Гендерное воспитание в детском саду

Маленькие дети пока не осознают свою гендерную принадлежность в полной мере. Слова «девочка» и «мальчик» для них означают только отличия во внешнем виде. К двух-трехлетнему возрасту появляются первые представления о том, что существуют два пола. И происходит это благодаря воспитанию, обеспечиваемому родителями и работниками детских дошкольных учреждений.

Гендерный подход

Гендерное воспитание детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и детскими садами. Сегодня в каждом детсаде должны реализовываться программы гендерного воспитания. Они основаны на том, что восприятие окружающего мира существенно разнится у девочек и мальчиков дошкольного возраста. Да и мыслят дети по-разному. Благодаря разнообразным играм, которые в детсадах проводятся в рамках гендерного воспитания, дети со временем ассоциируют себя с конкретным полом. Однако не только в этом состоит суть гендерного воспитания в детском саду. Благодаря такому подходу, основанному на игровой форме, мальчики и девочки формируют представление о правилах поведения, характерных для мужчин и женщин. И если один ребенок ведет себя не так, как это представляют другие дети, то он может стать изгоем в коллективе. Если, к примеру, мальчик проявляет в поведении признаки, присущие девочкам (играет с куклой, интересуется плетением косичек и т.д.), то остальные мальчики в группе его осуждают и не принимают. Аналогичная ситуация может наблюдаться и в среде девочек. В случае, если у ребенка отмечается повышенный интерес к одежде или игрушкам противоположного пола, то игнорировать это явление нельзя, ведь гендерная идентичность в таком возрасте проявляется именно в этом. Однако родителям и воспитателям следует быть аккуратными, так как кукла для мальчика или машинка для девочки может быть просто объектом интереса, а не глубокой привязанности.

Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения. Так, мероприятия по гендерному воспитанию включают и формирование у детей чувства толерантности друг к другу.

Физическое воспитание – гендерный аспект

Гендерный подход включает и наличие особенностей в физическом воспитании дошкольников. Во время проведения физических занятий в детсаду девочек и мальчиков ориентируют на различные виды физической активности. Мальчикам предлагают выполнять упражнения и играть в игры, в ходе которых они бы могли демонстрировать свою скорость, выдержку и силу. Речь идет о метании предметов, беге, борьбе. Имеет значение и количество повторений, и длительность занятий. Что касается девочек, то их ориентируют на развитие пластики, чувства ритма, гибкости. Лучшие спортивные снаряды для них – это мяч, скакалка, ленты, хула-хуп. Во время занятий по физкультуре девочкам в таки играх проявлять себя легче. Это связано с повышенной (в сравнении с мальчиками) частотой движения кистей рук.

Сегодня, по мнению многих экспертов, гендерное воспитание детей дошкольного возраста следует осуществлять комплексно. Всесторонне развитие малышей способствует адекватному привитию качеств полов. Четкие границы между чувствами, эмоциями и поведением, которые существовали раньше, уже не так сильно выражены. Таковы реалии современного общества. В наше время сильная, целеустремленная, решительная, волевая женщина уже не считается «изгоем», равно как и мужчина, который умеет выражать сочувствие и переживать о других людях, не стесняясь проявлять эмоции.

Ребенок, который четко отождествляет себя с конкретным полом, но при этом способен демонстрировать поведение, присущее противоположному полу, будет адаптирован к условиям жизни современного общества лучше. Важно только понимать, что умение проявлять нехарактерные гендерные качества не подразумевает собой размытую грань между ними. Суть в том, что и мальчик, и девочка, и мужчина, и женщина – это Человек!

Источник: my-sunshine.ru