Ответы к экзаменам и зачётам

Ответы к экзамену по дидактике - Актуальные проблемы образования на современном этапе развития общеобразовательной школы

Страница 2 из 16

Актуальные проблемы образования на современном этапе развития общеобразовательной школы.

Актуальные проблемы современного образования, а именно: единство общей профессиональной и мировоззренческой образованности; торжество антикультуры над собственно культурой; инновационность как непрерывная образовательная деятельность в сфере личностно-профессиональной ориентации и др. Решение обозначенных проблем позволит выявить четкие параметры Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, в частности, в образовании. Однако, если в декларативном плане личностная ориентация в образовании не вызывает противодействия, то в реальной образовательной практике дело обстоит сложнее.

Образование в силу специфики решаемых в обществе задач (передача социального опыта новым поколениям) и особо ценного объекта (живая человеческая душа) – один из консервативных социальных институтов. Вместе с тем это такая сфера человеческой деятельности, в которой непрестанно ведутся поиски нового содержания, разнообразных подходов к обучению, отвечающих духу времени и образовательным потребностям личности и общества. Ныне, претерпев впечатляющую эволюцию, образование значительно видоизменило свою роль, значение и функции в жизни общества и отдельного человека. Эти изменения стали следствием развития социально-экономических условий, технологии передачи информации наук о человеке и образовании, о человечестве в целом. Единство общей профессиональной и мировоззренческой образованности мы можем рассматривать как полную, комплексную образованность человека:

1. Общее образование способствует становлению широко эрудированного интеллигента. 2. Профессиональное образование формирует высоко квалифицированного специалиста. 3. Мировоззренческое образование определяет социально зрелого гражданина.

В ориентации образования на личность, особенно если речь идет о личности профессионала, отчетливо просматривается и социальный аспект. Современный социальный кризис ставит профессионала в ситуацию перестройки личностно-профессионального опыта: у непрерывной образовательной деятельности в сфере личностно-профессиональной переориентации появляется отчетливая социокультурная черта – инновационность. Это означает, что образование способно стать средством поддержки человека в кризисных социальных условиях. Одновременно оно выступает и как средство поддержки инновационных социокультурных проектов, в ходе которых создается принципиально новый продукт (например, программы).

Иными словами: ныне образование изменило свой статус в жизни общества и отдельной личности. Если ранее основной его целью была подготовка молодого человека к производственной жизни, то теперь – обеспечение многосторонней подготовки к жизни во всех ее проявлениях, в том числе развитие критического мышления. Ныне образование обеспокоено тем, как предоставить человеку возможность «быть самим собой», «самоопределиться». Сегодняшний учащийся и его родитель должен знать: время десятков тысяч официальных «деятелей культуры» (в кавычках), сотен тысяч таких же «деятелей науки», миллионов «служащих» по принципу: солдат спит, а служба идет – ушло безвозвратно. Сегодня нормально жить, не паразитируя и не воруя, может только высокий профессионал, пользующийся спросом на рынке труда. Поэтому надо возможно раньше и полнее выявлять способности и склонности (это – разные вещи) будущего профессионала. И чем дальше будут эти способности от заполоненных вышеперечисленными тысячами и миллионами, тем лучше. Как для общества в целом, так и для каждого его члена отдельно. Но это еще не все. В дополнение к уже развернувшейся комплексной механизации и начинающейся автоматизации общественного производства – у нас еще только начинает развертываться комплексная компьютеризация производства. В социальном плане это означает, что достаточно несколько процентов занятых, чтобы снабдить остальных продовольствием, включая промышленную обработку сырья; чтобы снабдить любыми промышленными товарами; нескольких процентов в комплексно компьютеризированном госаппарате, включая транспорт и связь, здравоохранение и образование, полицию и армию. Как ни считай, больше двух-трех десятков процентов не получается. В свою очередь, это означает, что даже при сокращении рабочей недели вдвое-втрое-вчетверо (напомним, что она и так сокращена вдвое по сравнению с временами столетней давности) каждая вакансия в общественном производстве XXI века будет цениться все больше и больше. На каждую – любую! – будет все больше и больше желающих. Поэтому императив высокой профессиональности и соответствующего заблаговременного выявления способностей и склонностей к ней все будет более категоричным. Сверхдолгосрочное нормативное прогнозирование предлагает дополнить сокращающуюся рабочую неделю в традиционных отраслях общественного производства такими экзотическими пока занятиями, как ассистент педагога по внеклассной работе с детьми, социальный работник (прежде всего, в здравоохранении), организатор занятий в клубе по интересам, солдат Армии спасения природы (учитывая колоссальный объем ручного труда, в дополнение к машинному, необходимый для реставрации загаженной земной поверхности). В совокупности рабочих человеко-часов для такого рода занятий потребуется не меньше, нежели крестьянских в XIX или рабочих в XX веке. Особенно учитывая, что большей частью будет частичная занятость на несколько часов в неделю, охватывающая все или, по крайней мере, большую часть работоспособного населения. Так блок за блоком формируется социальный заказ для народного образования на перспективу – основа целеполагания в этой области.

Источник: otveti-examen.ru