов в организации образования. Образование во всех его формах признается в качестве приоритетного направления в развитии личности. Поэтому способность к самосовершенствованию, самовоспитанию, саморазвитию становится особенно значимой. И в процессе становления личности немаловажную роль играет образование в области физического воспитания.

Тенденция к ухудшению здоровья учащихся, снижению уровня их физической подготовленности наблюдается почти повсеместно. Одной из причин такого положения является то, что основная масса студентов не занимается физкультурой и спортом нигде, кроме уроков физической культуры, что недостаточно для выполнения необходимой суточной двигательной активности. Необходимо увеличить двигательную активность студентов, чтобы прекратить развивающуюся гиподинамию и устранить многие причины болезней. При этом необходимо создать условия для удовлетворения биологической потребности студенческой молодежи в двигательной активности, для достижения высокого уровня физической подготовки, для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Таким образом, важной проблемой сегодня является оптимизация двигательной активности студенческого контингента с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию.

Однако использование традиционных подходов к организации занятий по физическому воспитанию в настоящее время не имеет должного воздействия на студентов, на их стремление к занятиям спортом, к постоянному самосовершенствованию и физической активности. Ориентация физического воспитания на усвоение жестко регламентированного материала делает невозможным восприятие студента как личности и не способствует развитию его индивидуальности.

Ряд авторов (В. К. Бальсевич, Т. Ю. Круцевич, Л. П. Пилипей; С. М. Канишевский, М. Д. Зубалей, В. Г. Шилько,) отмечают, что действующая в настоящее время система физического воспитания недостаточно эффективна для повышения уровня физической подготовленности, здоровья, профессионально важных психофизиологических качеств значительного количества студентов.

Теоретический анализ научно-методической литературы (М. Ф. Сауткин, А. Б. Артемов, И. А. Анохин, Р. В. Александрова В. П. Зайцев, С. Савчук, А. Я. Кибальник) показал, что для того, чтобы добиться результатов в улучшении физической подготовленности, повышение уровня развития психофизических качеств студенческой молодежи, необходимы принципиально новые подходы, методы и технологии, которые должны соответствовать индивидуальным особенностям, способствовать максимально эффективной реализации их интересов, склонностей и способностей.

Оптимизация процесса физического воспитания, созданная на базе новых технологий, включает в себя следующие структурные составляющие: цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения; содержание обучения; средства диагностики и контроля состояния результатов обучения; методы обучения; организация учебного процесса; средства обучения; результат деятельности — достигаемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Внедрение в процесс организации физического воспитания инновационных технологий мотивирует студентов к занятиям физическими упражнениями, оптимизирует собственную двигательную активность не только во время учебных занятий, но и во внеаудиторное время, способствует формированию здорового образа жизни. Использование ценностных, общекультурных, познавательных, информационных, личностно-ориентированных компетенций расширяет круг познаний студенческой молодежи.

Улучшение качества обучения и воспитания в вузе зависит от многих факторов: от уровня научно-методической подготовки преподавателей, от валеологиечской образованности преподавателей, от состояния учебно-материальной базы, от морально-психологического климата, от степени взаимодействия педагогов со студентами. Поэтому большое значение имеет системный подход к совершенствованию всех сторон педагогического процесса при одновременном выделении особо актуальных задач для определённого периода и выбора оптимальных вариантов их решений [6].

Оптимизация физического воспитания не представляет собой какой-то особый метод или приём. Это целенаправленный подход к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов теорий и методики физического воспитания, сознательный научно-обоснованно (а не стихийный, не случайный) выбор наилучшего для конкретных условий, ситуаций вариантов построения занятий и учебного процесса в целом. Следовательно, с целью повышения эффективности занятий по физическому воспитанию в программы включают не только проверенные практикой, а и новые организационные методы.

В последние годы всё шире в физическое воспитание студенческой молодежи внедряются спортивно-ориентированные технологии, что способствует повышению интереса студентов к физической культуре в образовательном пространстве вуза. Цель применения данной технологии состоит в вовлечении студентов вуза в регулярные и доступные занятия определенным (лично выбранным) видом спорта. Результатом внедрения спортивно-ориентированных технологий в процесс физического воспитания является поэтапное повышение уровня знаний студентов по физической культуре, по определенному виду спорта, повышение уровня двигательной активности, как в учебное, так и во внеурочное время.

Спортивно ориентированная программа для студентов основного отделения, направленная на углубленное изучение отдельных видов спорта и современных двигательных систем, позволяет получать результаты от вида деятельности в условиях соревнований, контрольных испытаний и оценивать способности и формировать устойчивую потребность в регулярных занятиях. Она логически оправдана для студентов основного отделения, которые практически здоровы, но недостаточно подготовлены для занятий в отделении спортивного совершенствования, где осуществляется подготовка сборных команд вуза [1,]. Ориентация на тренирующий эффект — оптимизирующий фактор для развития основных физических качеств, что необходимо для юношеского возраста, когда происходят активные процессы физического развития. Следовательно, выбор учебной программы спортивной направленности является потребностью студентов основного отделения, что нужно учитывать при организации учебного процесса и коррекции содержания рабочей программы.

