Формирование телесной пластичности как современное средство физического воспитания девушек 15-16 лет

Одной из важнейших проблем человечества 21 века является здоровье нации. Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения, снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей всех возрастов [7, с. 14].

В общем росте заболеваемости особое место принадлежит подростковому возрасту, являющимся в психофизиологическом отношении одним из наиболее уязвимых, делающим организм подростка особенно чувствительным к воздействию отрицательных факторов (А.Д. Алферов, 2000; Э.Н. Вайнер, 2001 и др.) [1, с. 5]. В психологии и педагогике подростковый возраст определяется как переломный, переходный и критический в развитии школьников (П.А. Рудик, А.Г. Хрипкова, И.С. Кон, Н.П. Леонтьева, К.В. Маринова, Л.Ф. Обухова, Е.П. Ильин). Психологическими особенностями данного возраста являются формирование самооценки, чувства взрослости, потребность в общении со сверстниками, развитие познавательных интересов, стремление к самопознанию, самоутверждению.

И.А. Аршавский, Д.П. Букреева, Т.С. Криворучко, Б.А. Никитюк, В.Р. Окушко, Р.В. Сила и др. отмечают, что в физическом воспитании девушек 15 – 16 лет необходимо акцентировать внимание на происходящие изменения в моторной сфере: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации, девушки (15 – 16 лет) становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма у девушек данного возрастного периода, снижающими или блокирующими возможности их самоконтроля, то необходимо системно увеличивать нагрузку мышечной работоспособности, которая тесно связана с развитием нервной системы, тем самым, оказывая положительное воздействие на психологическое развитие [2, c. 68].

Как отмечают исследователи (И.В. Дубровина, А.М. Прихожин, В.В. Зацепин) бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения – все это отражается на функциональных состояниях девушек 15 – 16 лет [5, c. 64].

В перечне причин. определяющих, по мнению многих ученых, сложившуюся ситуацию. называют хроническим дефицитом двигательной активности, который обусловил негативные тенденции в физическом и психическом развитии у девушек 15 – 16 лет, приводящие к снижению адаптационных резервов, возникновению ассогласования механизмов регуляции функций, увеличению количества хронических заболеваний (П.А. Виноградов, 1990, 1994; М.Я. Виленский, 1994; А.Х. Мельников, 1997; М.М. Безруких, 2002). В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья данного возрастного периода, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим в области физической культуры.

Физическая культура, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности, что с одной стороны, способствует выполнению функций видов культуры (материально-производственной, социально-политической, духовной, художественной и др.), с другой выполняет только ей присущую функцию физического совершенства. Следовательно, интегративные, духовно-физические возможности физической культуры, освоение человеком комплекса ее функционально ценностно-деятельностного потенциала все чаще рассматриваются как мощный фактор оздоровления [3, с. 32].

Букреева Д.П. Косилов С.А. Тамбиева А.П. отмечают, что физическое совершенствование девушек в возрасте 15 – 16 лет происходит в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности, которая осуществляется по законам физического воспитания [2, с.85].

Физическое воспитание в узком смысле – вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств, совокупность которых и определяет его физическую дееспособность.

Физическое воспитание на базе более широкого (философско-культурологического) подхода. дающего возможность сориентировать систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостной сущности человека, развитие его как единства телесного и духовного становится наиболее актуальным для определения средств в работе с девушками подросткового возраста (Н.Н. Визитей, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Ю.М. Николаев). Так как взгляд на физическое воспитание с позиций качественно нового знания – приоритета духовности, одухотворения физического, рассмотрения физического как личностного – может способствовать всемерному содействию формирования девушек с гармоническим развитием их сущностных (духовных и физических) сил, реальному приобщению их к освоению многообразных ценностей, полноправному включению физического воспитания в спектр общей культуры человека и общества [4, с.5].

