Скачать:

Предварительный просмотр:

П рограмма по физической культуре для младших классов не предусматривает целенаправленной подготовки учащихся к баскетболу. Однако каждый учитель физкультуры, думая о спортивном будущем своей школы, может уже с первого класса начать планомерное обучение детей  баскетболу, используя для этого естественные и доступные для детей виды движений и подвижные игры.

Первые шаги в обучении всегда самые важные, поскольку именно здесь закладывается основа индивидуальной манеры игры, усваивается стереотип двигательной деятельности. Необходимо, чтобы изучение техники и тактики игры, физическая подготовка были неразрывно связаны с воспитанием нравственных качеств. Прежде всего нужно уяснить себе, что обучение баскетболу в этом возрасте представляет собой не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания ребенка.  Этот возраст ( 8 -10 лет) – лучший период для начала работы по овладению спортивной моторикой.     Важно учитывать, что каждый ребенок обладает потенциальными возможностями для овладения комплексом специальных качеств и навыков. Однако темпы роста, динамика совершенствования всегда индивидуальны. Поэтому одна из важных обязанностей педагога заключается в выявлении индивидуальных возможностей каждого учащегося и нахождением оптимальных для данной группы занимающихся средств совершенствования. Первая встреча с мячом у большинства детей происходит до школы, однако твердых навыков владения мячом они, как правило ,еще не имеют. Поэтому на уроках физкультуры учитель знакомит учеников с простейшими приемами владения мячом. Много времени уделяет различным перемещениям, разновидностям бега. Особой заботой учителя должно стать развитие такого важного для будущего баскетболиста качества, как прыгучесть.

В 1 -4 классах подготовительные упражнения для баскетбола практически можно проводить на всех уроках. Специфические для баскетбола упражнения в беге и прыжках можно включать в подготовительную часть. бег в чередовании с ходьбой, бег с ускорениями, бег зигзагом, перемещения приставными шагами в стойке баскетболиста, чередование бега с остановками по сигналу учителя, бег с изменением направления, бег парами и тройками, прыжки в шаге, выпрыгивание вверх с ноги на ногу, прыжки на двух ногах с поворотом на 90, 180  градусов, прыжки по разметкам и т.д. А упражнения с мячом в основную часть урока. Упражнения с мячом вызывают у детей особый интерес и создают на уроке высокий эмоциональный фон. Для того чтобы не снизить заинтересованность детей учитель должен постоянно варьировать упражнения, которые он применяет для обучения или совершенствования того или иного движения или технического приема. Особое внимание нужно уделять образцовому показу упражнений. так-как в начальной школе этот метод наиболее эффективен. Сопровождающие показ объяснение упражнений должно быть по возможности кратким и ясным. Другим важным условием, от которого зависит эффективность урока является его плотность. Одним из способов повышения плотности урока является многократное повторение разучиваемых упражнений, сокращение до минимума времени на показ и объяснение упражнений.  Чтобы обеспечить хорошую плотность урока учитель должен правильно спланировать сам процесс его проведения: виды перестроений учащихся, методы обучения и совершенствования, индивидуальную работу при коррекции ошибок, количество инвентаря ит.д. Во  II классе продолжают совершенствоваться навыки в беге, прыжках, а так же выполняются простейшие упражнения с мячом и начинается первое знакомство с некоторыми техническими приемами. В III –IV классах наряду с совершенствованием приобретенных ранее умений и навыков ученики овладевают новыми движениями и техническими приемами, а также сочетанием движений с техническими приемами.

Важное значение в процессе обучения имеют подвижные игры и игровые упражнения, они всегда вызывают у детей положительные эмоции. Как правило, игры следует проводить с целью закрепления тех умений и навыков, которые учащиеся приобретают в процессе занятий. Подвижная игра может быть эффективна только в том случае, если упражнения. закрепляемые в ней достаточно хорошо разучены. Поэтому сначала целесообразно давать игры с заданиями на правильность и точность выполнения упражнений, на меньшее количество допущенных ошибок и только в  последующем на скорость. От простых игр следует переходить к играм более сложным,  предъявляющим все более высокие требования к развитию и совершенствованию координации движений и физических качеств. с более сложными правилами, требующими инициативы и сообразительности. Постепенно дети переходят к командным играм с распределением определенных функций. Особенно хочется сказать об играх «Мяч ловцу» и «Борьба за мяч», поскольку эти игры являются подготовительными к баскетболу: здесь уже вводятся постепенно новые правила ( сбрасывание мяча после ухода за линию, запрещается бегать с мячом, ведение выполяется только одной рукой, запрещается толкать соперника). Таким образом к моменту окончания начальной школы учащиеся вполне могут освоить такие элементы как ловля, передача. ведение мяча с изменением скорости и направления, различные перемещения, остановки, повороты, броски в цель с места и в движении.

В средних классах программный материал по баскетболу усложняется, вводятся новые технические приемы, начинается обучение технико- тактическим действиям. Если в начальной школе больше времени уделялось индивидуальным навыкам работы с мячом, то в 5 -7 классах нужно не забывать и о групповых командных действиях. Основным материалом обучения является техника игры в нападении и в защите. Большинство технических приемов изучается целостным методом, т.е. без расчленения на составные части. Расчлененный метод необходим при разучивании относительно сложных двигательных навыков. Например: бросок в кольцо после двух шагов, где сначала разучивается бросок в кольцо одной рукой от плеча, затем 2 шага, после чего оба эти элемента соединяются в целое. После того как прием выполняется правильно, следует вносить усложнения за счет увеличения скорости, расстояния и вводить преодоление сопротивления противника, создавая условия близкие к игровой обстановке.

В старших классах продолжается совершенствование уже изученных элементов игры, но особое внимание уделяется командным действиям. Учащиеся должны уметь взаимодействовать на благо командных  интересов. Таким образом можно сделать вывод, что баскетбол –это прекрасная игра, которая позволяет развивать как физические качества, так и морально-волевые.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Работу над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет.

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражд.

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития ли.

Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. Считаю, что тренеру очень.

Мой педагогический опыт основан на спортивных играх, которые входят в программу подготовки учащихся с 1-11 классы, используются во внеклассной работе с детьми, как средство дополнительного образования.

В статье размышление о том, почему у многих молодых людей утеряна духовность и как ее возродить, может быть как одно из средств это приобщение к церковной музыке? Что это даст? Во–первых, знани.

В статье раскрывается роль подвижных игр в жизни ребенка. Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность школьников, происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверен.

Серия занятий объединена общей целью – знакомство детей с праздничными и знаменательными датами России, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но имеющих важное значени.

Статья о деятельности школьных музеях Старооскольского городского округа. Школьный музей является не только хранителем народной памяти, но и центром гражданского и патриотического во.

1) Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2) Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит.

Источник: nsportal.ru