Гуманитарная направленность и демократичный подход в выборе вида спорта является более действенным в ходе спортивного совершенствования студентов, но он не исключает строгую последовательность усвоения учебного материала.

Физическое воспитание в гуманном обществе, считает Т. Круцевич, должно быть валеологически сориентированным, то есть придерживаться оздоровительного принципа в организации и проведении занятий по физической культуре. Основные задачи физического воспитания студенческой молодежи в данном контексте заключаются в том, чтобы:

- дать студентам знания и сформировать навыки соблюдения здорового образа жизни;

- сформировать у них стойкую привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, используя разные рациональные формы;

- проводить систематические физические тренировки с оздоровительной или спортивной направленностью;

- информировать студентов о главных ценностях физической культуры и спорта [3]

Реализация процесса физического воспитания в рамках гуманизации, демократизации и личностного ориентирования системы образования должна базироваться на принципах педагогики сотрудничества. Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей студентов.

Одна из составляющих личностно-ориентированного подхода — это диалогичность, когда педагог и студент совместно решают задачи совершенствования знаний, умений и навыков. Преподавателю, ведущему этот диалог, необходимо обладать релевантной информацией о потребностях студентов в сфере физической культуры и спорта [5].

Если студенты должны будут перейти к сознательному выбору формы занятий и начнут задумываться о своих физических кондициях, то они станут активным элементом системы обучения.

Таким образом, студентам предоставляется более широкий выбор различных форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личных интересов, наклонностей и способностей. Вместе с тем подобная система и организация учебных занятий будет повышать творческий потенциал преподавателей, побуждая их к постоянному совершенствованию.

Мотивационное обеспечение в спортивно-ориентированном физическом воспитании во многом зависит от правильного методико-практического построения занятий, которое детерминируется адекватным влиянием физических упражнений, природных и социальных факторов на организм занимающихся [2].

Для эффективности физического воспитания целесообразно применять спортивно-ориентированное направление на основе видов спорта, реализующееся через учебную программу, подразумевающую единение совокупных принципов:

- соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре;

- структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления студента;

Регуляция физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях по виду спорта играет важную роль в формировании всесторонне развитой и подготовленной личности при условии сохранения интереса к занятиям. При планировании занятий необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии физического воспитания и спортивной тренировки, особенно в выборе и реализации таких объемов, интенсивностей и тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию занимающегося.

В целях дальнейшего совершенствования программ физического воспитания с использованием спортивно ориентированных технологий необходимо постоянно изучать физкультурно-спортивные интересы студентов, их потребности в двигательной активности, мотивационную сферу, образ жизни. Это все позволит определиться в приоритетах выбора технологий обучения.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- вопросы оптимизации процесса физического воспитания студентов за последние годы не утратили своей актуальности. Об этом свидетельствует большое количество научных исследований и публикаций;

- уровень физической подготовленности и состояние здоровья студентов в последние годы имеет тенденцию к снижению, что вызывает повышенную обеспокоенность;

- процесс совершенствования физического воспитания студентов, улучшения их физической подготовленности, в основном, строится на общей теории физического воспитания, при этом, как правило, не учитываются индивидуальные особенности студента.

С целью формирования мотива к физическому и духовному самосовершенствованию студентов необходимо, чтобы предлагаемые инновационные технологии физического воспитания применялись в целостном образовательном пространстве учебного заведения. Это позволит реализовать интересы и потребности студентов к регулярным занятиям по физическому воспитанию.

Литература:

1. Андрющенко Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «физическая культура» // Л. Б. Андрющенко. — Теория и практичка физической культуры. — 2002. — № 2. — С. 47.

2. Радаева С. В. Учебная и внеучебная формы физического воспитания студентов с использованием спортивно-ориентированных технологий // С. В. Радаева, В. Г. Шилько // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2007. — № 300–3. — электронный ресурс, режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-i-vneuchebnaya-formy-fizicheskogo-vospitaniya -studentov-s-ispolzovaniem-sportivno-orientirovannyh-tehnologiy.

3. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т. Ю. Круцевич. — К. Олимпийская литература, 2003. — Т. 2. — 390 с.

4. Фізичне вдосконалення студентської молоді: стратегія та інноваційні технології: моногр. за матеріалами міжнар. симп. /під заг. ред. проф.Р. Раєвського. — О. Наука і техніка, 2011. — 544 с.

5. Шилько В. Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // В. Г. Шилько // Вестник Том. гос. ун-та. — 2004. — № 283. — электронный ресурс, режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-fizicheskom-vospitanii-studentov.

6. Щербакова Е. В. Системный подход к совершенствованию образовательной среды вузов // Е. В. Щербакова, Т. М. Нечаева, Т. А. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1 — С. 108–109.

Источник: www.moluch.ru