Из этого подхода следует, что в физическом воспитании девушек 15 – 16 лет необходимо использовать два основных компонента: двигательный и интеллектуальный (В.Н. Курысь, В.П. Лукьяненко, А.П. Матвеев, В.М. Минбулатов, Л.Н. Сляднева, Г.В. Шиянова). В процессе формирования двигательного компонента целенаправленно воздействие на физическую природу женского организма, путем развития известных физических способностей и освоения различных двигательных действий.

Развитие интеллектуального компонента осуществляется путем формирования специальных знаний и умений, их применений с целью совершенствования индивида, через осознанные мыслительные процессы. В центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой действительно революционные изменения, как в области содержания, так и в области форм мышления. Высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед девушками в возрастном периоде 15 – 16 лет. Развитие общественно-политического миросозерцания не исчерпывает собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления. Девушки 15 – 16 лет, переходя к адекватному освоению такого содержания, начинает активно и творчески участвовать в различных сферах культурной жизни. Расширение пространства в переходном периоде приводит к образованию понятий. Далее мышление в понятиях приводит к раскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности. Слово, ставшее носителем понятия, является настоящей теорией предмета, к которому оно относится. Познавая с помощью слов, являющихся знаками понятий, конкретную действительность, девушки 15 – 16 лет раскрывают в видимом им мире заключенные в нём связи и закономерности, обеспечивающие переход к образованию понятий: мир собственных переживаний; систематизация информации о самом себе; познание возможностей своего изменяющегося тела и упорядочение данной информации; воссоединяя физиологические и психологические изменения в единое целое – «телесность» [6, с.198].

Это центральное явление всего переходного периода, которое благодаря развитию физической «телесности, восчувствования изнутри», становится инструментом взаимодействия взрослеющего человека с миром вещей, природой, миром людей. Одновременно это инструмент его самоидентификации: «Я в моем собственном теле» и «Тело в моем Я». Типы осознания тела служат психосоматическими регуляторами поведения девушек 15 – 16 лет.

Сущностью двигательного компонента является выделение человека лишенного телесного опыта и телесного отношения к самому себе, «мыслит, но не чувствует», не переживает собственную мысль – он десубъектируется, развоплощается, отчуждает свое тело от личности. В данном случае возникает феномен Картезианского. Это – безмерный разрыв (по М.М. Бахтину) между душой (которая мыслит) и телом (которое чувствует и действует). В теории «Я – сознания» личности следует различать «образ физического Я» (телесное Я) и «образ тела» как результат отношения человека к собственному телу, относительно девушек 15 – 16 лет эти образы порождает сознание, а потом тело [3, с. 38]. Однако, если использовать в физическом воспитании девушек 15 – 16 лет хореографические упражнения, способствующие формированию телесной пластичности, то средства танцевального искусства окажут воздействие на стабилизацию «образа тела» и развитию физических качеств, присущих женскому организму. Тем самым, решиться вопрос мотивации у девушек данного возрастного периода к занятиям физической культурой.

Отсюда следует, что формирование телесной пластичности у девушек 15 – 16 лет оказывает значительное воздействие на физическое воспитание современного подростка, мотивирует их к двигательной активности, к восприятию собственной телесности, тем самым формирует правильное отношение к себе и своему здоровью. Значит, телесная пластичность может являться основным средством физического воспитания девушек 15 – 16 лет, отвечающая всем современным представлениям о физическом воспитании, отражающая не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и телесное развитие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирования физической культуры данного возрастного периода

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М. ФиС, 1998.

2. Букреева Д.П. Косилов С.А. Тамбиева А.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М. «Педагогика», 1975.

3. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения. – Н.Новгород:НГПУ, 2005. – 300 с.

4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1, с. 5-11.

5. Педагогическая психология / под ред. И.В. Дубровина, А.М. Прихожина, В.В. Зацепина М. 2002

6. Сляднева Л.Н. Теоретические основы телесной пластики. – Ставрополь: СГПИ, 2006. – 274 с.

7. Щепин О.П. Здоровье населения Российской Федерации: проблемы и перспективы //Вестник Российской АМН. 1996, № 6

Источник: xn--80aafngqnlfck6b3hm.xn--p1ai