Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования –процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого- педагогических целей обучения, воспитания. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. В государственных документах данное направление признается важнейшим национальным приоритетом.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения» Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из »Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, и использование информационных технологий в воспитательно -образовательном процессе, и разработка интегрированных занятий, и проектная деятельность, и активное использование сети Интернет.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новые методические разработки, направленные на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно – образовательного процесса. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях позволит модернизировать учебно –воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Сущностью информатизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является процесс информационного обеспечения педагогической деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

Проблема:

Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной ауди- видеотехникой. Но до сих пор отсутствует методика использования информационно- компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой. Поэтому очень важны уже накопленный педагогический опыт, апробированные в практике ДОУ инновационные материалы по применению информационных технологий в воспитании и обучении детей для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.

Области применения ИКТ в ДОУ:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, принтер, Интернет презентации).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям и самостоятельной деятельности детей.

3. Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья.

5. Оформление документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и, в дальнейшем, только вносить необходимые изменения.

6. Создание и использование презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

7. Использование презентаций, созданных в программе Power Point, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе родительских собраний.

8. Использование цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

9. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса) .

10. Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.

11. Использование электронной почты.

12. Создание сайта ДОУ

Значение сайта для совершенствования взаимодействия педагогов, родителей и социального окружения ДОУ:

Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо публиковать и распространять информацию о состоянию и результатах его деятельности. С 1 января 2011года, в соответствии с требованиями закона «Об образовании» в редакции ФЗ № 293 от 8 ноября 2010 года (статья 32, создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным.

Создание сайта способствует:

1. увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые хотят и могут познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;

2. информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;

3. предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость дошкольного учреждения;

4. рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;

5. быстрому и простому проведению презентации ДОУ практически неограниченному кругу интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и воспитания детей дошкольного возраста и другие вопросы;

6. опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;

7. размещение на сайте ДОУ обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, которые могут сделать выводы, связанные с деятельностью дошкольного учреждения и эффективности решения приоритетных задач.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Такой режим информационного воздействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и воспитании ребенка; советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом, родители могут, обратившись к заведующему ДОУ по электронной почте.

Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:

1. Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;

4. Создание системы поддержки семейного воспитания;

5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;

6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.

Использование информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ:

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное внимание к нему со стороны педагогов, родителей, инструктора по физической культуре, медицинского персонала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивает оперирование большими объемами информации.

Также позволяют обеспечить наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий, делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями, повышают качество педагогического труда.

Вместе с вышеперечисленными достоинствами, информационно-коммуникационные технологии, позволяют инструктору по физической культуре более качественно организовать работу с родителями: они в полной мере получают информацию о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в детском саду, ее результатах и путях улучшения, рекомендации по физическому развитию и организации занятий физическими упражнениями детей в семье.

Итак, приносят ли информационно-коммуникационные технологии положительный результат в воспитании и обучении дошкольников? Ответ однозначный: да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры-это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

В «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПин2.4.1.2660-10) прописано: «Для занятий с детьми с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организации и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекты и экраны с коэффициентом отражения 0, 8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1м. и не более 1, 3м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером по диагонали 59-69см. Высота их установки должна составлять 1-1, 3м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не дальше 5-5, 5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу) ; расстояние между рядами стульев должно быть 0, 5-0, 6м. Детей рассаживают с учетом их роста. »

Подробно описаны требования к компьютерному залу, к игровой комнате, комнате психологической разгрузки (релаксации) в методическом пособии С. Л. Новоселовой «Требования к организации компьютерного обучения дошкольников»

Использовать компьютер для детей 5-7 лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6-7 лет не более 15 минут. После занятия с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз.

Какие же технические средства ИКТ применимы в дошкольных учреждениях? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К, сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И, как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. А ведь нельзя материальную базу ставить выше, чем эффективность применения информационно коммуникационных технологий.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи) .

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. А использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Источник: www.maam.ru