Спортивные игры как средство физического воспитания, их особенности

Спортивные игры широко представлены в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, в армии, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки. По показателям основных физических качеств представители спортивных игр занимают высокие места среди спортсменов других видов.

Сложность технических приемов и тактических действий определяет необходимость длительной специальной подготовки игроков с постоянным составом команды (в коллективных играх). Игровая деятельность характеризуется работой переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. В ходе каждой игры возможна работа различной мощности. Поэтому тренировка должна быть направлена на достижение у спортсменов высокого уровня аэробной и анаэробной производительности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека.Как средство физического воспитания (эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности. без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

1. Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия), т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков.По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др.) в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсюда требование надежности, стабильности навыков и т.д.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

2. Коллективность действий , характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр — сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру — важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником.

Воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Во время учебных занятий и соревнований при правильном педагогическом руководстве занимающиеся приучаются подчинять личные интересы интересам команды. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом. Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

4. Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Основной психологической установкой спортсмена на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков. Условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.

В процессе учебных, товарищеских и календарных встреч между игроками могут возникнуть конфликты, связанные с болевыми ощущениями (при столкновениях), недовольством действиями партнера и т.д. Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Очень остро реагируют занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм.

5. Доступность для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью, до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений). Занятия спортивными играми — весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Но есть и определенные трудности в регулировании нагрузки в спортивных играх - даже в однородных по возрасту и полу группах физическое развитие занимающихся различно. Преподаватель должен внимательно наблюдать за каждым учеником, руководствуясь главным образом объективными показателями утомления (нарушение координации движения, обильное потоотделение, побледнение, учащение пульса выше допустимого).»Субъективные» же показатели утомления («я не устал, дайте мне еще поиграть») должны приниматься во внимание строго в соответствии с индивидуальными особенностями игроков

6. Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата.

В играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.

7. Спортивные игры уникальное зрелище. по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр — в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс. Играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и участвующих в соревнованиях. Спортивные игры несутвысокий эмоциональный заряд. здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад. Однако большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр создает известные трудности в организации педагогического процесса. Стремление быстрее приступить к игре иногда вызывает недостаточно серьезное отношение к общей физической подготовке изучению элементов техники, разучиванию тактических комбинаций. На конкретных примерах с достаточным тактом преподаватель должен убеждать учащихся в целесообразности всех видов подготовки

Спортивные игры в Е С К

Спортивные игры включены в Единую спортивную классификацию, что во многом способствует их развитию в нашей стране. ЕСК определяет условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий на основании норм и требований, определенных ЕСК Республики Беларусь).

Основными задачами ЕСК являются: установление единых оценки уровня мастерства спортсменов и порядка присвоения спортивных званий и разрядов; содействие развитию видов спорта, совершенствованию системы спортивных соревнований, привлечению граждан к активным занятиям спортом, повышению уровня всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства спортсменов. В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиций Единой спортивной классификации (ЕСК) — игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание. Разрядные нормы - нормы, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в количественных показателях мер длины, веса и времени, а разрядные требования - требования, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в очках, баллах, занятом месте в командных или индивидуальных соревнованиях, победах над соперником, достижением определенного рейтинга. Оценивается также выступление команды за определенный период времени (год, два и т. п.) суммарно в различных соревнованиях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (I- IV) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Юношеские разряды (I-III), спортивные разряды (кандидат в мастера спорта и I-III), звание "Мастер спорта РБ", "Мастер спорта международного класса", «ЗМС».

Однако как бы ни было велико положительное значение спортивных игр, их нельзя рассматривать как универсальное средство физического воспитания. Только в органической связи с гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием и другими видами спорта занятия по спортивным играм могут успешно решать задачи разностороннего физического развития человека.

Источник: life-prog.ru